Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

27 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
2 ноября 2005, 21:34 • Культура

Шкурный интерес

Шкурный интерес

Tекст: Андрей Ковалев

Фонд «Современный город», открывшийся в подвале здания на Волхонке, принципиально не преследует никаких коммерческих целей. Там теперь художники будут делать вещи, которые принципиально невозможно продать, и подавать к столу чистые и незапятнанные blood money ощущения и переживания. По крайней мере именно с этого и началась деятельность новой выставочной площадки; куратор заведения Евгения Кикодзе обещает, что и впредь все будет именно так.

Дети подземелья

Выставка Антона Литвина в фонде «Современный город»
Выставка Антона Литвина в фонде «Современный город»

Зритель, спустившийся на лифте (!) в подвальное помещение, первое время и не подозревает, что уже оказался внутри произведения искусства – уложенная на полу ковровая дорожка, оказывается, есть чистая иллюзия и подделка и сделана из обыкновенной наждачной бумаги - шкурки.

Такого эффекта можно ожидать – художник Антон Литвин принадлежит к группе Escape, известной своими акциями, в которых художественный быт оказывается собственно художеством.

Эта злодейская группа однажды позвала критиков, устроила для них очень приличную «поляну». В конце торжества было объявлено, что это и есть акция, нечто вроде научно-психологического исследования взаимоотношений внутри художественной среды. Для русского павильона на Венецианской биеннале группа также использовала зрителей в качестве важной части инсталляции – зрители, входившие в павильон, обнаруживали видео, на котором члены группы в оранжевых комбинезонах шли навстречу входящим со скоростью, пропорциональной количеству посетителей.

То есть искусство – есть чистая коммуникация, без зрителя не существует вовсе. Есть такая теория. Шедевр, запрятанный в тайной комнате поместья колумбийского наркобарона или русского олигарха, как бы и перестает существовать. А Мадонна Литта, про которую достоверно известно, что это никакой не Леонардо, тем не менее таковым шедевром является, поскольку находится в прямой коммуникации с миллионами зрителей Эрмитажа. Новое произведение Антона Литвина подделкой не является, но при этом не требует миллионов глаз для коммуникации. Хватит одного, кто возьмет на себя труд обнаружить подвох.

Итак, в первом зале тоже никакого такого искусства на первый взгляд не обнаруживается. Но это только на первый взгляд – за обыкновенным столиком из «Икеи» стоит стул. При ближайшем рассмотрении оказывается чистой обманкой, выложенной на стене из кусков цветной шкурки. Стена – тоже чистый обман зрения. Тоже шкурка с иллюзионистически изображенной розеткой.

То есть всяк входящий сюда должен оставить идею когда-нибудь поверить глазам своим. И наконец, в последнем зале «ковровая дорожка», которая проводит через все пространство «Современного города», упирается в столь же иллюзионистическую лестницу, уводящую куда-то в небо. И тоже мастерски изготовленную из обыкновенной бумаги абразивной.

Внутри картины

Выставка Антона Литвина в фонде «Современный город»
Выставка Антона Литвина в фонде «Современный город»

Стратегия включения зрителя в тело работы – вполне сюрреалистическая. В свое время Ман Рэй приварил иголки к обыкновенному чугунному утюгу. И реципиенты этого «Подарка» уже семь десятилетий вовлечены в несложную, но увлекательную игру – возможная попытка использовать утюг по прямому назначению неизбежно приведет не к разглаживанию материи, но к ее разрыву.

Террор по отношению к зрителю за такой долгий срок приобрел некий оттенок гуманизма – в данном случае зритель сначала проходит предварительную обработку, зачищается с помощью абразивной бумаги. И только потом становится тонким и бестелесным, лишается присущих человеку шероховатостей. И в результате получает неоценимую возможность проникновения в Картину, восхождения по лестнице, ведущей в пустоту, в мир иной. А сам художник в любой момент имеет возможность увернуться от ответственности, указав на то, что абразивная бумага – это всего лишь абразивная бумага. И больше ничего. А иллюзия, созданная с ее помощью, – это, в конце концов, только иллюзия.

Хотя, конечно, всяк понимает, что речь идет о том, что существует только мир, созданный воображением художника. Поскреби русского минималиста – всегда обнаружишь бескрайнего метафизика и мракобеса. Одно только непонятно – зачем художникам нужны мы, бедные зрители, которым все время приходится претерпевать невыносимые морально-нравственные страдания.

Но и у нас найдется ответ. Мы скажем, что никакого мира горнего на самом деле не существует, а нас завлекли на аттракцион в Парке культуры. Тогда сразу же потеплеет на душе, можно пойти освежиться пивом с сосисками.

Но уже без этого навязчивого творца аттракционов.