Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

17 комментариев
24 июля 2008, 20:25 • Общество

Россия вооружит Индию

Россия и Индия создадут танк нового поколения

Россия вооружит Индию
@ militarypictures.info

Tекст: Геннадий Нечаев

Индийские военные объявили о начале разработки боевого танка нового поколения совместно с российской стороной. Он будет отличаться высокой скоростью, огневой мощью, улучшенной защитой и новой ходовой частью. На перспективность проекта указывает хотя бы тот факт, что командующий индийскими бронетанковыми войсками генерал Бхарадвай уже заявил об отказе от закупки танков Arjun индийской конструкции в пользу нового танка.

Россия и Индия начнут совместную разработку боевого танка нового поколения. Согласно сообщению, опубликованному индийским правительством, предварительные переговоры по этому поводу уже ведутся между представителями Конфедерации индийской промышленности (СП) и Уралвагонзаводом.

Предполагается, что танк сможет выступать одним из элементов единой боевой сети в рамках так называемой сетецентрической концепции боевых действий

В пресс-релизе указывается, что инициатива по разработке основного боевого танка (ОБТ) нового поколения в кооперации с Индией была выдвинута Уралвагонзаводом еще в начале 2000-х годов. Теперь с подобным предложением выступила уже индийская сторона.

Обсуждение нового проекта на уровне экспертов состоялось на открывшейся в Нью-Дели международной конференции «Основной боевой танк будущего». Об участии в семинаре, посвященном новой боевой машине, объявили Россия, США, Израиль, Германия, Великобритания и Франция. Проект получил название «Основной танк будущего» (Future Main Battle Tank), или «Умный танк» (Smart Tank).

Перспективный танк характеризуется высокой скоростью, огневой мощью, улучшенной защитой и новой ходовой частью. Его экипаж будет располагаться в бронекорпусе, а место башни займет боевой модуль с дистанционным управлением и системой автоматического заряжания. Считается, что такая компоновка позволяет улучшить защиту танка (прежде всего – экипажа), так как она позволяет прикрыть меньший забронированный объем более тяжелой броней по сравнению с танками классической схемы.

Источники в пресс-службе Министерства обороны Индии указывают на то, что в качестве основного вооружения хотели бы видеть на танке орудие калибром 152 мм (калибр орудий большинства современных ОТБ составляет 120 мм на танках западного производства или 125 мм на российских танках и их зарубежных клонах).

Одним из важнейших требований к перспективной машине является способность работать в единой информационной сети, связанной с навигационной системой и средствами разведки. В частности, речь идет о разведывательных самолетах и спутниках. Таким образом, предполагается, что танк сможет выступать одним из элементов единой боевой сети (в рамках так называемой сетецентрической концепции боевых действий).

Помимо этого машина будет оснащена новой системой управления огнем, которая позволит наводчику и командиру обнаруживать цели в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах.

На первый взгляд ОБТ четвертого послевоенного поколения мало чем будет отличаться от аналогичных зарубежных проектов. Однако есть немаловажные детали, от которых зависит, станет новый танк грозной боевой машиной или стальным гробом. Так, некоторые специалисты полагают, что для перспективного ОБТ следует принять схему с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО), как это сделано на израильской «Меркаве»: при поражении в лобовую проекцию элементы МТО обеспечивают экипажу дополнительную защиту. Другие полагают, что мотор должен остаться в корме: от танка, лишенного хода, толку немного. Также идут горячие споры о размещении боекомплекта (в корпусе или боевом модуле), типе силовой установки (газовая турбина или дизель) и численности экипажа (два или три человека). У каждой концепции есть свои сторонники и противники. Чьи мнения берут верх, сказать сложно.

Соответственно, давать какую-либо конкретную оценку российско-индийскому танку пока преждевременно. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что, несмотря на развитую тяжелую промышленность, собственное танкостроение Индии не может похвастаться высокими достижениями, поскольку уступает как по количеству разработанных и принятых на вооружение образцов, так и по объемам производства даже Китаю.

Единственным индийским танком можно признать лишь Vijanta – локализованную предприятием Heavy Vehicles Factory версию британского Vickers Mk.I, который производился англичанами на экспорт с 1961 года. Выпуск этих машин был освоен в стране в 1969 году и продолжался до 1989 года. В общей сложности за этот период было построено 2200 танков Vijanta, которые до сих пор стоят на вооружении индийских сухопутных войск. После модернизации, как считают индийцы, они не уступают российским Т-72.

Однако программа танка следующего поколения Arjun, разработка которой продолжается уже целых 36 лет, пока буксует. Arjun – вполне современный ОБТ, по характеристикам не уступающий большинству своих ровесников. Но это только в теории. В начале серийного производства в 2000 году индийское Министерство обороны предполагало закупить 1,5 тыс. таких машин для замены стремительно стареющих Vijanta. Первая партия из пяти машин Arjun Mk.I, оснащенных закупленными в ФРГ двигателями и трансмиссиями, показала на полигоне неплохие результаты. Однако, когда по требованию военных испытаниям были подвергнуты танки, оснащенные агрегатами индийской сборки, разразился нешуточный скандал. В условиях низких температур глохли или вовсе не заводились дизели, при длительных пробегах сыпалась подвеска.

Несмотря на настоятельные требования Национального агентства перспективных военных разработок (DRDO) о продолжении совместных с армией испытаний Arjun, военные твердо отказались от дальнейших закупок в количествах больших, чем предусматривалось первым контрактом (24 предсерийных танка и 124 машины первой серии).

Более того, как сообщает индийский онлайновый бизнес-журнал domain-b.com, выступая на открытии июльской конференции Конфедерации индийской промышленности, командующий механизированными войсками генерал-лейтенант Далип Бхарадвай заявил об отказе от закупки танков Arjun в пользу нового танка.

«Arjun – современный танк только на ближайшие 5–10 лет. В следующие два десятилетия военные технологии претерпят радикальные изменения. Пора пересмотреть наши приоритеты. Необходимо выработать облик перспективного ОБТ и перспективной БМП уже сегодня, так как на создание прототипа потребуется 5–10 лет и еще лет пять уйдет на подготовку серийного производства. Благодаря этому через 20 лет мы будем иметь образцы современных машин, готовых к серийному производству», – подчеркнул он.

Между тем сторонники проекта Arjun не оставляют надежд отстоять свое детище, настаивая на проведении совместных сравнительных испытаний с Т-90. Сторонники индийского танка утверждают, что он обладает рядом преимуществ по сравнению с российским аналогом. Это более высокая тяговооруженность, гидропневматическая подвеска, обеспечивающая большую плавность хода и несколько лучшую бронезащиту. Что же касается относительно высокой цены Arjun (он стоит 168 млн рупий, тогда как российский Т-90 обходится всего в 120 млн рупий), то она укладывается в диапазон 170–240 млн рупий, а именно столько в индийской валюте стоят ОБТ западного производства.

Также, по сообщению агентства Thaindian News , министр оборонной промышленности Индии Пао Инерджит Сингх открыто намекнул на возможный саботаж программы со стороны армии.

«Возможность саботажа не стоит сбрасывать со счета. Немецкий двигатель MTU приобрел отменную репутацию за последние 15 лет. Я хотел бы знать, что с ним случилось за одну ночь», – прокомментировал Инерджит Сингх результаты последних испытаний.

Если оценивать заявление министра в индийских реалиях, ничего удивительного в намеках министра нет. По свидетельству отечественных специалистов, причастных к сделкам с государственными и окологосударственными структурами Индии (большинство крупных предприятий здесь прямо или косвенно контролируется правительством), в этой стране система взяток и откатов доведена до максимального совершенства, особенно в сфере вооружений.

Большинство контрагентов, присутствующих на индийском оружейном рынке, воспринимают этот факт как данность: расходы на взятки государственным чиновникам заранее закладываются в суммы контрактов. Кроме того, индийская сторона при заключении крупных сделок ведет обычно очень жесткий торг, стремясь буквально на грош пятаков купить.

В результате это оборачивается тем, что сроки тендеров бесконечно продлеваются (или их результаты отменяются), к участию приглашаются все новые и новые партнеры, и все это сопровождается вбросом в прессу разного рода дезинформации, призванной повлиять на позицию партнера по переговорам. В области ВТС положение усугубляется тем, что вооруженные силы страны – это отдельная политическая и экономическая сила, стоящая особняком от правительства и при этом играющая значительную роль в принятии политических и хозяйственных решений.

Исходя из этого, история с Arjun и конференцией по перспективному танку может объясняться следующим образом: группа бизнесменов, заинтересованных в производстве индийского танка (и так уже погревшая руки на распиле выделяемых на проект денег), подмазала чиновников в правительстве, но обнесла военных.

В ответ военные под предлогом действительных или мнимых недостатков танка отказались от его закупки и приняли решение об импорте дополнительной партии из 345 Т-90. А поскольку новый ОБТ стране все-таки нужен, одновременно с отказом был заявлен семинар с участием иностранных компаний как намек на то, что впредь национальная промышленность должна быть «щедрее» к потенциальным заказчикам, иначе бюджетные деньги уплывут за рубеж. К кому именно, также во многом будет зависеть, как говорили в советские годы профессиональные снабженцы, от полноты налитого стакана.

..............