Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
17 декабря 2009, 16:54 • Культура

О дивный новый мир

«Аватар»: Редкий случай, когда реклама не врет

О дивный новый мир
@ kinopoisk.ru

Tекст: Денис Шлянцев

У «Аватара» есть все необходимое, чтобы не только стать лучшим развлекательным блокбастером года, подвинув «Хранителей» и «Звездный путь», но и вписаться, раз уж так модно загодя подводить итоги «нулевых», в рейтинг «самых-самых» фильмов уходящего десятилетия. Уникальная по красоте графика, убедительный культурологический пафос, крепкая режиссерская и выдающиеся актерские работы вполне позволяют забыть о том, что основана картина, в общем-то, на частном случае предательства.

Долгострой продолжительностью в 14 лет (если считать от замысла до премьеры) с лихвой оправдывает и рекламный пафос, и ожидания зрителей, и свой более чем 200-миллионный бюджет. Более того, становится, извините за пафос, одной из тех ассоциативных вех в кино, которыми историки будут отмерять прошлое. Впрочем, Кэмерону это не в новинку, в его резюме «Чужие», два первых «Терминатора» и повальная дикаприомания, в коей безнадежно потонул мир после спуска на широкие экраны «Титаника».

Фундаментальный принцип американской внешней политики – «объявить врагом, затем грабить». Как это смело, мистер Кэмерон!

Режиссер, заставивший всех уверовать во всевидящее око «Скайнета», убояться инопланетной твари по мотивам эскизов Гигера и сдерживать рыдания на сцене прощания Лео и Кейт, отличился и в этот раз: невозможно не проникнуться его «дивным новым миром», выполненным, в основном, в сине-зеленых красках. Гармонично сложенные, широконосые и не признающие одежды На’ви блюдут экологическое равновесие всей этой красотищи, составленной из общающихся между собой деревьев (неслучайно героиня Сигурни Уивер косвенно сравнивает данную экосистему с Интернетом).

Основная интрига закручена вокруг банального до классичности сюжета, в котором, между тем, многие умудряются находить вполне современные аллюзии (в частности, на войну в Ираке).

Прикованный («Да, в Венесуэле было жарко») к инвалидному креслу Джейк Салли (Сэм Уортингтон, снявшийся в последней на сегодня части «Терминатора» и ставший с тех пор одним из самых востребованных актеров жанра «экшн») прибывает на планету Пандора. Названа она так неслучайно: в местном «ларце» спрятаны не только неисчислимые богатства в виде минерала унобтаниума, который, если верить сценаристу, имеет огромное значение для выхода Земли из энергетического кризиса XXII века, но и культурное наследие целой инопланетной расы – души предков На’ви, их беспрестанно циркулирующая энергия.

Алчных гомо сапиенсов в лице предприимчивого Паркера Селфриджа (Джованни Рибизи), естественно, интересует только минерал стоимостью 200 миллионов долларов за кг. Коммерцию поддерживают военные, которых возглавляет полковник Майлс Куорич (накачанный и шрамированный Стивен Лэнг). Ему наплевать на минерал (но не на деньги), но какой крутой мужик откажется от боя с «синими обезьянами», во время которого разве что вагнеровский «Полет валькирий» не звучит.

Противостоит делягам и воякам (плохие) небольшая группа ученых (хорошие) во главе с доктором Грейс Огустин (Сигурни-«Лейтенант Рипли»-Уивер все еще в превосходной форме), что смолит сигареты, не гнушается виски и уважает крепкое словцо. Последние, как водится, настоящие гуманисты, хотя даже Грейс интересуют, прежде всего, образцы для изучения, а уже потом «уникальное культурное наследие».

Расклад сил понятен: АК-47 (модифицированный, само собой) против микроскопа. Вот только непонятна диспозиция самого Джейка Салли: попав в команду ученых, он, как бывший морпех, выбирает подчинение приказам полковника. Другой вопрос, что тот обещает Салли выправить на Земле новые ноги, лучше прежних, − перед таким соблазном устоять сложно, особенно с солдатской пенсией по инвалидности.

Но, попав в тело своего аватара с двойной миссией – военного шпиона и ученого – Джейк внезапно обретает другие ноги – длинные и синие, кроме того, влюбляется в одну из На’ви (Зои Салдана). Параллельно осознав фундаментальный принцип американской внешней политики – «объявить врагом, затем грабить» (как это смело, мистер Кэмерон!), он, в конце концов, принимает третью сторону – сторону аборигенов, чьей культуре грозят алчные варвары – «небесные люди», разрушившие свою планету.

«Аватар», прежде всего, торжество технологий – фильм на 40% состоит из живой съемки и на 60% из гиперреалистичной компьютерной графики, при помощи которой и воссоздан мир На’ви. Помимо работы, собственно, компьютеров неимоверно впечатляет детальная проработанность мира инопланетян – их язык, быт, ритуалы, природа.

Словом, это действительно «новый мир», в реальность которого веришь сразу и почти безоговорочно. Определенные вопросы к мифологии и истории кланов, конечно, имеются, но будем считать, что это задел на обещанное продолжение истории.

Не меньшее впечатление производят и актерские работы. Даже будучи заключенными в «шкуры» своих аватаров, Уортингтон и Уивер выдают высший класс. Джованни Рибизи и Стивен Лэнг, в свою очередь, играют первосортных негодяев. Да и вообще – режиссер не признает полутонов и наносит краски жирными мазками: уж если злодей, то такой, чтоб кулаки сжимались, если герой, то и птеродактиля на ходу остановит, и в горящий вертолет запрыгнет.

Впрочем, какова рецензия без пары килобайт дегтя. Как ни крути, но этическая сторона поступка Джейка Салли выглядит сомнительно: фактически, он предает Землю, ее посланцев, какими бы они ни были, и меняет свою родную культуру на более, с его точки зрения, развитую, ибо землянам, в общем-то, предложить особенно нечего – разве что «джинсы и биг-маки». А вот на Пандоре у него есть ноги, возлюбленная, статус героя и ручной птеродактиль. Стоящий обмен, не так ли?

Но этика этикой, а в случае кассового успеха (в котором сомневаться не приходится) Джеймс Кэмерон пообещал снять вторую и третью серии «Аватара». Кажется, это тот случай, когда вовсе не стыдно прилюдно признаться, что ждешь продолжения.

Комментарии экспертов

Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
Как и любой хороший голливудский фильм, «Аватар» имеет «второе» дно. В данном случае оно связано с Россией. <a href=http://www.actualcomment.ru/news/8745.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>
..............