Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
29 апреля 2008, 23:00 • Политика

Достройка вертикали

Путин закончил строить вертикаль

Достройка вертикали
@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Юрий Гиренко, Елена Пацар

Во вторник Владимир Путин подписал указ – один из последних в должности президента – о новой организации контроля работы местных органов власти. Исполнение своего указа Путин поручил самому себе – как будущему главе правительства. Новый порядок контроля местного властеустройства имеет две задачи – сделать муниципальную власть более открытой для общества и встроить этот уровень в «вертикальную» систему.

О том, что современному государству необходимо развитое местное самоуправление, сказано и написано очень много. Однако до сих пор от разговоров до реализации дело так и не дошло.

То, что главным исполнителем их будет тот, кто решал, – внушает надежду на то, что местная власть будет развиваться

Чаще всего местное самоуправление в России оборачивается местным самоуправством провинциальной бюрократии. Разговор о муниципальных проблемах обычно сводится к вопросам «межбюджетных отношений». А принципы, на которых самоуправление должно строиться, остаются по большей части чистой теорией.

За восемь дней до ухода из Кремля Владимир Путин обратился к местным проблемам. Он издал указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», предусматривающий установление показателей эффективности деятельности местных властей – и меняющий тем самым положение муниципалитетов в государственной системе Российской Федерации.

Отныне эффективность работы муниципальных властей будет подвергаться тщательному анализу и оцениваться высшими эшелонами власти. Нынешний глава государства предусмотрел и четкий перечень показателей эффективности муниципальных властей.

Среди них указаны, в частности, доля населения, охваченного профилактическими осмотрами; число смертей лиц в возрасте до 65 лет; доля амбулаторных учреждений, имеющих необходимое медицинское оборудование.

Работу органов местного самоуправления также будут оценивать исходя из общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя; числа жилых квартир в расчете на тысячу человек; площади земельных участков, предоставленных для строительства, и объема жилищного строительства.

Стоит заметить, что данный список критериев эффективности еще не завершен. Перечень критериев, а также форму доклада и необходимые методические материалы будет дорабатывать правительство – так что можно сказать, что президент Путин дал задание премьер-министру Путину.

Деятельность органов местного самоуправления будут контролировать по той же схеме, что и эффективность региональных органов исполнительной власти. При этом отчетные доклады органов местного самоуправления о работе в регионе должны публиковаться в Интернете.

По задумке федеральных властей, публичная демонстрация достижений или промахов муниципалитета расширит информационную открытость местных властей. Каждый житель муниципалитета сможет оценить качество избранной им власти и сравнить ее с результатами работы в других городах и весях.

Анализ эффективности деятельности муниципалитетов направлен не только на выявление нерадивых чиновников, но и на нахождение тех сфер жизни россиян, которые требуют приоритетного внимания местных властей. Как только такие «ущербные» сферы найдут и оценят, сразу же будет формироваться комплекс мероприятий по «улучшению результативности деятельности органов местного самоуправления».

Тут, правда, возникает проблема ответственности: так как органы местного самоуправления по Конституции не входят в государственную систему, санкции по отношению к ним затруднены. Поэтому за неимением «кнута» предполагается использовать «пряник»: органы исполнительной власти будут выделять гранты городским округам и муниципальным районам за достижение наилучших показателей.

Ну а чтобы у регионов были свои инструменты воздействия на муниципалитеты, им предоставлено право, исходя из местных особенностей и условий, установить дополнительные показатели, касающиеся вопросов благоустройства территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, освещения улиц.

Указ устанавливает рамки взаимоотношений муниципалитетов с региональными властями. Он предписывает главам местных администраций ежегодно представлять региональному руководству доклады о достигнутых показателях и их «планируемых значениях» на трехлетний период. А власти субъекта Федерации обязаны сообщать о результатах мониторинга эффективности деятельности местных органов управления в Интернете.

Таким образом, как видим, местное самоуправление фактически встраивается в систему «вертикали власти», созданием которой Путин занимался все 8 лет своего президентства. Как обычно, перепозиционирование властных институтов было произведено без изменения буквы Основного закона – в указе нет ни слова о том, что местное самоуправление возвращается в лоно государства.

Тем не менее, сама по себе практика отчетов муниципалитетов перед государством, оценки их работы и поощрения со стороны государства фактически включает их в общую «властную вертикаль». Параллельно вводятся установления, которые должны укрепить связь органов самоуправления с населением, которое их, собственно говоря, создает: открытость, обязательность предъявления результатов.

Для дальнейшей судьбы местного самоуправления последний указ Путина может сыграть более важную роль, чем принятый несколькими годами ранее закон «О местном самоуправлении». Российская традиция сурова: ни одна проблема у нас не начинает решаться, пока за нее не возьмется высшая власть.

То, что решения приняты на самом высшем уровне, – а тем более то, что главным исполнителем их будет тот, кто решал, – внушает надежду на то, что местная власть будет развиваться.

В то же время стимулирование местного управления будет осуществляться административным путем. А это значит, что его эффективность будет достигаться бюрократическими методами. Прямо скажем, не совсем то, что требуется для активизации участия граждан в обустройстве собственной жизни…

Главный редактор журнала «Муниципальная власть» Екатерина Жилякова полагает, что в сегодняшней ситуации система, устанавливаемая указом, скорее полезна для развития местной жизни. В комментарии газете ВЗГЛЯД она напомнила, что сегодня никто не может реально оценить ситуацию в муниципалитетах: сколько им нужно денег? Бедные они или богатые? Нуждаются в помощи со стороны государства или хотят, чтобы их оставили в покое?..

При этом у нас в стране 24,5 тыс. муниципальных образований, от мегаполисов до маленьких сел – и как оценивать их по единой методике? Поэтому, исходя из нынешней ситуации, говорит Жилякова, новый порядок скорее пойдет на пользу муниципалитетам – как управляющим ими, так и просто жителям.

Что же касается создания эффективной системы самоуправления, то ее президентский указ, разумеется, не создаст. Да и невозможно учредить самоуправление указом или законом. Тут граждане нужны – с их активным интересом и участием. А это вопрос отнюдь не к президенту.