Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
6 октября 2005, 21:00 • Культура

Гламурный национализм

Гламурный национализм
@ outnow.ch

Tекст: Михаил Довженко

С 4 по 10 октября в Москве проходит фестиваль, который вполне можно считать смотром не совсем форматного, в меру интеллектуального англоязычного кино из Европы. Именно эту расплывчатую нишу занимают сегодня фильмы современных британских режиссеров, доставленные к нам при поддержке British Council Russia.

Кстати, право «первой брачной ночи» в кино у Москвы в этом году забрал Санкт-Петербург. Там фестиваль открылся еще 30 сентября. Британским фильмам, видимо, проще адаптироваться к российскому климату, путешествуя через нашу Северную столицу.

Без здорового цинизма

Кадр из фильма «Последний поцелуй» (outnow.ch)
Кадр из фильма «Последний поцелуй» (outnow.ch)

Но как для града Петрова, так и для града стольного организаторы фестиваля выбрали один и тот же фильм открытия. «Последний поцелуй» (Ae Fond Kiss) Кена Лоуча 2004 года успел уже получить «Приз экуменического жюри» на МКФ в Берлине (2004) и премию «Сезар» (2005) за лучший фильм стран Европейского Союза.

С одной стороны, фильм Лоуча позиционируется как сугубо некоммерческий, затрагивающий при этом актуальные проблемы современного мира в целом и шотландского общества в частности.

Главные герои фильма – сегодняшние Ромео и Джульетта – пакистанец Касим Хан и ирландка Ройсин Хэнлон любят друг друга, но прекрасно осознают, что у них нет будущего. И тот и другой в начале XXI века живут в одном и том же европейском городе под суровым прессом своих закостенелых общин. Учительница католической школы Ройсин (Ева Бирфистл) не может получить приличную работу без одобрения приходского католического падре, который следит, с кем она спит в свободное от работы время. Касим (Атта Якуб) не мыслит себя без пакистанской общины, которая уже нашла ему невесту-мусульманку.

Кадр из фильма «Последний поцелуй» (outnow.ch)
Кадр из фильма «Последний поцелуй» (outnow.ch)

На протяжении всего пересказа шекспировской истории с названием из Бернса мастерство режиссера проявляется в полном объеме. Легкие эротические сцены отдают прямо-таки бунинским эстетизмом, социальные конфликты облеплены нетривиальными деталями и аутентичным юмором. И главное, любимая тема большинства современных режиссеров – межнациональный конфликт – тоже на месте.

Но с самого начала и до конца вас не покидает ощущение, что вы – ученик на уроке этой самой Ройсин, которому она пытается разжевать простые, казалось бы, вещи об окружающем мире. В середине фильма вы очень четко усваиваете, что есть в мировой литературе и, соответственно, в кино с десяток типовых сюжетов и история про двух влюбленных из Вероны или из Глазго – один из них. Есть разные национальности и разные религии, и в некоторых вопросах они никогда не придут к консенсусу. Собственно, все. Если не считать попытку режиссера завершить свой рассказ полуразмытым хэппи-эндом. Мол, зритель сам решит, победит ли любовь социокультурные условности или нет. Даже режиссерская фишка, принесшая когда-то славу «Касабланке», – не сообщать актерам, чем закончится история, – и та в данной ситуации напоминает не о традициях постмодерна в искусстве, а лишь о том, что авторские концепции тоже бывают вторичными.

Режиссер Тео Ван Гог (фото АР)
Режиссер Тео Ван Гог (фото АР)

Когда Тео Ван Гог делал свои «Круто!» или «06/05», он делал это с такой долей здорового и нездорового цинизма, что зритель забывал о том, что все, о чем ему говорят, он давно знает. Пакистанцы не хотят адаптироваться к укладу жизни страны, в которой им позволили поселиться и работать? Известное дело. Это вызывает раздражение у местных, живи они хоть в Лондоне, хоть в Осло? Еще какое! Тео Ван Гог говорил: «Да! И пусть они уезжают или все-таки выполняют устав того «монастыря», в котором оказались». Кен Лоуч говорит: «Есть такая проблема. Может быть, ее решит любовь?» Вы в это верите? Я – нет. И мне даже показалось, что несколько сотен человек в зале во время кинопоказа не поверили тоже. Потому что уж больно гламурненько получается. Даже про пакистанцев.

По большому счету не претендующие на «острую социалку» «Грязные прелести» с «глянцевой» Одри Тоту – о тех же пакистанцах в той же стране. Но движущиеся картинки про то, что нельзя нормально устроиться в «толерантной» Британии, потому что ты на самом деле черный и что денег у тебя действительно нет, – цепляют сильнее, чем «остросоциальная мелодрама» «Последний поцелуй». И почему он, собственно, «последний», если режиссер намекает, что все еще может быть хорошо, и вообще – «all you need is love»?

А все потому, что если зрителю анонсируют социальные и национальные проблемы, то он запросто может захотеть разобраться в них самостоятельно или по крайней мере с режиссером вместе. Тем более с британским, а не с голливудским. Но вот когда взамен подают почти Голливуд, то кто-то может почувствовать себя обманутым, как будто выпил безалкогольного «Гиннесса».

Программные сочинения

Кадр из фильма «Гамбургский смертник» (outnow.ch)
Кадр из фильма «Гамбургский смертник» (outnow.ch)
Тема ислама и конфликтов на национальной почве давно стала этаким мейнстримом в европейском кинематографе, своеобразным программным сочинением для режиссеров. В программе «Нового британского кино» этого года таких фильмов еще несколько, в их число входят «Ясмин» (Yasmin) и «Гамбургский смертник» (The Hamburg Cell) с Каримом Салехом в главной роли.

Кстати, именно последний стоит, пожалуй, посмотреть хотя бы потому, что режиссер Антония Берд попытался проиллюстрировать в нем самый интересный момент из цепи событий под названием «Трагедия 11 сентября». А именно – что же было до того, как самолеты с террористами взлетели в небо? Кем были люди, направившие самолеты в башни?

Серия трансцендентных самокопаний: «Травма» (Trauma), «Месть мертвеца» (Dead Man’s Shoes) и «Наваждение» (Frozen) – еще одна тема в британской коллекции фильмов нынешнего фестиваля.

Кадр из фильма «Слоеный пирог» (outnow.ch)
Кадр из фильма «Слоеный пирог» (outnow.ch)

Но что действительно по-английски привлекает, так это режиссерский дебют Мэтью Вона «Слоеный пирог» (Layer Cake). Снобы от кино конечно же скажут, что гангстерские фильмы а-ля Гай Ричи уже всем осточертели, и будут неправы. Осточертели, возможно, те фильмы, которые сделаны не британцами, без их ощущения мира, барного цинизма и пивного чувства юмора рабочих кварталов. Фильм представляет собой экранизацию гангстерской прозы Джея Конноли. Элегантно расслаивается на три-четыре сюжетные линии и приправляется закадровым баритоном, комментирующим сюжет.

Портретная психология бандитов-денди на фоне отморозков с автоматами, сделанная хорошо, действительно вызывает ощущение настоящего британского кино без примесей и внежанрового налета. Как чистый виски. Вечером.