Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
29 апреля 2008, 23:00 • Политика

Достройка вертикали

Путин закончил строить вертикаль

Достройка вертикали
@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Юрий Гиренко, Елена Пацар

Во вторник Владимир Путин подписал указ – один из последних в должности президента – о новой организации контроля работы местных органов власти. Исполнение своего указа Путин поручил самому себе – как будущему главе правительства. Новый порядок контроля местного властеустройства имеет две задачи – сделать муниципальную власть более открытой для общества и встроить этот уровень в «вертикальную» систему.

О том, что современному государству необходимо развитое местное самоуправление, сказано и написано очень много. Однако до сих пор от разговоров до реализации дело так и не дошло.

То, что главным исполнителем их будет тот, кто решал, – внушает надежду на то, что местная власть будет развиваться

Чаще всего местное самоуправление в России оборачивается местным самоуправством провинциальной бюрократии. Разговор о муниципальных проблемах обычно сводится к вопросам «межбюджетных отношений». А принципы, на которых самоуправление должно строиться, остаются по большей части чистой теорией.

За восемь дней до ухода из Кремля Владимир Путин обратился к местным проблемам. Он издал указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», предусматривающий установление показателей эффективности деятельности местных властей – и меняющий тем самым положение муниципалитетов в государственной системе Российской Федерации.

Отныне эффективность работы муниципальных властей будет подвергаться тщательному анализу и оцениваться высшими эшелонами власти. Нынешний глава государства предусмотрел и четкий перечень показателей эффективности муниципальных властей.

Среди них указаны, в частности, доля населения, охваченного профилактическими осмотрами; число смертей лиц в возрасте до 65 лет; доля амбулаторных учреждений, имеющих необходимое медицинское оборудование.

Работу органов местного самоуправления также будут оценивать исходя из общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя; числа жилых квартир в расчете на тысячу человек; площади земельных участков, предоставленных для строительства, и объема жилищного строительства.

Стоит заметить, что данный список критериев эффективности еще не завершен. Перечень критериев, а также форму доклада и необходимые методические материалы будет дорабатывать правительство – так что можно сказать, что президент Путин дал задание премьер-министру Путину.

Деятельность органов местного самоуправления будут контролировать по той же схеме, что и эффективность региональных органов исполнительной власти. При этом отчетные доклады органов местного самоуправления о работе в регионе должны публиковаться в Интернете.

По задумке федеральных властей, публичная демонстрация достижений или промахов муниципалитета расширит информационную открытость местных властей. Каждый житель муниципалитета сможет оценить качество избранной им власти и сравнить ее с результатами работы в других городах и весях.

Анализ эффективности деятельности муниципалитетов направлен не только на выявление нерадивых чиновников, но и на нахождение тех сфер жизни россиян, которые требуют приоритетного внимания местных властей. Как только такие «ущербные» сферы найдут и оценят, сразу же будет формироваться комплекс мероприятий по «улучшению результативности деятельности органов местного самоуправления».

Тут, правда, возникает проблема ответственности: так как органы местного самоуправления по Конституции не входят в государственную систему, санкции по отношению к ним затруднены. Поэтому за неимением «кнута» предполагается использовать «пряник»: органы исполнительной власти будут выделять гранты городским округам и муниципальным районам за достижение наилучших показателей.

Ну а чтобы у регионов были свои инструменты воздействия на муниципалитеты, им предоставлено право, исходя из местных особенностей и условий, установить дополнительные показатели, касающиеся вопросов благоустройства территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, освещения улиц.

Указ устанавливает рамки взаимоотношений муниципалитетов с региональными властями. Он предписывает главам местных администраций ежегодно представлять региональному руководству доклады о достигнутых показателях и их «планируемых значениях» на трехлетний период. А власти субъекта Федерации обязаны сообщать о результатах мониторинга эффективности деятельности местных органов управления в Интернете.

Таким образом, как видим, местное самоуправление фактически встраивается в систему «вертикали власти», созданием которой Путин занимался все 8 лет своего президентства. Как обычно, перепозиционирование властных институтов было произведено без изменения буквы Основного закона – в указе нет ни слова о том, что местное самоуправление возвращается в лоно государства.

Тем не менее, сама по себе практика отчетов муниципалитетов перед государством, оценки их работы и поощрения со стороны государства фактически включает их в общую «властную вертикаль». Параллельно вводятся установления, которые должны укрепить связь органов самоуправления с населением, которое их, собственно говоря, создает: открытость, обязательность предъявления результатов.

Для дальнейшей судьбы местного самоуправления последний указ Путина может сыграть более важную роль, чем принятый несколькими годами ранее закон «О местном самоуправлении». Российская традиция сурова: ни одна проблема у нас не начинает решаться, пока за нее не возьмется высшая власть.

То, что решения приняты на самом высшем уровне, – а тем более то, что главным исполнителем их будет тот, кто решал, – внушает надежду на то, что местная власть будет развиваться.

В то же время стимулирование местного управления будет осуществляться административным путем. А это значит, что его эффективность будет достигаться бюрократическими методами. Прямо скажем, не совсем то, что требуется для активизации участия граждан в обустройстве собственной жизни…

Главный редактор журнала «Муниципальная власть» Екатерина Жилякова полагает, что в сегодняшней ситуации система, устанавливаемая указом, скорее полезна для развития местной жизни. В комментарии газете ВЗГЛЯД она напомнила, что сегодня никто не может реально оценить ситуацию в муниципалитетах: сколько им нужно денег? Бедные они или богатые? Нуждаются в помощи со стороны государства или хотят, чтобы их оставили в покое?..

При этом у нас в стране 24,5 тыс. муниципальных образований, от мегаполисов до маленьких сел – и как оценивать их по единой методике? Поэтому, исходя из нынешней ситуации, говорит Жилякова, новый порядок скорее пойдет на пользу муниципалитетам – как управляющим ими, так и просто жителям.

Что же касается создания эффективной системы самоуправления, то ее президентский указ, разумеется, не создаст. Да и невозможно учредить самоуправление указом или законом. Тут граждане нужны – с их активным интересом и участием. А это вопрос отнюдь не к президенту.

..............