Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.
14 комментариевИгра не на жизнь
Погиб актер Юрий Степанов
Улыбка, детские ямочки на щеках. Добрый, бывает, вспыльчивый, но всегда порядочный. Таким его знают и будут помнить. Степанов быстро отошел от амплуа комика, каким его считали поначалу. Его работы в театре и в кино наглядно показали, что у этого актера богатейшая палитра образов. Он играл роли, словно сплетал кружева из самых тонких нитей, будь то изящный и ироничный Лыняев в спектакле «Волки и овцы» или «Гражданин начальник» в телесериале.
Степанов родился в городке неподалеку от Иркутска. Родители хотели, чтобы он стал охотоведом, – отец был директором совхоза. С детства Юрий знал азы животноводства, плотничал, строил, ловил рыбу и копал картошку. Впервые он вышел на сцену в маленькой комедийной роли в местном Доме культуры – отплясывал кадриль, пел. Когда после школы Юрий решил поступать в театральное училище, мама и папа были, мягко говоря, удивлены. Но запрещать не стали – решили, что это подростковый бунт, потом возьмется за ум. Но его мечтой был театр. Вопреки желанию родителей Степанов уехал в Москву поступать в ГИТИС на курс Петра Фоменко.
Актер признавался, что не знает, что стало бы с ним, если бы он оказался в других руках. Спустя годы Степанов был все так же безгранично благодарен Фоменко за то, что тот воспитал его, научил любить театр, актеров, с которыми играл, быть терпимым. И, конечно, блистать. Деликатно, тонко, ненавязчиво. Фоменко сумел отыскать в актере именно ту грань, которая с первого взгляда, может быть, и не была видна в выпускнике иркутского театрального училища. Кого бы ни играл Степанов: Чебутыкина в «Трех сестрах», сэра Эндрю Эгьючика в «Двенадцатой ночи», изящно-комичного Лыняева в «Волках и овцах» или слабоумного Бенджамина в спектакле Сергея Женовача «Шум и ярость» по Фолкнеру, – он всегда задевал, цеплял, заставлял зрителя быть участником действа, а не сторонним наблюдателем.
#{movie}Кино началось не сразу. У Фоменко не принято «ходить на сторону». Степанов, как и другие актеры «Мастерской», привык ставить театр на первое место. Его дебютный выход на экран – фильм «Орел и решка» Данелии. Следующий – уже в главной роли – в картине «Время танцора» у Вадима Абдрашитова. Этого режиссера Степанов считал своим крестным отцом в кино. А его родной отец погиб сразу после выхода фильма.
Потом была небольшая роль телохранителя Гоши в фильме Владимира Грамматикова «Привет от Чарли-трубача». Работы, заметные массовому зрителю, начались позже. Тогда же он, увы, стал реже играть в театре.
К любой роли, даже если это телесериал, который обычно делают второпях, не давая актеру высказаться, Степанов подходил серьезно. Он был внимателен к своим героям. «Меня интересует судьба конкретного человека — откуда он вышел и куда пришел», – говорил Юрий о своей работе в сериале «Штрафбат» в интервью журналу «Искусство кино», редком интервью – не любил «светиться».
Актер не мог работать под указку режиссера, если не понимал, зачем он это делает. «Мне надо выкрутить свою историю. И если я хочу заниматься актерской профессией, мне надо уметь быть самостоятельным. Я не хочу быть бараном, которого погнали «туда, не знаю куда». А подобные ситуации, хочешь ты или нет, бывают. И когда мне режиссер говорит: «Сделай так — не знаю зачем», – я отвечаю, что и я тоже не знаю, зачем нужно сделать так. Моя профессия — уметь оправдать роль, убедить каждым своим словом, жестом да всем вообще, но я могу это делать самостоятельно до какого-то предела. А дальше мне нужна точная режиссерская задача, ясные психологические мотивы», – говорил он.
Степанов честно признавался, что в сериалы пошел зарабатывать деньги. Ведь у него была семья – жена и двое сыновей. С Ириной актер познакомился в 1994 году. Она шила костюмы для спектаклей «Мастерской». Юрий долго тянул с женитьбой – был не готов. Сам потом смеялся – когда уже после рождения старшего Кости Ирина все-таки затащила его в ЗАГС, за углом стерегли друзья – на случай, если попробует сбежать.
Сериалы принесли ему возможность не думать о деньгах. Хотя их у него так никогда и не было много. Разве что смог купить семье квартиру на окраине Москвы. Он так и не приобрел себе автомобиль. В ночь со вторника на среду Степанов, как обычно, поймал машину. В «четверку», на которой он ехал, врезалась Mazda. Кто же думал, что все так обернется. Проклятые российские дороги.
Театр Фоменко скорбит. Они были больше чем просто коллеги – они были семьей, той, что всегда вместе – и в горе, и в радости. На сайте «Мастерской» уже поставили дату смерти – 3 марта 2010 года. Вот только биография написана в настоящем времени. «Работает в московском театре «Мастерская П. Фоменко». В его смерть и правда невозможно поверить.