Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

71 комментарий
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
6 апреля 2006, 19:45 • Культура

«Сердечный приступ» Жака Одиара

«Сердечный приступ» Жака Одиара
@ www.arthouse.ru

Tекст: Михаил Довженко

Спустя пять лет режиссерского молчания Жак Одиар снял очередной психологический триллер и сделал это в своей ставшей уже традиционной манере. Как и в своем предыдущем фильме «Читай по губам», Одиар занимается исследованием человеческого сознания и поведения на перепутье. Главный герой «Сердца» помещается в ситуацию выбора между отцом и матерью, между любовью и сексом, между должным и желаемым. Добавив в свой фильм немного саспенса, здорового юмора и французских бытовых реалий на фоне хорошо подобранной музыкальной палитры, режиссер создал ленту, похожую на посещение психоаналитика. Первый ознакомительный сеанс – бесплатный.

Молодой человек двадцати восьми лет Тома (Ромен Дюри) перестал играть на пианино сразу же после смерти матери. С тех пор его жизнь – это сплошной криминальный бизнес, «связанный с недвижимостью». Он «специализируется» на выселении бездомных, на порче коммуникаций невыгодным жильцам, на подбрасывании им же крыс и на вышибании денег с помощью бейсбольной биты. Последним его «талантом» всегда не прочь воспользоваться отец Тома (Нильс Ареструп), жизнь которого хоть и прошла в антураже приблизительно того же самого, но возраст уже не всегда позволяет решать проблемы самостоятельно.

«Выбирай сердцем»

У парня, чьи крысы и бейсбольные биты по ночам пока никуда не исчезли, днем появляется осознанное занятие (www.arthouse.ru)
У парня, чьи крысы и бейсбольные биты по ночам пока никуда не исчезли, днем появляется осознанное занятие (www.arthouse.ru)
Собственно, никто и не спорит с тем, что самое интересное с точки зрения «понаблюдать со стороны» с человеком происходит именно в момент какого-то выбора. Буриданов осел, Гамлет, Анна Каренина, наконец, из последнего кино – «Матч-пойнт». Но «Мое сердце биться перестало», в отличие от фильма Вуди Аллена, гораздо менее жанрово размазано. Вернее, Одиар вообще не выходит за рамки выбранного им жанрового шаблона «психологический триллер». Что и неудивительно.

Душевные метания главного героя между матерью и отцом, между музыкой, тягой к прекрасному и правдой жизни включаются, как по указке, – автомобиль Тома резко сворачивает к какому-то концертному залу, где бывший пианист неожиданно заметил пианиста настоящего, авторитета в мире музыки – господина Фокса. Хороший костюм, бабочка. Результат мимолетного разговора – приглашение на прослушивание. У парня, чьи крысы и бейсбольные биты по ночам пока никуда не исчезли, днем появляется осознанное занятие, а в обозримом будущем – конкретная дата прослушивания – реальный шанс вернуться к чему-то настоящему, что, кажется, уже потеряно. Кроме того, это шанс избавиться от влияния отца, который будто съедает всю жизнь Тома, вовлекая его в очередные разборки.

Молодой актер Ромен Дюри, по признанию самого Жака Одиара, как нельзя лучше подходит на эту роль, поскольку и в профессии, и в личной жизни сам еще находится на перепутье. И действительно, сыграв уже несколько заметных главных ролей, Дюри еще будто выбирает, по какому пути ему дальше двигаться. Либо кто-то другой ищет для него какой-то профессиональный формат.

Эстет Одиар знакомит героя Дюри с китаянкой Мяо Линь, способной научить кого угодно игре на фортепиано, но не способной произнести по-французски и двух слов. В результате зритель становится свидетелем вполне лирических для триллера сцен ежедневных занятий музыкой, перемежающихся эмоциональными диалогами на непонятном китайском и непонятном французском. Но по сценарию эти диалоги, конечно же, понятны на уровне сердца. В «Особенностях национальной охоты» подобные сцены на финском и русском призваны вызывать лишь смех в зале.

Реальный выбор

Выбирать что бы то ни было в этой жизни все равно придется самостоятельно (www.arthouse.ru)
Выбирать что бы то ни было в этой жизни все равно придется самостоятельно (www.arthouse.ru)
Спустя два года после того, как отец Тома погибает от рук русского бандита, с охраной которого биты двадцативосьмилетнего сына уже не способны справиться, герой предстает на экране будто бы нашедшим себя после долгих метаний. Главный герой фильма «Матч-пойнт» лишь создает для себя проблемы, убивая персонажа, заставляющего его делать непростой выбор. Подобная проблема главного героя «Сердца» решается руками русского бандита Минскова. Что дальше?

Безусловный талант Жака Одиара проявился в том, что финал фильма – это слегка циничная игра режиссера с ожиданиями зрителя. Именно она и придает «Сердцу» не только жанровую завершенность, которая и так явно очерчена, но демонстрирует - выбирать что бы то ни было в этой жизни все равно придется самостоятельно. Даже если в какой-то момент кажется, что выбор уже сделан за тебя и можно спокойно сидеть в филармоническом зале, наслаждаясь виртуозно исполняемой музыкой Баха.

Реалистичность этого посыла достигается Жаком Одиаром в том числе и с помощью достаточно простых технических приемов – отсутствие декораций, естественное освещение, каждая сцена снята одним планом. В итоге в центре внимания лишь главный персонаж, его окружение (начиная с отца и заканчивая арабами-нелегалами), его внутренние метания. То, что происходит с каждым из нас в кабинке для голосования, когда мы ставим галочку напротив фамилии кандидата, часто не значащего для нас ничего, – ерунда по сравнению с тем реальным моральным выбором, который Тома сделает в финале фильма «Мое сердце биться перестало». И вряд ли кто-то сделает этот выбор за него.

..............