Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
1 июня 2010, 21:55 • Культура

Потрогав будущее

Андрей Вознесенский - гражданин нескольких культурных миров

Потрогав будущее
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

Написав массу стихов на злобу дня и уделив много внимания вещам, о некоторых из которых сегодня можно прочесть лишь в учебниках истории, ушедший 1 июня Андрей Вознесенский, тем не менее, не стал заложником этой публицистичности. Пожар в Архитектурном институте, гонконгский грипп, шагавший по планете в конце 1960-х, и даже открытие безымянной советской ГЭС – все это навсегда останется актуальным именно потому, что эти явления описал поэт.

И точно так же «Лонжюмо», ранняя поэма Вознесенского о Ленине, превратившаяся со временем в безупречную мишень для любителей обвинять поэтов в конформизме, не позволяет огульно поставить пренебрежительную архивную печать на поэтической лениниане. Почему? Ответ прост: это великие стихи.

Последняя книга, сборник стихов «Ямбы и блямбы», вышла в начале мая 2010-го, и автор успел подержать ее в руках

Как и любой большой поэт, Вознесенский открыл свой языковой материк, явил нечто, ставшее не только феноменом культуры, но и событием речи. Жизнеспособность каждого его стихотворения, независимо от того, принадлежит ли оно к безусловным шедеврам или нет, всегда поддерживается неповторимостью фразировки и интонации. Так пишут только те, кто наделен врожденным даром своеобразия, природным умением говорить обо всем с собственным поэтическим акцентом. Именно поэтому стиховая вселенная Вознесенского стала одним из тех огромных магнитов, которые грозят навсегда притянуть к себе начинающего автора. Создатель другого равносильного магнита − Бродский; логично, что эти два поэта были абсолютными антиподами по отношению друг к другу.

Вознесенский мог появиться только в ту счастливую эпоху, когда поэзия была грандиозным общественным явлением и выводила на площади многотысячные толпы, а эта эпоха, в свою очередь, могла состояться только при участии и лидерстве Вознесенского. Но, выйдя из поэтического рая 1960-х, автор «Треугольной груши» и «Антимиров» со временем перешагнул поколенческие рамки. Характеристика «поэт-шестидесятник» уменьшает реальный масштаб его фигуры в несколько раз.

В советские времена Вознесенскому отчаянно завидовали; непримиримые антисоветчики инкриминировали ему конъюнктурность и нежелание пойти на бескомпромиссное противостояние режиму. Но моральная позиция, с которой высказывались эти претензии, сомнительна. Как бы то ни было, именно Вознесенскому импульсивный Хрущев публично предлагал «убираться вон», и поэту довелось побывать объектом такой громкой травли, какой сподобился мало кто из его хулителей-диссидентов.

То, что опальный поэт в итоге не стал изгнанником, не его вина, да он и не был предназначен для такой судьбы.

Вознесенский прошел собственный блистательный путь, вызвав сбой в механизме советской политики. Подобно дружившему с ним Высоцкому, он столкнулся с системой официальных запретов, но при этом стал небывало востребованным на родине и одновременно совершил легальный выход к западной аудитории. Общение с американскими и европейскими коллегами и соратниками по новому искусству − Сартром, Пикассо, Алленом Гинзбергом и многими другими − обогатило поэта, сделало его гражданином нескольких культурных миров.

Вознесенский − автор-экспериментатор, он остроумно и талантливо занимался визуальной поэзией, умел обращаться со словами и буквами, как с деталями конструктора, создавал стихотворения-рисунки и синтетические визуально-текстовые вещи. Мастерски писал прозу. Но он был также великолепным эстрадным исполнителем своих стихов, отличаясь этим от большинства стихотворцев. Возможно, звуковая сторона в его поэзии была все же важнее. Недаром его стихи обрели еще одну бессмертную ипостась в качестве текстов всенародно любимых эстрадных песен и легендарной рок-оперы «Юнона и Авось», а сборник «Антимиры» лег в основу одноименного спектакля Театра на Таганке.

Вознесенскому подвластны все темы и жанры. Он дал второе дыхание любовной лирике, но столь же убедительны и самобытны его сатирические зарисовки и пейзажные элегии, гражданские и философские тексты. Перечитывая его стихи, старые и новые, поражаешься их фонтанирующему озорству, мощной иронии, подсвечивающей даже трагические темы, искрометной энергии созидательного хулиганства.

Вдобавок поэт видел все так, как до него не удавалось увидеть никому, как будто бы приплюсовывая к известным нам пространственным измерениям еще пару новых. С помощью своих дерзких и головокружительно точных сравнений он, казалось, был способен описать весь видимый мир. И дело здесь не только в том, что он был прямым наследником русских футуристов, но и в его профессиональных занятиях архитектурой и живописью.

В ближайшее время в Москве обязательно должен появиться памятник Андрею Вознесенскому, но памятник его архитектурному мастерству давно уже есть − это созданный в соавторстве с Зурабом Церетели монумент «Дружба навеки» на Тишинской площади, который посвящен двухсотлетию присоединения Грузии к России.

Вознесенский писал и публиковался вплоть до последних месяцев жизни. Его огромная библиография включает более десяти книг, изданных на протяжении 2000-х. Последняя книга, сборник стихов «Ямбы и блямбы», вышла в начале мая 2010-го, и автор успел подержать ее в руках. Возраст на его новых стихах совершенно не отразился – Андрея Вознесенского по-прежнему можно узнать по нескольким строчкам:

Гений нас прельщает
новеньким,
ходит, будущее потрогав.
Вслед толпятся крохотно
нолики
в очередь за автографом.

Комментарии экспертов

Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
Андрей Вознесенский писал удивительные стихи, и, хоть он и архитектор по образованию, его новаторство не в архитектуре зданий, а в архитектуре стиха. <a href=http://actualcomment.ru/news/12624.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>.
..............