Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
3 марта 2010, 13:30 • Культура

Игра не на жизнь

Погиб актер Юрий Степанов

Игра не на жизнь
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Маврикова

Улыбка, детские ямочки на щеках. Добрый, бывает, вспыльчивый, но всегда порядочный. Таким его знают и будут помнить. Степанов быстро отошел от амплуа комика, каким его считали поначалу. Его работы в театре и в кино наглядно показали, что у этого актера богатейшая палитра образов. Он играл роли, словно сплетал кружева из самых тонких нитей, будь то изящный и ироничный Лыняев в спектакле «Волки и овцы» или «Гражданин начальник» в телесериале.

Степанов родился в городке неподалеку от Иркутска. Родители хотели, чтобы он стал охотоведом, – отец был директором совхоза. С детства Юрий знал азы животноводства, плотничал, строил, ловил рыбу и копал картошку. Впервые он вышел на сцену в маленькой комедийной роли в местном Доме культуры – отплясывал кадриль, пел. Когда после школы Юрий решил поступать в театральное училище, мама и папа были, мягко говоря, удивлены. Но запрещать не стали – решили, что это подростковый бунт, потом возьмется за ум. Но его мечтой был театр. Вопреки желанию родителей Степанов уехал в Москву поступать в ГИТИС на курс Петра Фоменко.

Актер признавался, что не знает, что стало бы с ним, если бы он оказался в других руках. Спустя годы Степанов был все так же безгранично благодарен Фоменко за то, что тот воспитал его, научил любить театр, актеров, с которыми играл, быть терпимым. И, конечно, блистать. Деликатно, тонко, ненавязчиво. Фоменко сумел отыскать в актере именно ту грань, которая с первого взгляда, может быть, и не была видна в выпускнике иркутского театрального училища. Кого бы ни играл Степанов: Чебутыкина в «Трех сестрах», сэра Эндрю Эгьючика в «Двенадцатой ночи», изящно-комичного Лыняева в «Волках и овцах» или слабоумного Бенджамина в спектакле Сергея Женовача «Шум и ярость» по Фолкнеру, – он всегда задевал, цеплял, заставлял зрителя быть участником действа, а не сторонним наблюдателем.

#{movie}Кино началось не сразу. У Фоменко не принято «ходить на сторону». Степанов, как и другие актеры «Мастерской», привык ставить театр на первое место. Его дебютный выход на экран – фильм «Орел и решка» Данелии. Следующий – уже в главной роли – в картине «Время танцора» у Вадима Абдрашитова. Этого режиссера Степанов считал своим крестным отцом в кино. А его родной отец погиб сразу после выхода фильма.

Потом была небольшая роль телохранителя Гоши в фильме Владимира Грамматикова «Привет от Чарли-трубача». Работы, заметные массовому зрителю, начались позже. Тогда же он, увы, стал реже играть в театре.

К любой роли, даже если это телесериал, который обычно делают второпях, не давая актеру высказаться, Степанов подходил серьезно. Он был внимателен к своим героям. «Меня интересует судьба конкретного человека — откуда он вышел и куда пришел», – говорил Юрий о своей работе в сериале «Штрафбат» в интервью журналу «Искусство кино», редком интервью – не любил «светиться».

Актер не мог работать под указку режиссера, если не понимал, зачем он это делает. «Мне надо выкрутить свою историю. И если я хочу заниматься актерской профессией, мне надо уметь быть самостоятельным. Я не хочу быть бараном, которого погнали «туда, не знаю куда». А подобные ситуации, хочешь ты или нет, бывают. И когда мне режиссер говорит: «Сделай так — не знаю зачем», – я отвечаю, что и я тоже не знаю, зачем нужно сделать так. Моя профессия — уметь оправдать роль, убедить каждым своим словом, жестом да всем вообще, но я могу это делать самостоятельно до какого-то предела. А дальше мне нужна точная режиссерская задача, ясные психологические мотивы», – говорил он.

Степанов честно признавался, что в сериалы пошел зарабатывать деньги. Ведь у него была семья – жена и двое сыновей. С Ириной актер познакомился в 1994 году. Она шила костюмы для спектаклей «Мастерской». Юрий долго тянул с женитьбой – был не готов. Сам потом смеялся – когда уже после рождения старшего Кости Ирина все-таки затащила его в ЗАГС, за углом стерегли друзья – на случай, если попробует сбежать.

Сериалы принесли ему возможность не думать о деньгах. Хотя их у него так никогда и не было много. Разве что смог купить семье квартиру на окраине Москвы. Он так и не приобрел себе автомобиль. В ночь со вторника на среду Степанов, как обычно, поймал машину. В «четверку», на которой он ехал, врезалась Mazda. Кто же думал, что все так обернется. Проклятые российские дороги.

Театр Фоменко скорбит. Они были больше чем просто коллеги – они были семьей, той, что всегда вместе – и в горе, и в радости. На сайте «Мастерской» уже поставили дату смерти – 3 марта 2010 года. Вот только биография написана в настоящем времени. «Работает в московском театре «Мастерская П. Фоменко». В его смерть и правда невозможно поверить.

..............