Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
23 июля 2008, 18:04 • Спорт

Дмитрий Лекух: «Мне жалко Федуна»

Дмитрий Лекух: «Мне жалко Федуна»
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Александр Вишневский

Автор нескольких книг о фанатах «Спартака» Дмитрий Лекух в эксклюзивном интервью газете ВЗГЛЯД объяснил, почему он поддерживает акции «Фратрии» против руководства команды. По мнению писателя, генеральный директор Шавло представляет из себя просто говорящую голову, а главного тренера Черчесова с успехом мог бы заменить комод. При этом Лекух уточняет, что Леонид Федун должен отойти от управления клубом, но вполне может остаться его владельцем.

По мнению Лекуха, проблемы «Спартака» кроются в неэффективности системы управления клубом.

Основные требования «Фратрии» – это отставка Станислава Черчесова, Сергея Шавло и Леонида Федуна как управленца

– Как бы Вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в «Спартаке»?

– На бизнес-языке это называется системный кризис. Все структуры клуба работают с огромными сбоями, кроме разве что селекционного отдела и службы безопасности. Самое печальное, что не видно путей выхода из кризиса. Все здравомыслящие люди прекрасно понимают, что «Спартак» в тупике. Куда движется клуб, непонятно. Поражение от ЦСКА было только поводом к началу акций протеста, которые произошли бы в любом случае.

– Вы довольны результатами акции, предпринятой на матче с «Локомотивом»? Ведь многие фанаты проигнорировали призыв «Фратрии» покинуть трибуны на 10-й минуте игры, чем вызвали гнев сторонников активного протеста.

– Цель акции была не в том, чтобы увести весь народ со стадиона. Нашей задачей было привлечь внимание к проблемам любимого клуба. И это удалось. Я не вхожу в совет «Фратрии», потому что предпочитаю быть наблюдателем, а не вождем. Однако я солидарен с парнями из «Фратрии» и считаю, что они добились успеха своей акцией. Теперь мяч на стороне клуба.

А «Фратрия» готова к продолжению борьбы. Хочу подчеркнуть, что это борьба не против Леонида Арнольдовича Федуна. А за «Спартак». Если изменится стилистика управления клубом и будут достигнуты какие-то договоренности, то мы будем только рады. Просто сейчас ситуация стала абсолютно неприемлемой, потому мы и начали предпринимать акции протеста.

– Вы считаете корнем проблем «Спартака» только Леонида Федуна?

– У системного кризиса не бывает отдельного виновника, но наибольшую персональную ответственность несет, разумеется, тот, кто владеет клубом и сам себя назначил на должность главного управленца клуба – Леонид Арнольдович Федун. Основные требования «Фратрии» – это отставка Станислава Черчесова, Сергея Шавло и Леонида Федуна как управленца. Именно как управленца, а не владельца. «Фратрия» не настолько тупа, чтобы требовать отставки владельца клуба.

Фанаты ни в коем случае не протестуют против Федуна как инвестора, акционера и владельца клуба. Леонид Арнольдович проводит достаточно внятную стратегическую политику клуба. Но, к сожалению, его шаги как управленца клуба уничтожают всё то хорошее, что он делает как владелец. И в «Спартаке» как акционерном обществе, и в самой футбольной команде сейчас царит сплошной бардак.

Мне откровенно жалко Федуна. Я-то в нынешней ситуации трачу только нервы, а он тратит свои деньги, которые, по сути, пропадают из-за отвратительно выстроенной управленческой структуры в принадлежащем ему же предприятии. Почему он это терпит и не вносит коррективы, я никак не могу понять. В отличие от Романа Абрамовича в «Челси», который первым делом купил лучшего профессионального менеджера Питера Кеньона, делегировав ему все полномочия по принятию решений, Федун руководит «Спартаком» сам. И занимается непрофильным делом.

Пусть в нефтяном бизнесе Федун проявил себе как блестящий топ-менеджер, но ведь футбол – это совсем иной вид бизнеса. Это скорее рынок услуг. Рынок, который должен быть предельно сориентирован на клиента. Это не нефтяной бизнес, где главное добыть продукт, а уж с его продажей проблем не возникнет. Здесь же танцевать приходится не от нефтяной вышки, а от клиента, потребителя. Это принципиально другая бизнес-схема.

По какой-то причине Леонид Арнольдович не хочет этого понимать и управляет «Спартаком» как сырьевой компанией. В которой с потребителями не нужно особенно считаться, потому что всё равно купят, никуда не денутся. Как по нормам советского общепита: «Жри что дают». Но в футбольном бизнесе такое невозможно, равно как во многих других сферах бизнеса. Вы можете себе представить, чтобы директор сети ресторанов зашел в одно из заведений и сказал клиентам: «А что это вы вдруг требуете, чтобы вас кормили не тухлыми котлетами»?

А в «Спартаке» подобные заявления звучат регулярно. Вот Сергей Шавло в недавнем интервью вопрошает, а с чего это вдруг «Фратрия» вообще имеет право голоса. Простите, это ваши потребители. Это люди, которые покупают у вас билеты, абонементы, атрибутику. Нельзя так с ними разговаривать. А в клубе понимания этого нет. Вернее, оно исчезло. Ведь «Спартак» – поистине уникальная команда. Он никогда не был клубом при ведомстве.

Я еще успел застать времена, когда для того, чтобы попасть на тренировку «Спартака» и пообщаться с Константином Ивановичем Бесковым или Николаем Петровичем Старостиным, было достаточно просто приехать в Тарасовку. Услышать от этих людей какие-то неуважительные слова в адрес болельщиков, даже сопливых пацанов, было в принципе невозможно. Потому что «Спартак» изначально ориентировался на болельщиков, а не отчетность перед хозяином, как в других клубах.

Об этом не очень любят говорить, но в «Спартаке» в 1950–60-х годах размер премий игрокам зависел от объема выручки за билеты на матчи. Есть знаменитая легенда, как кто-то из спортсменов, выходя на поле и видя заполненные трибуны, говорил: «О, наша касса пришла». Во многом по этой чисто экономической причине и футболисты, и тренеры, и функционеры «Спартака» были подчеркнуто уважительны и внимательны к болельщикам. А Леонид Арнольдович выстроил принципиально другую структуру, придя в «Спартак».

– Точнее, купив «Спартак».

– Да, купив. Он решил, что раз он купил «Спартак», значит, он купил и всё остальное. Но невозможно купить 10 или 20 миллионов человек, которые болеют за «Спартак». В принципе, все мы желаем Леониду Арнольдовичу только процветания и благополучия. Озвученные им стратегические задачи развития клуба полностью совпадают с желаниями основной массы болельщиков – свой стадион, успешность команды в экономическом и спортивном смысле.

Проблема не на стратегическом, а на оперативном, а также идеологическом уровне. Основы экономики: чтобы бизнес такого уровня был успешным, нужно согласие трех категорий: акционеров, менеджеров и потребителей продукции. В настоящее время в управленческой схеме «Спартака» потребители продукции из этой схемы исключены. Они как будто должны быть по определению. И когда фанаты вдруг начинают развешивать баннеры и уходить с сектора, руководители «Спартака» впадают в ступор с мыслью: «Ничего себе, тумбочка заговорила».

Но мы не можем терпеть такой бардак в нашем клубе. Нельзя управлять таким клубом, как «Спартак», непрофессионально, да еще и факультативно, потому что главной заботой Федуна остается нефтяной бизнес. Вместо того, чтобы найти грамотного управленца и делегировать ему полномочия по руководству клубом, Федун назначил генеральным директором клуба Сергея Шавло, сейчас более известного по кличкам Му-му или Одну секундочку, потому что для принятия каждого решения ему нужно созвониться с Федуном.

Но какой смысл обижаться на Шавло, раз он просто говорящая голова и ничего в клубе не решает? Ну, сидит человек, получает 15 тысяч долларов в месяц за то, что время от времени говорит что-то в камеру. У кого-то из журналистов было поразительное наблюдение, когда он заглянул в ежедневник на столе генерального директора «Спартака», который был… абсолютно пустым.

Но раз есть такой управленец, как Шавло, значит, это кому-то выгодно. Значит, управленческая схема в «Спартаке» специально заточена под барина, который неподотчетен никому. Вот эта ситуация в первую очередь не устраивает фанатов. Кто-то скажет: какое право мы имеем вмешиваться в чужую собственность? Но это не чужая собственность. Это команда, за которую мы болеем, за которой ездим по всему миру значительно дольше, чем Федун ею владеет. Невозможно купить любовь. Покупая акции ОАО, Леонид Арнольдович купил только ОАО. Футбольный клуб «Спартак» он не купил.

Футбольный клуб в нематериальном его воплощении принадлежит болельщикам. Федун не может сказать, мол, мне надоел «Спартак», я закрываю его к чертям собачьим. Потому что тогда будет социальный взрыв, и уже Леонида Арнольдовича старшие товарищи поправят. Нельзя шутить с такой аудиторией. И ведь люди отдают себе в этом отчет. Потому что после матча с «Локомотивом» офис «Лукойла» был окружен ОМОНом. Люди откровенно испугались. Хотя никаких силовых акций не планировалось и в помине.

Основной акционер и председатель совета директоров футбольного клуба «Спартак» Леонид Федун (справа) и генеральный директор московского «Спартака» Сергей Шавло (Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД)
Основной акционер и председатель совета директоров футбольного клуба «Спартак» Леонид Федун (справа) и генеральный директор московского «Спартака» Сергей Шавло (Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД)
Зачем же доводить ситуацию со своим побочным бизнесом до такой степени, что начинаешь бояться за основной? Неужели страсть поиграть в «Футбольный менеджер» столь велика, что можно угробить свой собственный актив? Я не могу этого понять. Тем более зная, как господин Федун управляет другими непрофильными бизнесами. Он делает это блестяще. Там выстроена та самая грамотная система управления, которую мы хотим видеть в «Спартаке».

А ведь среди сотрудников «Спартака» немало настоящих профессионалов, но как единый коллектив клуб не работает. Абсурд и непрофессионализм встречаются на каждом шагу. Разве нормально, когда на домашнем матче «Спартака» диктор не в меру радостным и пафосным голосом объявляет о голах ЦСКА? Когда этот диктор просто по ошибке ставит запись старого ненавистного фанатам «Спартака» гимна клуба?

Неужели сложно с диктором перед матчем поработать? Что это за издевательство, если клуб выпускает абонементы, которые уже через несколько туров надо менять на пластиковые карточки, но на практике поменять невероятно сложно? Доходит до смешного: когда обменивали мой абонемент на сектор А5, выяснилось, что он не был проведен через бухгалтерию. Никто ничего не украл, просто в клубе бардак.

Это только кажется, что система управления «Спартака» – внутреннее дело клуба. А на практике получается, что в прошлом году в Праге наш фанатский сектор зачищал чешский спецназ, закидывая нас светошумовыми гранатами, не просто так, а потому что наш клуб написал официальное письмо принимающей стороне, что на матч едут страшные и ужасные спартаковские хулиганы, в связи с чем возможны массовые беспорядки.

Самое смешное, что те хулиганы на стадион даже не пошли. На фанатском секторе были люди с семьями. Я видел там девочку, которой насквозь прожгло щеку гранатой. Ей срочно нужна была пластическая операция. Я видел глаза ее отца, который впервые вывез 15-летнюю дочку на футбол. И я понимал, что это именно наш клуб дал карт-бланш чешской полиции.

Никто из клуба не остался в Праге заниматься болельщиками, которые лежали там в больницах.

Огромное спасибо нашему консульству в Праге. Чиновники МИДа отработали так, как и должны были, защищая граждан России. Но как спартаковские болельщики никакой помощи мы не получили. Тогда как «Зенит» помогал своим болельщикам, попавшим в тюрьму в Испании, и на самолете вывозил фанатов, застрявших в Греции. А в «Спартаке» люди не переживали за своих болельщиков. Вместо этого они боялись, что Федун даст им по ушам за очередной штраф за беспорядки на трибунах.

Таких примеров непрофессионализма множество. Потому что главное требование для спартаковских менеджеров сейчас – это не профессионально работать, а быть угодными руководству. Такое впечатление, что в «Спартаке» люди живут по принципу «день простоять, ночь продержаться, а потом подойти к кассе и расписаться».

Особенно это касается главного тренера, который по всем нормам морали обязан был подать в отставку после поражения 1:5 от ЦСКА. Уж извините за такое сравнение, но даже Газзаев писал заявления об отставке после позорных поражений.

Разве нормально, что Черчесов отправляет в дубль капитана и вице-капитана не по игровым причинам, а потому что они, якобы, лидерские качества не проявили. Это опять же ориентация не на болельщиков, а на то, чтобы показать барину, что я вот работаю, что я сильная и гордая птица. Но это настолько непрофессионально, насколько только возможно. Такого тренера к работе даже во второй лиге нельзя допускать. Черчесов уже давно подписал себе приговор.

Федун как-то заявлял, что роли тренера он отводит 10 процентов от результатов команды. Ни один уважающий себя профессионал не согласится работать 10 процентами. Черчесов согласился. Он и есть 10 процентов. Мы это и пожинаем. Он просто неквалифицированный тренер. Да, он был отличным вратарем. Но тренер – это, видимо, просто не его работа.

У Романцева был намного более слабый набор игроков, чем сейчас в «Спартаке». Намного! В самый успешный год «Спартака», когда команда громила «Арсенал», мы и представить себе не могли, что в защите «Спартака» когда-то будут основные игроки сборных Германии, Австрии, Чехии, как сейчас. А теперь у нас приезжают игроки из серии А, приезжают лидеры национальных сборных, и во что они превращаются через несколько лет пребывания в «Спартаке»?

Вот результаты работы 10-процентного тренера. Леонид Арнольдович сам оценил тренера в 10 процентов. Вот тренер и превращает его активы в пассивы. Потому что деградирующие футболисты обесцениваются на рынке, и его вложения весят всё меньше и меньше. И это только его решение и ничье еще.

– Сейчас Федун категорически отвергает возможность отставки Черчесова: мол, разве можно менять тренера за месяц до Лиги чемпионов?

– Вы можете себе представить, какую игру покажет ЭТА команда в Лиге чемпионов? Я считаю, что Черчесова сейчас можно смело заменить комодом. Комод будет тренировать не хуже.

– А еще Федун выразил готовность отдать «Спартак» бесплатно тому, кто возьмет на себя обязательства по строительству стадиона в 500 млн долларов и по инвестициям в команду в 50 млн долларов каждый год в течение 10 лет.

– Смешно звучит: «Принесите мне миллиард, и я вам отдам клуб бесплатно».

Но болельщики умеют считать. Если Леонид Арнольдович сам заявляет в другом недавнем интервью, что бюджет «Спартака» составляет 60 млн долларов, из которых 30 млн уже сейчас покрываются доходами клуба, причем даже без выручки от участия в Лиге чемпионов, то с чего он взял сумму в 50 млн ежегодных инвестиций? Тем более, что Федун утверждает, что сам ежегодно тратит на команду 30 млн долларов, и при этом клуб каждый год якобы приближается к самоокупаемости.

Откуда же вдруг 50 млн долларов ежегодных инвестиций? «Спартак» абсолютно точно не стоит миллиарда долларов, даже с учетом стадиона. Тот же Абрамович вложил в «Челси» значительно меньше миллиарда. Плюс декларации Федуна настолько малореализуемы с юридической точки зрения… Так что это заявление выглядит популистским.

– Напоследок вопрос о футбольных фанатах вообще. Вас как писателя часто упрекают в излишней идеализации их образа. Дескать, у читателей создается обманчивое впечатление о фанатах, а как следствие – порой и желание к ним присоединиться. Вы принимаете такие упреки?

– Нет. Какое у нас в обществе преобладает представление о футбольных фанатах? Гоблины с промышленных окраин. Однако болельщики – это весь срез общества. Может ли стать гоблин с окраин лидером в такой среде, где представлены в достаточном количестве и интеллектуалы? Конечно, нет. Для этого нужно иметь не только бойцовские и лидерские качества, но и достаточную личную харизму.

Теперь давайте рассмотрим историю фанатского движения в России. Она скопирована с английской модели. А чтобы изучить первоисточники, нужно было на хорошем уровне владеть английским языком. Может ли гоблин с окраин настолько хорошо знать английский, чтобы хотя бы читать книги Джона Кинга, который к тому же писал на кокни, а не на литературном английском? Не думаю.

Смотрим дальше. Чтобы пробить золотой выезд, то есть побывать на всех выездных матчах своей команды в течение года в России и в Европе, требуется довольно серьезная денежная сумма.

На самом деле, основа футбольных хулиганов – это интеллектуалы и состоявшиеся люди. Которые прячут свои лица, не столько скрываясь от милиции (с которой всегда можно договориться), а совсем по другой причине. Крупному работодателю будет не очень-то приятно узнать, что коммерческий директор его фирмы является одним из таких ребят.

Так что я не согласен с тем, что в моих книгах футбольные хулиганы излишне идеализируются. Я показываю там и актуальные проблемы: там присутствуют и радикальный национализм, и расизм, и наркотики. Хотя, кстати, последняя тема сейчас уже не так актуальна, как раньше, потому что наркоманов чуть ли не кулаками повыбивали из рядов большинства группировок...

..............