Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

6 комментариев
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

12 комментариев
Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

19 комментариев
16 мая 2007, 19:32 • Спорт

Откровения Петржелы

Откровения Петржелы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Пугаченко

Написанная Властимилом Петржелой в соавторстве со своим другом и переводчиком Иваном Жидковым книга вышла в издательстве «АСТ» и называется «Однажды в России, или Z česku – z laskou». В книге описывается работа Петржелы в «Зените», его жизнь в Петербурге, околофутбольная кухня. Наибольшее внимание авторы уделили таким фигурам, как Виталий Мутко, Александр Кержаков, Владимир Быстров, Сергей Фурсенко.

По свидетельству пана Петржелы, до того, как на него вышел Виталий Мутко, тогдашний президент «Зенита», о питерском клубе чех ничего не слышал. А сам Мутко, прежде чем выйти на Властимила, предлагал возглавить «Зенит» Александру Старкову, будущему тренеру «Спартака».

У Петржелы, по его словам, к Быстрову были чисто игровые претензии

Об игроках «Зенита» первое впечатление Властимил Петржела получил как о мастеровитых футболистах, у которых почти не было желания играть в футбол. Также тренер описывает, как ему пришлось переучивать команду к игре в обороне в линию вместо практиковавшейся ранее «персоналки» («когда защитники должны, словно собачонки, непрерывно бегать за нападающими соперника и не давать передышки ни им, ни себе»).

О форварде Александре Кержакове Петржела говорит с уважением. По его мнению, у этого игрока изначально были все данные, чтобы стать ключевым футболистом для клуба и национальной сборной. Однако после чемпионата мира 2002 он «решил, что все знает и умеет в футболе» и стал вести себя, по выражению чеха, как «дворовый хулиган» – необоснованно грубо и заносчиво общаться с партнерами и служащими. Петржела провел перед началом сезона с Александром полуторачасовую беседу тет-а-тет и, по мнению тренера, сумел объяснить игроку, как ему следует себя вести на поле и вне его, чтобы действительно стать настоящей звездой.

Идея привлечь в состав большую группу дублеров пришла к Петржеле во время просмотра матча дублеров «Зенита» и «Уралана» в мае 2003 года в Элисте. Тогда, оставшись вдесятером, молодые питерцы во главе с Игорем Денисовым и Владимиром Быстровым обыграли дублеров «Уралана», которыми руководил Леонид Слуцкий. На следующий день основа свой матч безвольно проиграла 0:1, и тренер «Зенита» решил ввести молодежь в состав. Также, по словам Властимила, именно он добился того, чтобы с Быстровым и Денисовым были заключены длительные контракты. В том году, напомним, питерцы выиграли «серебро» чемпионата России.

О разрыве отношений с тем же Быстровым Петржела говорит много, но довольно туманно. По его словам, между ним самим и Владимиром никакого конфликта не было. Просто на него часто жаловался персонал базы из-за его грубости. А у Петржелы, по его словам, к Быстрову были чисто игровые претензии. «Сколько времени я убил на то, чтобы убедить его: Вова, пожалуйста, не надо, получив мяч, бежать сломя голову к угловому флажку и запирать себя в углу, – пишет Властимил. – Посмотри, как играют «линейщики» в ведущих чемпионатах Европы – сразу «режут» кратчайший путь к воротам». В итоге Быстров ушел в «Спартак», где ему предложили большие деньги, сыгравшие, по мнению Петржелы, в этом переходе немаловажную роль. В московском клубе, кстати, Владимир научился «резать» путь к воротам» подозрительно быстро.

Свой уход со скандалом из «Зенита» чешский тренер описывает, естественно, очень подробно. Нынешнего президента клуба Сергея Фурсенко он прямо называет «марионеткой, который… должен беспрекословно слушаться кукловодов наверху». При этом все новое руководство, по мнению Петржелы, совсем ничего не понимало в футболе. Перед матчем на Кубок УЕФА с «Севильей» Фурсенко задал тренеру вопрос: «А почему ты Хена не ставишь? Он ведь самый быстрый игрок». Петржела рассказывает, что пришел в ярость, так как советовать тренеру, кого ставить в состав, себе не позволял до того никто, даже Виталий Мутко, который часто любил заходить в раздевалку или просто неформально общаться с футболистами. В то же время о другой фигуре, бывшем гендиректоре «Зенита» Илье Черкасове, тренер говорит примерно то же, но со знаком плюс: «У него всегда было свое мнение об игроках после каждого матча, и, поверьте, вещи Илья говорил совсем не глупые». Интересно, что, несмотря на похожесть поведения руководителей, кому-то Властимил позволял обсуждать игроков, а кому-то нет.

Когда Петржела покидал Петербург, его провожали в аэропорту персональные поклонники и просто болельщики «Зенита», благодарившие тренера за все. В книге это описывается очень красиво и эмоционально: «Я присмотрелся и… и увидел море сине-бело-голубых флагов, шарфов, платков, которое срывается с места и движется навстречу подъезжающему микроавтобусу. И тут я просто потерял дар речи…»

Официальная презентация книги «Однажды в России» в Петербурге намечена на конец мая, когда у Властимила Петржелы закончится сезон в оломоуцкой «Сигме», которую он тренирует в свободное от написания мемуаров время.

..............