Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
24 мая 2006, 14:07 • Общество

Студентам дали оценку

Ученые выявили, выпускников каких вузов ждет успех

Студентам дали оценку
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Комаров

Старшекурсники из частных российских вузов, так же как и их коллеги из государственных учебных заведений, видят в получении высшего образования ключ к успешной карьере. Схожи их точки зрения и в оценке личных качеств. Однако ученые выяснили, чем же различаются студенты государственных и негосударственных учебных заведений России и каким выпускникам отдают предпочтение работодатели.

Любопытно, что более четверти нынешних студентов государственных вузов выбирали будущее учебное заведение под влиянием родительских советов. В меньшей степени (20% против 25,3%) советы пап и мам повлияли на выбор вуза у студентов негосударственных учебных заведений.

Решающий конкурс

Наиболее важное для работодателя качество – обучаемость – выше ценят старшекурсники государственных вузов, чем частных

Большинство респондентов, опрошенных агентством «РейтОР», выбирали вуз из-за возможности получить в будущем интересную работу (46,7% учащихся госвузов и 39,6% студентов НОУ). Кроме того, студенты были уверены в перспективности выбранной специальности (37,1% и 33,7%). На третьем месте по степени важности для них – возможность попасть на высокооплачиваемую работу (30,2% и 28%). К тому же для молодых людей был немаловажен и вопрос престижа выбранного учебного заведения (15,5% и 10,9%). Наличие или отсутствие военной кафедры в вузе повлияло на их выбор незначительным образом – по этому принципу вуз выбирали 4,2% студентов госвузов.

Самое большое различие между студентами государственных и частных вузов при выборе учебного заведения социологи обнаружили в ответе «невысокий конкурс». Именно этот показатель стал определяющим для 14,9% студентов негосударственных вузов, тогда как среди учащихся госвузов таких всего 6,4%.

Чем же мотивировали свой выбор студенты негосударственных вузов? Оказывается, для них в большей степени, чем для их коллег из государственных вузов, было важно получить именно эту специальность, которая есть в этом конкретном вузе (24,8% против 21,4%). Значительными были и советы друзей, знакомых, учившихся в этом учебном заведении (21,3% против 17,2%). Также оказало влияние на выбор и наличие «связей» родителей и родственников (5,7% против 4,4%).

Однако, проучившись несколько лет, студенты начинают по-другому относиться к выбранной профессии. Теперь их обучение мотивирует в большей степени возможность сделать успешную карьеру (в госвузах 47%), желание получить выбранную специальность (46,3%) и устроиться на хорошую работу (44,3%). Также важен для студентов госвузов и престиж получаемого образования (19,3%). Кроме того, многие студенты государственных вузов планируют продолжить учебу в дальнейшем.

Старшекурсники из негосударственных вузов, так же как и их коллеги из госвузов, видят в получении высшего образования ключ к успешной карьере, возможность работать по выбранной специальности, иметь привлекательную работу. Но все-таки они в большей степени рассчитывают с помощью диплома сделать успешную карьеру (54,2%). Желание просто получить диплом о высшем образовании у них выражено гораздо сильнее, чем у старшекурсников госвузов (25% и 19,3% соответственно). На престиж получаемого образования они обращают меньше внимания, чем студенты государственных вузов (15,1% и 19,3% соответственно). Также среди них меньше тех, кто планирует продолжить учебу в дальнейшем.

Личные качества

Гораздо меньшую оценку заслужило качество образования, полученного в вузе (фото ИТАР-ТАСС)
Гораздо меньшую оценку заслужило качество образования, полученного в вузе (фото ИТАР-ТАСС)

Что же касается личных качеств, то практически все студенты высоко оценивают такие свои конкурентные преимущества, как ответственность (51,1% и 50,5%), трудоспособность (47% и 47,3%), целеустремленность (47,1% и 42,3%) и исполнительность (27% и в государственных вузах, и в частных).

Эти качества, по мнению опрошенных, являются самыми важными при устройстве на работу. Что касается позиции «уровень фундаментальных знаний», то старшекурсники государственных и негосударственных вузов считают ее чуть менее важным конкурентным преимуществом, чем вышеперечисленные качества. Но при этом все-таки студенты госвузов считают уровень знаний более важным преимуществом, чем их коллеги из негосударственных учебных заведений (29,6% и 25,7% соответственно).

Гораздо меньшую оценку заслужило качество образования, полученного в вузе, но все-таки и эта позиция практически одинаково важна для старшекурсников государственных и негосударственных вузов (18,6% против 15,3%). Менее важны для них лидерские качества, психологическая устойчивость, владение иностранным языком, креативность, предпринимательские навыки, знание корпоративной культуры и знание рынка.

Старшекурсники негосударственных вузов, в отличие от своих коллег из государственных вузов, выше оценивают такое свое качество, как коммуникабельность (38,1% и 30,6% соответственно), опыт работы по специальности (24% и 19,3%), знание рынка (10,6% и 5,1%). Зато наиболее важное для работодателя качество – обучаемость (так показали региональные исследования «РейтОРа») – выше ценят старшекурсники государственных вузов, чем частных (30,3% и 24,5%).

Кроме того, они уверены, что диплом их вуза играет большую роль для работодателя, чем диплом выпускника негосударственного вуза. Старшекурсники государственных вузов выделяют и такое преимущество, как дополнительное образование. Но на этом разница самооценок заканчивается. Таким образом, в самооценке студентов государственных и негосударственных вузов практически нет серьезных отличий. Любопытно, что старшекурсники небольших негосударственных учебных заведений имеют те же амбиции, что и их сверстники – студенты солидных государственных университетов, известных брендов.

Выбор работодателя

Около 80% работодателей интересуются выпускниками исключительно государственных вузов (фото ИТАР-ТАСС)
Около 80% работодателей интересуются выпускниками исключительно государственных вузов (фото ИТАР-ТАСС)

При этом и те и другие одинаково уверены, что «хорошая учеба – это требование работодателя». А по этой позиции студенты госвузов находятся в более выгодном положении, чем их коллеги из негосударственных заведений. По данным «РейтОР», около 80% работодателей интересуются выпускниками исключительно государственных вузов.

Поэтому, оканчивая учебное заведение, выпускники негосударственных вузов оказываются в состоянии психологического конфликта: при тех же амбициях и карьерных запросах, что и у выпускников госвузов, они изначально попадают в невыгодное положение.

Как отмечают социологи, несовпадение между ожиданиями выпускников и намерениями работодателей провоцирует скрытый конфликт на рынке труда молодых специалистов и осложняет карьерное продвижение выпускников негосударственных вузов.

В этой связи возникает необходимость введения дополнительных курсов в негосударственных вузах, которые бы психологически подготавливали ребят к такому возможному конфликту. Экскурсы в корпоративные культуры разных организаций (российских, зарубежных), обучение навыкам взаимодействия в рабочем коллективе – это одни из актуальных моментов для коммерческого образования. В укреплении самооценки помогает и развитая корпоративная культура вуза: возможно, она способна уберечь психологический настрой выпускников негосударственных вузов от придирчивых настроений большинства работодателей.

..............