Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
29 декабря 2009, 17:58 • Общество

«Он был светлым, как янтарь»

В Петербурге погиб реставратор Янтарной комнаты

«Он был светлым, как янтарь»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Во вторник стало известно о том, что в больнице скончался Александр Журавлев – мастер, руководивший воссозданием Янтарной комнаты. На больничную койку он попал после нападения бандитов 21 декабря. Преступники поджидали его возле лифта дома, где жил Журавлев. Соседи нашли его в подъезде с разбитой головой. Пропали деньги и документы. Коллеги реставратора говорят о невосполнимой утрате: работать с янтарем так, как он, сейчас не умеет никто.

Кто напал на реставратора высшей категории, члена Мирового Совета Янтаря Александра Журавлева, предстоит выяснить следствию. На сегодня известно лишь то, что он был избит неизвестными в подъезде собственного дома. Журавлева нашли в лифте с пробитой головой. По-видимому, это было ограбление, или нападавшим хотелось создать такое впечатление: у реставратора пропали деньги, документы и мобильный телефон. После нападения мастер прожил еще около недели, пережил сложнейшую операцию, но врачи оказались бессильны. Не приходя в сознание, Александр Журавлев скончался в больнице в минувшее воскресенье.

Это был человек старой формации, честь и достоинство он «излучал» одним своим видом

В милиции отказываются комментировать произошедшее, сославшись на то, что первоначально в деле фигурировало лишь нападение. Теперь же в связи со смертью пострадавшего оно, скорее всего, будет переквалифицировано и передано из ГУВД следователям. В СУ СКП по Петербургу гибель реставратора пока прокомментировать не готовы.

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД побывал на последнем месте работы Александра Александровича. Два года Журавлев был художественным руководителем частной галереи «Янтарный дом».

«Это был удивительный человек, − рассказал начальник отдела развития «Янтарного дома» Артем Шалякин. − Более интеллигентного, воспитанного, умного собеседника мне сложно даже представить. Это был человек старой формации, честь и достоинство он «излучал» одним своим видом. Не знаю даже, с кем его можно сравнить… Наверное, с профессором Преображенским…»

При этом Александр Журавлев был очень верующим человеком, дружил с настоятелем Казанского собора. Кстати, во вторник в соборе установили икону Святых Великомучеников Николая II и цесаревича Алексея, которую создали мастера-камнерезы, а идейным вдохновителем был Журавлев.

«Это событие планировалось давно, − говорит Шалякин. – И мы решили ничего не отменять. Знаю, что Сан Саныч был бы против, если бы мы отказались из-за него…»

А последней законченной работой мастера стал мозаичный портрет императора Александра II. Он завершил его буквально за неделю до гибели. Остались и несколько незавершенных вещей. Например, портрет Петра I. В галерее надеются, что, может быть, кто-то из учеников сможет завершить работу над ним.

В процессе реставрации он заново открыл древний секрет окраски янтаря, умерший еще на рубеже 17-18 веков

В центре выставочного зала установлена одна из самых знаменитых работ Журавлева – янтарное панно «Русь». Это самая большая картина из солнечного камня в мире. Ее размеры − 2,4 на 1,2 метра, она состоит из 3 тыс. фрагментов, на ее создание ушло 70 килограмм янтаря.

На панно изображены старик-богатырь, женщина с ребенком – символы мира и добра, а также образ Георгия-Победоносца, защищающего Русь. Говорят, лицо ребенка на картине создатель панно «срисовал» со своего маленького внука. Ориентировочная стоимость «Руси» − около 1 млн евро. Работой уже интересовались представители одного из арабских правителей, но пока галерея не планирует продавать жемчужину своей коллекции за границу, особенно после того, как погиб ее создатель.

Вклад Журавлева в мировое камнерезное дело трудно переоценить. Именно он в конце 1970-х годов убедил советское правительство в необходимости воссоздания Янтарной комнаты, а потом убедил и российское в необходимости продолжения этих дорогостоящих работ. В период с 1981 по 1997 год он руководил ими.

В процессе реставрации он заново открыл древний секрет окраски янтаря, умерший еще на рубеже 17−18 веков, когда мода на янтарь пошла на спад и, казалось, утраченный навсегда. Он был единственным в мире мастером, который в совершенстве овладел техникой колорирования. Сам он говорил, что покрасить янтарь так же сложно, как прокрасить кусочек стекла.

Не все знают, что реставраторы Янтарной комнаты имели перед глазами лишь черно-белые фотографии шедевра, который им предстояло восстановить во всем великолепии. Но и из этой ситуации Журавлеву удалось найти выход. Специалисты взяли за основу последние черно-белые фотографии утерянной Янтарной комнаты, датированные 1941 годом. Разыскали такую же пленку, на которую делались эти кадры, такую же камеру, узнали примерное время съемки и рассчитали, как и откуда в то время падал свет. Так были «восстановлены» родные цвета.

У Александра Журавлева осталось несколько учеников. Но, к сожалению, они не успели перенять все секреты мастера.

«Это невосполнимая потеря не только для нас, но и для всего мирового камнерезного искусства. И это не пафосные слова. Такого, что умел делать он, на данный момент не может повторить никто, − говорят в «Янтарном доме. – Он был светлым, как… янтарь, которому он посвятил свою жизнь».

Значительную часть денег, вырученных от продажи янтарных панно, галерея направляла петербургскому фонду помощи детям, больным раком.

..............