Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

4 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
28 февраля 2012, 22:01 • Политика

«Мы на очень высоком уровне»

Евгений Минченко: Теледебаты были серые

«Мы на очень высоком уровне»
@ Туганова Юлия/wikipedia.org

Tекст: Андрей Резчиков

«На Западе нет обязанности для всех кандидатов дебатировать со всеми. Обычно дебатируют только лидеры с лидерами. На прошлых выборах в США было зарегистрировано 23 кандидата в президенты. Но из всех них Барак Обама дебатировал исключительно с Джоном Маккейном», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Евгений Минченко.

Во вторник депутаты Госдумы единогласно приняли в первом чтении внесенный Дмитрием Медведевым пакет законопроектов о политической реформе. В частности, они одобрили президентский законопроект, освобождающий партии от сбора подписей для участия в выборах всех уровней.

Эти недочеты предлагает исправить Медведев, введя порог в 300 тысяч подписей и выдвижение без сбора подписей для любой партии

Законопроект сохраняет требования, что на выборах главы государства должен вестись сбор подписей избирателей партиями, не представленными в Госдуме или законодательных органах не менее чем одной трети регионов. Однако число подписей существенно сокращено.

Также парламентарии поддержали проект о прямых выборах глав регионов. По мнению наблюдателей, подобные нормы усиливают политическую конкурентную среду и делают систему более демократической. Эти решения приняты на фоне завершающейся президентской избирательной кампании. Второе чтение этих проектов состоится уже после 4 марта.

В интервью газете ВЗГЛЯД директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко рассказал, чем избирательная кампания в России отличается от зарубежных и, в частности, какое значение имеют дебаты между кандидатами в президенты.

ВЗГЛЯД: Евгений Николаевич, как выглядит российская система выборов президента на фоне зарубежных?

Евгений Минченко: В России, если брать какие-то формальные вещи, мы на очень высоком уровне. Например, списки избирателей. У нас прописанная система доступа к средствам массовой информации. Как она соблюдается – это другой вопрос, но в законе она прописана довольно четко. Прописан порядок финансирования избирательной кампании. Вполне реалистичные избирательные фонды, но в то же время есть ограничения.

То есть с формальной точки зрения законодательство достаточно неплохое, если не считать двух пунктов. Очевидно, что в правилах регистрации кандидатов в президенты порог в два миллиона подписей для независимых кандидатов чрезмерен. Но, собственно, эти недочеты предлагает исправить Медведев, введя порог в 300 тысяч подписей и выдвижение без сбора подписей для любой партии, не только от парламентской.

Предложенные новации, конечно, увеличивают эффективность избирательного законодательства по сравнению с тем, что было. Особенно если будет либерализован порядок регистрации политических партий: из запретительного, по сути дела, он станет фактически уведомительным, то есть максимально легким. Это увеличит уровень конкурентности выборов, особенно если к этому добавятся еще и прямые выборы губернаторов, что даст возможность распределить административный ресурс между разными партиями.

ВЗГЛЯД: Как бы вы в целом подытожили теледебаты в России? Насколько они были яркими?

Е.М.: Они были серые, в том числе потому, что оппозиционные кандидаты не очень-то хотят выигрывать у лидера.

ВЗГЛЯД: Входят ли на Западе теледебаты в стандарты демократических процедур?

Е.М.: На Западе нет обязанности для всех кандидатов дебатировать со всеми. Обычно дебатируют только лидеры с лидерами. На прошлых выборах в США было зарегистрировано 23 кандидата в президенты. Но из всех них Барак Обама дебатировал исключительно с Джоном Маккейном. Даже с Ральфом Нейдером, ветераном американской политической сцены, Обама дебатировать не стал.

Во Франции дебаты проходят только перед вторым туром. В 2002 году Жан-Мари Ле Пен отказался от дебатов с Жаком Шираком. То есть жесткого требования, чтобы лидер президентской гонки дебатировал со всеми кандидатами, нет. Я думаю, что это вопрос политической технологии, а не демократических стандартов.

ВЗГЛЯД: Можно ли связать смещение губернатора Дарькина с приближением 4 марта? Это было предвыборное решение?

Е.М.: Это связано напрямую. Ситуация в регионе достаточно сложная. Дарькин не очень популярен. У него были напряженные отношения с целым рядом федеральных чиновников. Я думаю, это все легло на не очень хороший результат «Единой России» на выборах в Госдуму. И Дарькин был отправлен в отставку под выборы, чтобы эффект дал о себе знать.