Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
28 ноября 2005, 20:44 • Культура

Алиса в стране коллекционеров

Алиса в стране коллекционеров
@ Стас Полонский

Tекст: Александр Зубков

30 ноября состоится малозаметное событие для мира политики и экономики. На престижном аукционе «Кристис» (Auction Christies House) будут выставлены предметы, связанные с личностью математика-логика, прекрасного сказочника, эссеиста и поэта Льюиса Кэрролла. Как у Пушкина или Шекспира, у него есть преданные поклонники, коллекционирующие редкие издания, математические трактаты, письма и даже личные вещи.

В России подобных коллекционеров, разумеется, меньше, чем в Англии. В Москве живет Виктор Новичков, имеющий крупную коллекцию оригиналов иллюстраций к книгам «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Эта странная коллекция дорожает день ото дня и не имеет аналогов в России.

Виктор Новичков: 50 лет, по образованию юрист, работал адвокатом, в настоящее время работает в области PR, на досуге пополняет коллекцию иллюстраций к книжкам про девочку Алису.

Охота пуще неволи

Часть коллекции Виктора Новичкова
Часть коллекции Виктора Новичкова
– Виктор, ваша уникальная коллекция для вас – бизнес или увлечение?
– Исключительно хобби. У каждого из нас есть свои тараканы в голове. В этом оригинальном коллекционировании иллюстраций к замечательным книжкам про Алису проявляются мои насекомые.

– Наверное, произведения про Алису Льюиса Кэрролла вы любите не меньше, чем свою коллекцию?
– Совершенно верно. Даже несмотря на то, что «Алису» я прочел уже в зрелом возрасте, эта книжка Льюиса Кэрролла покорила меня сразу. «Алиса» – это вечная книга, как Библия, там есть ответы на все вопросы, волнующие человека.

– В мире много тех, кто собирает именно иллюстрации к книгам про Алису?
– В англоязычном мире, особенно в Англии, таких немало, а в России я не знаю никого. Но я знаю, скажем, одного японца, который, как и я, собирает оригиналы иллюстрации к «Алисе». У него тоже достойная коллекция. Чаще, конечно, коллекционируют сами книги.

– Кстати, насколько известна ваша коллекция в мире?
– О ней знают многие и не только в России. Российские иллюстраторы «Алисы» – одни из самых оригинальных в мире, и зарубежные коллекционеры довольно часто предлагают что-то продать, но я отказываю.

На сегодняшний день у меня в коллекции свыше двухсот изданий «Алисы» и около трехсот листов оригинальных иллюстраций к ней.

– Вы как-то различаете «Алису в Стране Чудес» и «Алису в Зазеркалье»? Какая, кстати, ваша любимая?
– Я вам скажу, что «Страна Чудес» и «Зазеркалье» для меня как первая и вторая серия замечательного сериала, в котором сплетаются мистика и любовь. Просто «Зазеркалье» писалось спустя шесть лет после первой части, и, на мой взгляд, книга получилась более зрелой и четкой.

– Вы коллекционировали когда-нибудь что-то кроме иллюстраций к «Алисе»?
– У меня довольно большая коллекция живописи и графики известных авторов, но эклектичная – я не собирал ее по какому-то периоду, стили или имени. Понимаете, образ прекрасной Алисы – это одна из самых популярных тем коллекционирования в мире, как, скажем, образы Шекспира или Пушкина и все, что с ними связано. Сегодня в мире есть люди, которые коллекционируют всевозможные предметы, как-то связанные с Алисой. Это пазлы, эксклюзивные куклы или посуда с изображениями героев книжки, игральные карты, кролики в пенсне, клюшки для игры в крокет… Я начал собирать коллекцию иллюстраций к «Алисе» в начале 90-х, так как эту книжку, как оказалось, иллюстрировали очень многие известные художники. Кроме того, я всегда обожал книжки про детей.

Небо, самолет, Алиса

Часть коллекции Виктора Новичкова
Часть коллекции Виктора Новичкова
– Вы как-то объясняете для себя такую любовь?
– Я сын филологов: мои родители преподавали детскую литературу в институте культуры, и, естественно, у нас в доме была огромная библиотека детских книжек с картинками. В детстве я был, что называется, начитанным мальчиком и «проглатывал» массу книг: начиная от сказок Пушкина и заканчивая книжками Джанни Родари. При этом вы удивитесь, но любимую «Алису в Стране Чудес» я прочел только в 1989 году! Так получилось.

– Чистая случайность?
– Нет, я прекрасно знал, что за личность Льюис Кэрролл, знал его произведения и немного о его загадочной жизни. Интерес же к его книгам про маленькую Алису действительно появился совершенно случайно. Я впервые прочел ее на обратном пути в Москву, летя в самолете из Лондона. Тогда она сразу покорила меня!

Этому памятному моменту в самолете я во многом я обязан своей родной сестре, которая с 70-х годов живет в Лондоне. Как-то раз, еще до перестройки, она пригласила меня к себе. Вы помните реалии, когда при выезде из Союза разрешали менять только 120 рублей? Тогда все набирали с собой икру, часы, блоки сигарет, чтобы, оказавшись заграницей, продать все это.

– И что же вы взяли с собой?
– Сестра сказала мне, чтобы всю эту ерунду я не покупал. Она посоветовала купить мне все книжки «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», которые я только смогу найти в Советском Союзе. И еще посоветовала купить пластинки группы Beatles. Тогда я смог приобрести всего четыре книжки про Алису и где-то три пластинки ливерпульской четверки.

– Неужели в Союзе вы нашли всего четыре издания «Алисы»?
– Дело не в этом. Приехав в Лондон, я смог продать эти книжки аж за несколько сотен фунтов владельцу одного магазина, который занимается куплей-продажей исключительно книжек про Алису! Этот коллекционный пафос того владельца произвел на меня такое сильное впечатление, что, летя в самолете обратно в Москву, я запоем прочитал то, за что мне чуть руки не оторвал тот скупщик.

– Так когда вы решили создать и свою коллекцию?
– Каждый раз, приезжая в Лондон, я привозил все новые издания «Алисы» по просьбе того самого владельца магазина. Со временем я начал покупать эти иллюстрированные издания не только для него, но и для себя. Позже мне в руки попало несколько рисунков к Алисе, и я окунулся в коллекционирование непосредственно иллюстраций к сказкам Льюиса Кэрролла.

В преддверии охотничьего сезона

Иллюстрация из коллекции Виктора Новичкова
Иллюстрация из коллекции Виктора Новичкова
– Вам часто поступают какие-то интересные предложения коммерческого плана?
– Англичане часто уговаривают меня продать прекрасные иллюстрации выдающегося художника Геннадия Калиновского, но я всегда отказываюсь. Они очень ценят черно-белые иллюстрации этого мастера.

Вообще многие крупные русские художники делали свои иллюстрации к «Алисе». Это Владимир Алфеевский, Май Митурич, Эдуард Гороховский, Александр Кошкин, Евгений Шукаев. Папку иллюстраций к «Алисе» сделал Сальвадор Дали, их показывали на его московской выставке в прошлом году.

В свое время мне предлагали приобрести один из экземпляров этой папки, жаль, денег не было.

– Но сейчас вы бы смогли приобрести эту папку?
– Не уверен, она стоит сейчас просто сумасшедших денег. Для меня моя коллекция, как я уже говорил, не является осмысленным бизнесом – это мое любимое увлечение. Кроме того, моя тема – российские иллюстраторы Кэрролла. Но иметь в своей коллекции «Алису» в изображении Дали, думаю, согласился бы каждый коллекционер.

– В ваши планы на ближайшее время входит приобретение новых экземпляров для вашей коллекции?
– Непременно! Все мы, одержимые «Алисой», уже совсем скоро встретимся вместе. 30 ноября этого года состоится аукцион «Кристис» (Auction Christies House), где будут выставлены различные предметы, так или иначе связанные с личностью Льюиса Кэрролла. Это личная и довольно крупная коллекция знаменитого американского коллекционера – Николаса Фалетты.

– И кого вы ожидаете увидеть на этом аукционе?
– Очень и очень многих. Во всем мире существует свыше 4000 изданий «Алисы» с иллюстрациями. И издают эту книгу далеко не только на европейском континенте.

– Вы сами устраиваете какие-то выставки своей коллекции?
– Нет, хотя Британский культурный совет при английском посольстве в Москве хочет, чтобы я выставил иллюстрации из коллекции. Пока в моих планах – составить большой каталог, посвященный русским иллюстраторам книжек про маленькую Алису. Но это не единственный отечественный проект, связанный с «Алисой». Не так давно мой хороший знакомый Олег Кулик сделал оригинальнейшую фотосессию «Алиса и Лолита». Это работы, посвященные двум, пожалуй, самым юным и прелестным образам Владимира Набокова и Льюиса Кэрролла.

- Только, наверное, эту серию работ стоило назвать «Аня и Лолита», ведь Набоков назвал Алису Аней.
– Да, это был вольный перевод и назвал он его «Аня в царстве дива», но опять-таки дело не в этом. Этот проект оригинален уже хотя бы потому, что и Набоков, и Льюис Кэрролл являются одними из самых загадочных фигур в литературе. Существует теория, что оба были педофилами. Насчет Набокова я осведомлен менее, но касаемо Кэрролла могу сказать, что это была крайне удивительная личность. Логик-мистик, преподававший в Оксфорде и сочинивший такую грандиозную историю, в которой фрейдисты усматривают сотни сексуальных подтекстов, еще в молодости дал обет безбрачия. Не знаю, случайность ли, что его так любили дети, просившие рассказывать сказки. В «Алисе» можно усмотреть все что угодно, эта книжка так и давит на подсознание.