Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
30 ноября 2005, 15:03 • Культура

Сгоревшие на работе

Сгоревшие на работе
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

Самый противоречивый и интригующий проект завершившегося фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» можно считать состоявшимся. На сцене Светлановского зала ММДМ скрестились в живом бою драма и музыка, оркестр и хор, артисты и мультимедийные технологии.

Для исполнения оратории француза Артюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре» пригласили режиссера Кирилла Серебренникова, трех драматических артистов – Дмитрия Назарова, Кирилла Пирогова и Юрия Чурсина, а главное – выписали великолепную кинозвезду Фанни Ардан, чтобы она исполнила в данном сочинении роль Жанны. Сам Владимир Теодорович встал за дирижерский пульт, дабы лично руководить происходящим.

Один из шестерых

Арт-директор фестиваля дирижер Владимир Спиваков на сцене
Арт-директор фестиваля дирижер Владимир Спиваков на сцене
Как водится, имя Артюра Онеггера, равно как и его музыка, у нас знакомы исключительно профессионалам и продвинутым меломанам. Между тем это один из самых значительных музыкантов первой половины ХХ века. Он входил в знаменитую «Шестерку» – группу композиторов, осваивавших новые подходы к написанию музыки и экспериментировавших с различными стилями. Онеггера, помимо прочего, интересовала театральная форма для музыкального произведения; он успешно воплотил ее в нескольких работах на исторические и религиозные сюжеты. «Жанна д’Арк на костре», написанная вскоре после канонизации Орлеанской девы, названа самым значимым сочинением Онеггера. Это не оратория в чистом виде – здесь есть элементы оперы, драмы, симфонии. Поэтому воплощение ее на сцене, безусловно, требует всех мыслимых и немыслимых средств. Во всяком случае, на первый взгляд.

Теория первого блина

Французская актриса Фанни Ардан сыграла главную роль в оратории
Французская актриса Фанни Ардан сыграла главную роль в оратории "Жанна д'Арк на костре"
Пожалуй, столь сложную задачу Кириллу Серебренникову решать еще не приходилось. Как правило, делая спектакль, Серебренников, хотя и исходит из материала, придумывает историю вокруг текста. Историю во многом самоценную. Здесь же ему предстояло оформить бушующую, яростную многослойность музыки, ввести ее в определенные рамки, подчеркнув при этом все смысловые нюансы, но не переборщить с театральностью.

Ему это во многом удалось. Серебренников аккуратно расставил акценты, тонко прочертил характеры персонажей и выстроил цельную историю. Отсылающую как к современности, так и к историческим реалиям, по принципу, сходному с фильмом Норманна Джуисона «Иисус Христос – Суперзвезда».

Художник Николай Симонов окольцевал сцену белым помостом и поставил огромный мультимедийный экран. На нем в режиме реального времени вычерчивались картинки: причудливые клубы фиолетовых линий, алые подтеки, сияющее звездное небо с проступающим крестом. А в финале Жанна встает на фоне этого экрана, и все вместе заливает изображение настоящего пламени.

Переосмысление известных классических сюжетов – давний конек Серебренникова. «Жанна» не стала исключением. Жестко и зло рассказывая историю циничного, ограниченного общества, режиссер не щадит и героиню. Которая в его интерпретации оказывается прообразом нынешних террористок-смертниц. Безусловно, святой Жанна не выглядит. Страдающей – да, хотя страдание становится здесь видом зрелища, своего рода пиар-акцией.

Роскошная Фанни Ардан играет Жанну чувственной до истеричности, порывистой до безумия натурой, лишенной внутренних ограничений. Эта женщина способна абсолютно на все, если ей кажется, что она поступает верно. И социальные нормы ей не указ – она слушается только внутреннего голоса. Благодаря неистовой вере в собственную правоту Жанна поневоле вызывает отклик у зрителей. А Фанни Ардан производит впечатление высочайшего профессионала, послушного воле режиссера и полностью погруженного в исполняемую историю.

Ложная многозначительность

От остальной компании исполнителей остались куда более противоречивые впечатления. Несмотря на усилия маэстро Спивакова, Национальный филармонический оркестр звучал несколько грубовато. В симфонических, многоголосных эпизодах это было еще адекватно, но порой тонкости и нюансы музыки оказывались музыкантам недоступны. Впрочем, здесь ситуация не безнадежна, ибо мы все смогли в итоге оценить красоту музыки. К тому же на высоте был отличнейший хор Академии хорового искусства под руководством Виктора Попова.

С текстовой частью дело обстояло куда хуже. Текст Поля Клоделя заучивался артистами, видимо, на слух. В итоге смысл остался за гранью понимания. Не говоря уже об откровенно скверном произношении (что особенно резало слух по контрасту с чистейшей речью француженки Ардан). К тому же русский артист, как известно, не в состоянии занимать на сцене место, сообразное замыслу режиссера, – ему необходимо привлекать максимум внимания.Тогда как звезда мирового уровня работала строго по рисунку и брала на себя ровно столько внимания, сколько нужно (хотя даже в полной статике и молчании мадемуазель Ардан зачаровывала и околдовывала), остальные буквально лезли из кожи вон…

Положим, Дмитрий Назаров, исполнявший роль брата Доминика, фактурен по своей природе и наделен мощной актерской энергетикой, и его присутствие поневоле переключает зрительский интерес. Но господам, изображавшим «другие голоса», право, стоит быть несколько скромнее. Особенно это касается Юрия Чурсина, который вел себя так, словно на сцене он единственный: в каждой позе, жесте, выражении лица (проще говоря, гримасе) было столько ложной многозначительности и желания во что бы то ни стало быть главной фигурой происходящего, что становилось смешно. Молодой артист подавал себя с капризным величием премьера, удивленного отсутствием в зале падающих в обморок поклонниц. Меж тем не стоило забывать, что в такой сложной сценической конструкции каждый исполнитель должен быть строго на своем месте – иначе разрушается цельность.

И в этом контексте коллега Чурсина Кирилл Пирогов, четко выполнявший режиссерские задачи, смотрелся более достойно. Да и с французским произношением у Пирогова дело обстояло прилично.

Возможно, стань «Жанна д’Арк на костре» традиционным, регулярно исполняемым в Москве спектаклем, его достоинства и недостатки стоило бы изучать более критично. Однако огонь, блеснув и опалив, угас ровно через два вечера. И в памяти останутся две вещи: звучание превосходной музыки и чарующий, неземной облик Фанни Ардан. Принадлежащей к числу артистов столь великолепных, что одно их созерцание наполняет жизнь смыслом.