Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
5 марта 2011, 16:45 • Культура

Итальяно веро

Италия привезла в Россию фильмы на самые горячие темы

Итальяно веро
@ henriettapost.com

Tекст: Ксения Реутова,
Санкт-Петербург

Чтобы разъяснить, как обстоят дела с современным итальянским кино, совершенно не обязательно глубоко погружаться в предмет. В целом ситуация напоминает российскую: великое прошлое, много не слишком удачных экспериментов с жанровым кино в настоящем, условная «новая волна», состоящая из молодых авторов, побеждающих на фестивалях, и туманное будущее.

Фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E., который в России проходит уже в 14-й раз, намеренно не включает в программу ни экспортных режиссеров вроде Маттео Гарроне, Паоло Соррентино и Микеланджело Фраммартино, ни ретроспективы классиков. Первых можно увидеть на других киносмотрах (Фраммартино, например, победитель последнего московского фестиваля «Завтра/2morrow»), для вторых просто нет места.

Что бы там ни происходило с итальянским кино, семья в нем по-прежнему остается главным действующим лицом

Цель организаторов N.I.C.E. – показать работы авторов, которые дебютировали в режиссуре относительно недавно, но при этом уже добились успеха. Особое внимание уделяют и жанровому разнообразию: в программе непременно должны быть представлены и драма, и комедия, и мелодрама, и роуд-муви. Жесткие принципы отбора рождают определенный дисбаланс. Это не та картина кинематографической Италии, которую видят критики на международных кинофестивалях, но она куда ближе к той, что лицезреют в кинотеатрах сами итальянцы. Именно поэтому в программе почти никогда не бывает победителей Канна или Венеции, но зато часто встречаются лауреаты «Давида ди Донателло» главной итальянской кинопремии.

В этом году таких фильмов сразу два. «Первое прекрасное» Паоло Вирдзи – ретродрама о воссоединении семьи, получившая в 2010-м награды за лучший сценарий и лучшую мужскую и женскую роли. Несмотря на то, что речь идет о довольно большом семействе, все в этом фильме вращается вокруг матери – писаной красавицы, с первого взгляда покоряющей всех мужчин. Действие развивается в настоящем, где сын мизантроп и наркоман приезжает к ней в хоспис, чтобы проститься, и в прошлом, в воспоминаниях героев. Судьба матери похожа на судьбу Малены из фильма Торнаторе: это сильная женщина, вынужденная постоянно сдавать себя в аренду слабым и безвольным мужикам и при этом еще воевать с провинциальными предрассудками и завистью. Героиню в молодости играет потрясающая итальянка Микаэла Рамазотти (она и получила приз за лучшую женскую роль), героиню в старости – Стефания Сандрелли, звезда «Развода по-итальянски» и «Конформиста».

Картина «Тот, кто придет» удостоилась главной итальянской кинопремии - «Давида ди Донателло» - в номинации «Фильм года» (фото: kino35mm.ru)

Картина «Тот, кто придет» удостоилась главной итальянской кинопремии «Давида ди Донателло» в номинации «Фильм года» (фото: kino35mm.ru)

Второй хит программы – «Тот, кто придет» Джорджо Диритти, картина, удостоенная «Давида ди Донателло» в номинации «Лучший фильм года». Это военная драма про Италию времен Второй мировой, сценарий основан на материалах, хранившихся в так называемом шкафу стыда. В этом шкафу в начале 1960-х итальянцы «временно архивировали» папки с материалами расследований нескольких тысяч случаев военных преступлений нацистов на территории страны, потому что не хотели портить отношения с Западной Германией. В конце 1990-х папки рассекретили, а оставшихся в живых участников судили.

В фильме история массового убийства в апеннинской общине Марцаботто, одного из самых страшных дел, показана глазами немой девочки Мартины. Сначала вся община живет пусть и не совсем обычной, но относительно спокойной жизнью: женщины смотрят за домом, мужчины работают на земле, при первых признаках появления самолетов первые с детьми и стариками бегут в церковь, вторые – в лес. В дома по очереди вламываются то немецкие солдаты, которых надо кормить, то воюющие с ними местные партизаны, которых надо укрывать. После очередной удачной партизанской операции терпение немцев кончается, и они приходят в деревню уже не за едой, а за ее жителями. Это очень мрачное и тяжелое кино, в котором даже у детей совсем взрослые глаза, а от количества убийств в какой-то момент начинаются нервные судороги. Итальянские зрители, тем не менее, от фильма были в восторге: в одном из миланских кинотеатров его демонстрировали полтора года без перерыва.

Для тех, кому больше интересна итальянская комедия, в программе есть картина «Свадьбы и прочие неприятности» история о незамужней даме за сорок, которая в процессе подготовки торжества для сестры влюбляется в ее жениха. Для зрителей помладше – молодежная драма «Как хорошо, что ты есть», 17-летняя героиня которой после смерти родителей начинает дружить с любовницей отца, заводит парня, расстается с ним, ругается с новой подругой – в общем, взрослеет.

Не обходит итальянское кино и самую горячую в современной Европе тему мигрантов. В фильме «Столкновение цивилизаций в лифте, на площади Витторио» жильцы многонационального дома разгадывают тайну убийства, произошедшего в лифте, причем сначала все обвиняют друг друга. В какой-то момент один из героев начинает орать «Италия для итальянцев!» кажется, терпимости в Старом Свете и правда становится все меньше.

Тему нелегальной иммиграции отчасти затрагивает и драма «Подними голову», в которой Серджо Кастеллито играет отца с предрассудками, ломающего жизнь своему единственному сыну. А в роуд-муви «Восемнадцать лет спустя» два брата отправляются в путешествие в Калабрию, чтобы доставить прах родителя на семейное кладбище. Что бы там ни происходило с итальянским кино, семья в нем по-прежнему остается главным действующим лицом.

В Петербурге фестиваль N.I.C.E. проходит до 12 марта в кинотеатрах «Родина» и «Художественный», в Москве – с 9 по 15 марта в кинотеатре «35 мм».

..............