Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
11 ноября 2008, 18:01 • Общество

У погибших на «Нерпе» не было шансов

У погибших на «Нерпе» не было шансов
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Каждый день появляются новые подробности аварии на атомной подлодке «Нерпа», унесшей жизни 20 человек. В понедельник источник в комиссии по расследованию инцидента заявил, что система пожаротушения на лодке была полностью исправна. Газета ВЗГЛЯД попыталась выяснить, почему же тогда нештатное срабатывание системы пожаротушения вызвало такое число жертв. Всплыла и еще одна проблема, связанная с ЧП на «Нерпе»: авария ставит под угрозу срыва договор о продаже вооружения Индии.

Источник в комиссии по расследованию инцидента, произошедшего с атомной подводной лодкой «Нерпа», заявил РИА «Новости», что система пожаротушения не лодке была полностью исправна, а все члены экипажа, включая сверхштатных, были обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты. В то же время он отметил: главный вопрос о том, что стало причиной трагедии – сбой автоматики или человеческий фактор, – пока остается открытым. Источник подчеркнул, что «окончательных выводов о причинах гибели людей сделать нельзя».

Погибшие, скорее всего, не успели осознать, что с ними происходит, и, соответственно, принять необходимые меры по защите

«Сейчас главным стоит вопрос – произошел пожар на лодке или нет», – добавил он.

Напомним, трагедия произошла в Японском море близ Владивостока, где многоцелевая АПЛ третьего поколения К-152 «Нерпа» (проекта 971 «Шука-Б», по классификации НАТО – Akula-2) проходила ходовые испытания после капитального ремонта на Амурском судостроительном заводе, который входит в состав ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения».

Из-за хронического недофинансирования строительство лодки растянулось почти на 20 лет: корпус «Нерпы» был заложен на стапеле еще в 1986 году. В 1998-м на подлодку установили атомный реактор ОК-650Б мощностью 190 МВт, однако средств на достройку К-152 у Минобороны не хватало, и в 2002 году строительство было заморожено на стадии 68-процентной готовности.

В январе 2004 года было объявлено о заключении контракта на достройку лодки по проекту 971И и сдачу ее в аренду индийским ВМС.

Индийцы планировали получить лодку в 2007 году и назвать ее Chakra. Стоимость контракта составила 650 млн долларов, позже российская сторона настаивала на его увеличении до 785 миллионов.

4 июня 2006 года лодка спущена на воду, летом 2008 года начались ее испытания. 27 ноября «Нерпа» пришла на сдаточную базу в Приморье и отправилась на ходовые испытания. 31 октября лодка совершила первое погружение. Беда случилась 8 ноября около 20.30 по местному времени.

Большинство жертв приходится именно на заводскую команду сдатчиков-испытателей. По сведениям Министерства обороны, погибли 14 гражданских специалистов и шесть военнослужащих. На момент аварии на субмарине находились 208 человек – почти втрое больше штатного экипажа, составляющего 71 человек матросов и офицеров.

Непосредственной причиной трагедии явилась подача в отсеки огнегасящего вещества ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), представляющего собой одну из разновидностей фреона – тетрафтордибромметан (C2F4Br2).

Это соединение имеет свойство быстро вытеснять из объема кислород, что способствует прекращению горения. Естественно, подобные вещества, вытесняющие жизненно необходимый газ, вызывают быструю смерть от удушья. Причем если подача ЛОХ не сопровождалась сигналами химической или пожарной тревоги, погибшие, скорее всего, не успели осознать, что с ними происходит, и, соответственно, принять необходимые меры по защите. В условиях замкнутого пространства при поступлении в отсек ЛОХ без применения специальных средств защиты выжить невозможно.

По сведениям источника газеты ВЗГЛЯД в отрасли, на российских субмаринах в системе пожаротушения используется вещество под названием «хладон 114В2», относящееся к четвертому классу опасности.

В специализированных изданиях содержится следующая информация об этом веществе: «114В2 обладает выраженным токсическим действием. В концентрации, превышающей огнетушащую (2%) в 1,3 раза, он обусловливает потерю двигательной способности у 50% подопытных животных. У обезьян зарегистрированы нарушения координации движений в опытах, когда концентрации хладона были ниже огнетушащей». То есть человек, испытавший воздействие этого фреона, скорее всего, был лишен физиологической возможности воспользоваться индивидуальными дыхательными средствами защиты.

Почему же на флоте используется столь опасное вещество? Ответ прост – из-за высочайшей эффективности. Менее опасные средства по огнегасящим свойствам до уровня 114В2 просто не дотягивают. Более того, хладон 114В2 является в России основным газовым средством пожаротушения. В соответствии с выполнением решений Монреальского протокола по защите озонового слоя Земли производство галонов (пожаротушащих хладонов) 13В1 и 12В1 в России было прекращено с января 1994 года, а хладона 114В2 – с декабря 2000-го. Однако использование произведенных хладонов разрешено до окончания их физического существования.

После закрытия производств многие предприятия столкнулись с серьезными трудностями по обеспечению пожарной безопасности особо важных объектов, таких как атомные станции, бронетанковая техника, авиация, двигательные установки судов, национальное культурное достояние РФ. Для решения данной проблемы были разработаны технологии регенерации пожаротушащих хладонов 114В2 и 13В1/12В1.

Данная технология позволяет регенерировать хладоны до действующих стандартов с незначительными потерями и повторно использовать их в течение десяти лет. На сегодня произведена регенерация более 550 тонн хладонов, что составляет 75–80% всех регенерированных хладонов России, то есть это вещество будет использоваться как средство пожаротушения и в обозримой перспективе.

Но в случае с «Нерпой» правда проста и цинична – речь идет об атомном боевом корабле, где возгорание должно быть ликвидировано максимально быстро и – увы! – любой ценой, даже ценой жизни членов экипажа.

Следует отметить, что для наземной боевой техники в качестве средства пожаротушения используется гораздо менее токсичный (ПДК – в 30 раз больше) фреон 13В1. Как пишет во вторник немецкая Mitteldeutsche Zeitung, «ядерное оружие и его носители опасны и представляют собой угрозу уже в мирное время, и это касается вооруженных сил любой страны. Каждое такое ЧП показывает, насколько близко к черте, отделяющей его от ядерной катастрофы, находится ежедневно весь мир». Увы, это горькая правда, и добавить к мнению немецкого коллеги нечего.

Причины трагедии выяснит соответствующая комиссия, однако это не первая на российских АПЛ трагедия с нештатной работой системы пожаротушения, приведшая к человеческим жертвам. Похожий случай произошел на борту атомного ракетоносца К-77 (в настоящее время лодка является музейным экспонатом в США, корабль был задействован в съемках фильма «К-19» с участием Гаррисона Форда).

13 февраля 1976 года во время шторма в Бискайском заливе из-за ошибки при сборке системы ЛОХ в ходе ремонта лодки (на заводе была перепутана маркировка клапанов), огнегасящее вещество было подано в пятый отсек корабля, от чего серьезно пострадали десять моряков, причем большая часть из них успели воспользоваться индивидуальными средствами защиты. Двое из них погибли, поскольку, надев маски и включившись в дыхательный аппарат, не смогли открыть вентили кислородных баллонов, так как потеряли сознание. И что самое страшное, проверка системы ЛОХ на всех подводных лодках соединения показала, что на «К-67» и «К-304», только что вернувшихся из ремонта, маркировка на клапанах системы ЛОХ также была перепутана…

Еще один очень неприятный момент, связанный с аварией на «Нерпе», состоит в том, что лодка была предназначена для передачи инозаказчику. Индия стремится развивать полноценную стратегическую триаду, включающую авиационные носители ЯО, баллистические ракеты и подводные лодки – ракетоносцы. По сообщению СМИ, три комплекта экипажей в составе 300 человек уже прошли подготовку на специально построенном для этих целей тренажерном комплексе «Чакра» в городе Сосновый Бор недалеко от Санкт-Петербурга.

Весь персонал вернулся в Индию после завершения интенсивного курса в этом году. Планируется, что экипаж перспективной АПЛ ATV индийской постройки также будет обучаться с использованием тренажера «Чакра».

Напомним, что индийские моряки уже имеют опыт эксплуатации подводных атомоходов – с января 1988-го по январь 1991 года эта страна арендовала у СССР подлодку проекта 670 «Скат» (по классификации НАТО Charlie – I).

Планировалось, что «Нерпа» уйдет заказчику во второй половине 2009 года, однако авария и необходимые по результатам расследования дополнительные испытания сдвинут эту дату на более поздний срок. Это тем более неприятно в свете практического срыва программ военно-технического сотрудничества с индийским флотом.

Так, по сообщению газеты Hindustan Times, в прошлом месяце министерство финансов страны отказалось выделить затребованные российской стороной 1,2 млрд долларов, необходимые для достройки авианосца «Адмирал Горшков». Судьба проекта до сих пор не ясна – согласно некоторым заявлениям, российская сторона рассматривает возможность выкупа корабля для нужд ВМФ, однако вопрос, где в этом случае взять для него авиагруппу, без которой авианосец всего лишь дорогая и бесполезная железяка, остается открытым: производство палубных истребителей МиГ-29К ведется по заказу Дели, и все построенные самолеты уходят на экспорт.

Подчеркнем, что в последние дни индийская сторона ничего конкретного о смещении сроков передачи подводной лодки не сообщала, но переговоры о дополнительном финансировании строительства авианосца ведутся уже пару лет. Если раньше Индия рассматривала возможность выделения средств на достройку в пределах до 500 млн долларов, то с начала 2008 года требования резко ужесточились – ни копейки сверх оговоренного контракта.

Заявляется, что это происходит в рамках оптимизации госрасходов, устроенной премьером Монмаханом Сингхом, который «вдруг» обнаружил, что огромные средства, выделяемые на приоритетные оборонные (и не только) программы, расходуются впустую, не принося практического результата.

Ограничение касается и перспективного танка Arjun, который за 15 лет разработки местные конструкторы так и не довели до ума, и легкого многоцелевого боевого самолета четвертого поколения LCA – итогом 25-летней программы стали всего пять прототипов, к тому же с импортными двигателями. Теперь оно, очевидно, коснется и атомных подводных лодок, проекты которых индийцы развивают с 1961 года, однако финиша бесконечной программы до сих пор не видно.

..............