Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

13 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

15 комментариев
3 января 2010, 21:00 • Культура

Ливанов нервно курит

«Шерлок Холмс»: Развод с Мадонной пошел на пользу

Ливанов нервно курит
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Быть русским и одновременно не вспоминать при просмотре любого «Шерлока Холмса» о дуэте Ливанова – Соломина, казалось бы, невозможно. Однако с динамичным, переполненным спецэффектами фильмом Ричи созданные двумя актерами образы не вяжутся совершенно, ввиду чего бесследно выветриваются из головы уже на пятой минуте. Почему разрушивший все каноны фильм от режиссера-неудачника можно назвать выдающимся? Элементарно, Ватсон: новому поколению – новый Холмс.

Шутка оргкомитета «Золотой малины», одарившего Мадонну титулом «Самой худшей актрисы XX века», сводилась к следующему: наша Чиконне, конечно, хорошая певица, но явный антипод царя Мидаса – все в кинематографе, к чему она прикасается, превращается в каку.

Прыжки, драки, взрывы, погони, карты, деньги, два ствола – важнейший элемент стилистики Холмса «от Гая Ричи

Что называется, накаркали: супруг исключением не стал.

В начале 2000-х Мадонна выходила замуж за одного из самых перспективных режиссеров Её Величества: Гай Ричи был еще не культовым, но уже модным, или, как выражалась лояльная критика, «новаторским» постановщиком. В браке же он с завидным упорством стал снимать чепуху и культивировать самоповторы.

Надежда забрезжила тогда, когда завяли помидоры (сказать, что «Рок-н-ролльщик» был чудо как хорош, значит сильно душой покривить, но в 2008 году для Ричи это был явный шаг вперед), окончательная же реанимация пришла с разводом – к «Шерлоку Холмсу» применимы все те же эпитеты, что и к ранним фильмам Ричи: «новаторский», «модный», – а также междометие «бинго!».

Сам режиссер утверждает, что обратился к Холмсу потому, что с детства зачитывался Конан Дойлем, но мы-то знаем правду, нам дедушка Фрейд рассказал. Легендарный сыщик последовательно сторонился близких отношений с женщинами, так как боялся с них поглупеть (к слову, на данном основании Холмса пытались зачислить к «своим» радужные друзья человечества, но им возразили психологи: Шерлок не гей, он просто нарцисс), то есть Конан Дойля Ричи читал невнимательно и теперь вот раскаивается, беря бывшую благоверную на фу-фу.

Другой вопрос, что совсем без баб кино сейчас снимать нельзя, а потому сценаристы прокачали до одного из центральных образов картины Ирэн Адлер – единственную юбку, к которой сыщик испытывал какие-то чувства и которую именовал «эта женщина» (см. рассказ «Скандал в Богемии»). Но если Конан Дойль, выдав завязавшую авантюристку замуж, забыл он ней навсегда, то создатели данного фильма резонно предположили, что мужей у Адлер были тьмы, а Холмс у нее проходит по категории вечных ценностей (у писателя «Адлер – единственная, кто нанес мне поражение», у драматургов «она единственная, кто нанес Холмсу поражение дважды»; и, конечно, нанесет еще).

Отсылки к первоисточнику, впрочем, излишни: фильм снят по оригинальной истории, все его герои являются не типичными персонажами Конан Дойля, а типичными персонажами Гая Ричи.

#{movie}Да, Холмс по-прежнему курит трубку и украшает свою комнату дырками от пуль, что складываются в вензель королевы, но при этом он – паяц, холерик, алкаш, истероид, которому даже привычки переосмыслили (к примеру, на скрипке сыщик теперь играет пиццикато – этому Холмсу смычок нужен для того, чтобы в Ватсона тыкать). Доктор, в свою очередь, не наивный рохля, а красавец, драчун и игрок, словом, такой Ватсон, каким его только и мог сыграть Джуд Лоу (Роберт Дауни-младший, понятно, мог сыграть Холмса как угодно). Профессор Мориарти – не просто лучший криминальный мозг Лондона, а чистый демон, замогильно хрипящий из полутьмы кэба.

Разве что инспектор Лестрейд да миссис Хадсон остались каноническими, но если бы последняя, к примеру, научилась фехтовать на катанах, фильм бы это не испортило: боксерские поединки, прыжки с пятого этажа, драки, взрывы, погони, карты, деньги, два ствола – важнейший элемент стилистики Холмса «от Ричи».

Безусловно, детективом всё это назвать сложно. С одной стороны, Ричи верен классическому саспенсу Конан Дойля, когда фамилия преступника в большинстве случаев задана в уравнении изначально, а неизвестным является техника совершенного преступления (общие сборы у камина, зафиналенные фразой «на самом деле убийца – садовник», больше характерны для книг Агаты Кристи). С другой – выбранный режиссером ритм выжигает детективную атмосферу напалмом, даже классическая мизансцена «Холмс думает» выполнена через рубленую склейку, какофонию звуков и компьютерную анимацию, показывающую векторы мыслей сыщика (это притом что думает Холмс, сидя по центру сатанинской пентаграммы).

Понимая, что подобная техника превратит историю о Холмсе в аналог Индианы Джонса, когда вся интрига становится малозначимой где-то между четвертым хуком и седьмым взрывом, Ричи, возможно, выбрал единственную верную сюжетную линию, подогнав в картину дьявольщинки, заказав соответствующую музыку и подкормив кладбищенских ворон, чтоб вовремя в кадре появлялись. Злодеяния основного противника детективной парочки – лорда Блэквуда – обставлены на мистический манер и погружены в ореол «пылающей готики» (ранее эталоном данного стиля считался французский «Видок»). Временами начинает казаться, что новый Холмс – персонаж очередной скотофантастики типа «Ван Хельсинга», и лишь итоговое «ах, вот оно как было» вновь возвращает зрителя в детектив.

За подобные вольности с буквой и духом Ричи, конечно, еще получит от доморощенной критики, но есть мнение, что только так – заменив детективную атмосферу на мистическую да поддав в кадр красивого мельтешения – Холмса и можно было вернуть на большой мировой экран. Не случайно последний фильм о нем для широкого проката был снят почти 20 лет назад, то есть в то время, когда экшн и сеченый монтаж окончательно перешли в наступление. Один из самых популярных персонажей в период становления и развития кинематографа (сей факт отражен в «Книге рекордов Гиннеса») оказался не востребован в компьютерную эпоху, когда неспешная заумь и протяжное «сэ-э-эр» становятся уделом телесериалов.

Не случайно персонажи Конан Дойла переживали на свой счет в последней части советской «холмсианы» «XX век начинается»: среди шпионов – героев протобоевиков, НТР и новейших методов ведения войны они уже тогда выглядели динозаврами.

При этом большой вопрос, кто кого вернул к истокам и какие они – истоки. Реальный Лондон конца XIX века был техногенным, многолюдным мегаполисом и городом резких социальных контрастов, - туманные, вымершие улочки Ленинграда и Прибалтики, что мы знаем как «столицу Британии» по фильмам Масленникова, его реальный пейзаж напоминали крайне мало. Атмосферно – да, советский Холмс к первоисточнику ближе. Но Ричи зато гораздо ближе к исторической достоверности.

Наконец, заметим, что качественные сравнения двух картин (включая те, что приведены выше) в принципе дело неумное, так как классика далеко не всегда противостоит модерну. Ричи снял свое кино – дерзкое, динамичное, яркое, которое хотя и про Холмса, но не про «того самого» Холмса, – на что имел полное право, и результат вышел впечатляющим. Консерваторы же пусть успокоятся тем, что на Бейкер-стрит, 221(б) по-прежнему висит портрет Василия Ливанова, с точки зрения как англичан, так и русских, «лучшего Холмса всех времен и народов». У поколений «отцов» и «детей» есть все исходные, чтобы в кои-то веки разойтись вполне довольными друг другом.

Комментарии экспертов

Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
«Шерлок Холмс» – удивительно слабый, механистический фильм. В нем есть погони, стрельба, взрывы и даже немного дедукции под конец, но главного в картине нет. <a href="http://actualcomment.ru/news/9115.html" target="_blank"><b>Читать далее</b></a>
..............