Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
11 июня 2010, 16:15 • Общество

Пиратские откровения

Названо имя заказчика захвата сухогруза Arctic Sea

Пиратские откровения
@ novinite.com

Tекст: Роман Крецул

За захватом сухогруза Arctic Sea, вызвавшим немалый переполох в августе прошлого года, стоит эстонский предприниматель Эрик Нейлис Кросс, издававший монографии о деятельности «Лесных братьев». Такие показания дал в пятницу один из обвиняемых. По данным эстонских СМИ, Кросс ранее служил в разведке и был советником президента Эстонии Леннарта Мери, а также частным консультантом грузинского президента Михаила Саакашвили.

В пятницу на судебном заседании по делу о захвате сухогруза Arctic Sea в августе прошлого года впервые было названо имя возможного заказчика. Прокурор, выступавший по делу одного из обвиняемых Дмитрия Савинса, сообщил в Мосгорсуде, что, согласно показаниям последнего, заказчиком и организатором является эстонский предприниматель и автор научных монографий о истории «Лесных братьев» Эрик Нейлис Кросс, передает РИА «Новости».

Я не знаю, чем это подтвердить, но заказчиком был бизнесмен Эрик Нейлис Кросс, живущий в Эстонии, бывший госчиновник

Савинс показал, что выступил организатором захвата сухогруза по заказу Кросса и в сотрудничестве с другим организатором - предпринимателем из Германии Сергеем Демченко.

«Я не знаю, чем это подтвердить, но заказчиком был бизнесмен Эрик Нейлис Кросс, живущий в Эстонии, бывший госчиновник. Он участвовал в различных проектах, связанных с нефтью и газом, строил пансионаты», - цитирует «Интерфакс» показания Савинса, оглашенные в пятницу в Мосгорсуде.

Сам Кросс сообщил эстонскому порталу «День за днем», что узнал об обвинениях в свой адрес по радио, официально к нему никто не обращался.

По данным издания, Эрик Нейлис Кросс, сын известного эстонского писателя Яана Кросса, ранее руководил эстонскими разведслужбами, был советником президента Леннарта Мери, а также частным консультантом грузинского президента Михаила Саакашвили.

По словам Савинса, приведенным в Мосгорсуде, преступление планировалось ради выкупа. Участникам захвата изначально предполагалось заплатить по 10 тыс. евро, а Савинсу как организатору - 100 тыс. Затем сумму гонорара каждому подняли в два раза.

В показаниях подсудимого говорится, что Кросс - профессиональный историк, автор нескольких монографий. Его отец - бывший диссидент. Следствие выяснило у Савинса, где живет предполагаемый заказчик. Подсудимый указал, что раньше работал с Кроссом в одном офисе, хорошо знал его и бывал у него в гостях. По словам Савинса, они с предполагаемым захватчиком были деловыми партнерами, но начался кризис, кончились средства и понадобились деньги.

Обвиняемый рассказал, что они с Кроссом вместе подбирали будущих участников захвата, Савинс проводил с ними теоретические занятия. Была организована долгая подготовка и тренировки.

В организации захвата помогал также гражданин Израиля, проживающий в Эстонии, Алексей Керцбур, сообщил следствию Савинс. То, что Кросс предложил стать организатором именно ему, обвиняемый объяснил тем, что тот знал о его морском опыте.

Фигурант дела рассказал следствию, как шла подготовка к захвату и как он был проведен. По словам Савинса, после захвата капитану Arctic Sea удалось выйти на связь с владельцем судна, а захватчики связались с Кроссом. Тот пообещал организовать эвакуацию, однако сделать этого не получилось. Подсудимый также сообщил, что он с корабля звонил хозяину судна и просил выкуп в размере 1,5 млн евро. Затем звонил в приемную страховой компании, которая обслуживала Arctic Sea, но там платить отказались.

По словам Савинса, захватчики планировали затопить судно, а сами эвакуироваться. Затем решили посадить судно на мель близ Гвинеи, освободить экипаж и скрыться. Однако были задержаны моряками с российского корабля «Ладный».

Дело Савинса рассматривается в пятницу в особом порядке, то есть без изучения доказательств и допроса свидетелей, поскольку подсудимый полностью признал вину и пошел на сотрудничество со следствием. По закону при особом порядке рассмотрения дела подсудимому не может быть назначено более двух третей от максимального наказания. Уже в ближайшее время подсудимому может быть вынесен приговор.

Это уже второй фигурант дела о захвате сухогруза, пошедший на «сделку со следствием». В мае в особом порядке был осужден уроженец Таллина Андрей Лунев, полностью признавший и раскаявшийся. В связи с этим его дело было выделено в особое производство, а обвинение было переквалифицировано со статьи 126 («Похищение человека») на статью 227 («Пиратство») УК РФ. В итоге Лунев был приговорен к пяти годам строгого режима. В тот же день о желании «взять особый порядок» заявил Дмитрий Савинс.

Напомним Arctic Sea таинственным образом исчез летом 2009 года. 21 июля теплоход вышел из порта Пиетарсаари (Финляндия) в Беджайу (Алжир), имея на борту 15 членов экипажа и груз из 6700 кубометров пиломатериалов, с расчетной датой прибытия в порт назначения 4 августа. Однако 24 июля в водах Швеции между островами Эланд и Готланд судно атаковали неизвестные, представившиеся шведскими полицейскими. Далее, по одной из версий, посетители покинули Arctic Sea, по другой - оставили теплоход под своим контролем.

28 июля Arctic Sea в последний раз вышел на связь в проливе Па-де-Кале, после чего исчез из радиоэфира и с экранов навигационных систем в районе Бискайского залива.

3 августа представитель страховой компании «Группа Ренессанс страхование» Владимир Душин заявил, что неизвестные обратились к страховщикам с требованием выкупа в 1,5 млн долларов, в случае невыдачи угрожая затопить судно и убить членов экипажа. 4 августа судно не пришло по графику в пункт назначения; выяснилось, что Arctic Sea не проходил и Гибралтарский пролив.

9 августа появились первые сообщения в СМИ об исчезновении судна. Через два дня исчезновение признал и владелец судна: директор Solchart Виктор Матвеев заявил, что на сухогрузе не работали сигнальные буи и тревожная кнопка. Судовладелец обратился к правительству России с просьбой оказать содействие в поисках.

12 августа президент РФ Дмитрий Медведев поручил министру обороны принять меры по обнаружению Arctic Sea. В поисковой операции принял участие сторожевой корабль Балтийского флота «Ладный». 15 августа полиция Финляндии совместно со спецслужбами Швеции и Мальты начала международное уголовное расследование по подозрению в захвате заложников и вымогательстве. При этом директор управляющей компании Solchart Виктор Матвеев отрицал получение от кого-либо требования о выкупе.

Обнаружить сухогруз удалось 17 августа в 300 милях от Кабо-Верде, все члены экипажа оказались живы, их доставили на «Ладный». При этом морская администрация Мальты заявила, что все это время имела сведения о местонахождении судна и не заявляла о его исчезновении. На борту Arctic Sea были обнаружены восемь посторонних - они были задержаны российскими спецслужбами и доставлены в распоряжение следствия. По данным следствия, Arctic Sea был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России. Операцию по освобождению экипажа провели моряки Черноморского флота РФ, которые были отправлены на помощь судну.

Тем временем некоторые эксперты отмечали ряд странностей и нестыковок в сообщениях об этом деле. Появлялись предположения, что захват связан с неким таинственным грузом на борту, о котором «мы никогда не узнаем». Официальные лица не комментировали подобные заявления.

На сухогрузе долгое время работали российские следователи, затем Arctic Sea продолжил прерванный рейс и доставил груз пиломатериалов грузополучателю в Алжир, после чего в конце декабря вернулся в Финляндию. В феврале 2010 года стало известно о сделке по продаже сухогруза, а на днях был назван и покупатель Arctic Sea. Им оказалась небольшая канадская каботажная компания Great Lakes Feeder Lines ULC. Она купила судно за 2,2 млн долларов.

Комментарии экспертов

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве
В истории с «Арктик Си» много тёмных пятен. Остаётся непонятным вопрос: даже если организатором преступления и его сообщниками владел чисто корыстный мотив, почему они покусились на простой сухогруз, который возит дешёвый товар? <a href="http://actualcomment.ru/news/12828/" target="_blank"><b>Читать далее</b></a>.
..............