Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
12 февраля 2006, 21:56 • Культура

Враг народа

Враг народа
@ film.ru

Tекст: Марина Латышева

Свой новый фильм «Мюнхен», московская премьера которого состоится 16 февраля, Спилберг снял стремительно – за три месяца. В процессе съемок информация о том, что происходит на площадке, в мир не просачивалась. Актерам не показывали законченного сценария, а с техперсонала даже взяли подписки о неразглашении. И как только картина вышла в прокат, разразился скандал.

Впервые в истории израильская разведка и палестинские террористы пришли к согласию, хором жалуясь на историческую неправду.

О чем

Кадр из фильма «Мюнхен» (фото: film.ru)
Кадр из фильма «Мюнхен» (фото: film.ru)

«Мюнхен» посвящен олимпийским событиям 1972 года в Германии, когда группа палестинских боевиков уничтожила команду Израиля, и повествует об операции возмездия израильских спецслужб. А вернее, об отправленных в Европу палачах, не до конца уверенных в правильности своей миссии.

Спилберг и его пиарщики (среди которых Эйал Арад, который еще недавно работал на правительство Израиля, объясняя народу, почему надо вывести войска из сектора Газа) убеждали всех, что провели консультации с некими специалистами.

Но при этом специалисты признанные возмущаются все как один. Экс-глава израильской внешней разведки Шабтай Шавит и бывший начальник одного из управлений МОССАД Рафии Эйтан заявили, что фильм искажает реальность. Пятеро высокопоставленных агентов израильской разведки в отставке удивились, когда узнали о фильме, – к ним никто за консультацией не обращался.

Самое потрясающее, что на невнимание обиделся и террорист Абу Дауд, который и планировал теракт в Мюнхене. Дауд, объявленный в международный розыск, по слухам, живущий в Дамаске и носу оттуда не показывающий, оскорбился, что Спилберг не удосужился найти его и побеседовать. И если разведчики обвиняют режиссера в антиизраильской позиции, то палестинец с тем же пылом упрекнул его, наоборот, в сионизме.

Зачем

Спилберг ухитрился снять фильм совсем не о мюнхенской истории (фото: Reuters)
Спилберг ухитрился снять фильм совсем не о мюнхенской истории (фото: Reuters)

В чем-то они правы. Спилберг ухитрился снять фильм совсем не о мюнхенской истории.

Жан Бодрийяр главной проблемой террора назвал анонимность: мы не знаем по именам тех, кто поднимал в воздух самолеты, бомбившие Ирак, кто посылал на смерть террористов-камикадзе, тех, кто нажимал на кнопки, и тех, кто мстил.

Победим эту анонимность – победим и террор. Спилберг снимал фильм про сомнения и страхи, постаравшись превратить абстрактных мускулистых спецназовцев в реальных людей.

Самый влиятельный рецензент США Роджер Эберт похвалил Спилберга, заметив, что тот снял не приятный фильм, а фильм важный, может быть, самый важный в своей карьере.

За кем

Фольклер Шлендорф
Фольклер Шлендорф

Бена Хекта, которому, по словам Годара, американский кинематограф обязан 80% своего успеха, преследовали в Англии за критику пропалестинской позиции власти в конце 40-х годов.

Фольклер Шлендорф, автор культового «Жестяного барабана», после долгих лет забвения вернулся в кино в 2000 году с фильмом «Легенды Риты». И его объявили чуть ли не пособником убийц (фильм – о террористах немецкой «Фракции Красной армии», которых бросили на произвол их бывшие хозяева из ГДР). А одна из экс-террористок пыталась даже подать на режиссера в суд за то, что он предположил, будто «Красная армия» была связана с восточногерманской «Штази».

Наконец, двое наших современников с Ближнего Востока, отношение которых тоже, мягко говоря, неоднозначное. Еврей Эйтан Фокс, номинант «Сезара» за ленту «Прогулки по воде» (о том, как агент МОССАД не хочет убивать бывшего нациста, ныне глубокого старика), и палестинец Хани Абу-Ассад, обладатель «Золотого глобуса» за фильм «Рай сегодня» (о двух милых парнях, ставших террористами-смертниками).

Эти фильмы очень успешны именно в Израиле. Где хотят понять не террор вообще, а людей, живущих по соседству.

Все эти коллеги Спилберга – представители кино немассового, элитарного. Режиссер из мира шоу-бизнеса впервые сыграл на их поле. Король поп-кино, когда-то выведший Голливуд из кризиса, теперь нарушил его законы, не дав четких и политкорректных ответов, а лишь ставя вопросы, на которые и ответов-то нет. Потому и обижаются на него сегодня все – и палестинцы, и израильтяне, считающие, что на эти вопросы ответы им известны.

..............