Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
25 января 2017, 21:40 • В мире

Преемник президента Казахстана может оказаться «коллективным»

Преемник президента Казахстана может оказаться «коллективным»
@ Сергей Гунеев/РИА Новости

Tекст: Андрей Резчиков,
Юрий Зайнашев

Казахстан, похоже, всерьез готовится к «первому транзиту» власти со времен СССР. Бессменный лидер Нурсултан Назарбаев начал реформу, в ходе которой обещает расстаться со многими своими полномочиями в пользу парламента. В этом решении сквозит намерение выбрать «коллективного преемника». Однако в колоде возможных преемников остаются и некоторые конкретные персоналии.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в среду вечером сообщил, что подписал указ о вынесении на референдум проекта реформы власти. «Основная суть: президент отдает ряд своих полномочий парламенту и правительству», – объяснил Назарбаев, пообещав раздать около 40 своих полномочий.

Пока не ясно, как далеко намерен пойти Назарбаев в «откручивании гаек», вопрос дозировки вводимых дополнительных свобод и возможностей может решить только он сам

Для президента приоритетом станут стратегические функции, пояснил Назарбаев, глава государства будет играть роль верховного арбитра между ветвями власти. Кроме того, он «сконцентрируется на внешней политике, национальной безопасности в целом, обороноспособности». «Все это повысит ответственность исполнительных госорганов и их руководителей, наделит необходимыми полномочиями», – отметил Назарбаев. По его словам, больше не актуально издавать президентские указы, имеющие силу закона.

Министры склонятся перед «мажилисом»

Суть реформы – в демократизации системы, при этом роль правительства и парламента значительно усилится, пообещал Назарбаев. Также планируется усилить роль парламента в формировании кабинета министров.

«Победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование правительства», – пообещал казахстанский лидер. «Исходя из этого, будет закономерным, если правительство станет слагать полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не президентом, как это было раньше», – подчеркнул он, призвав также «упростить порядок выражения недоверия членам правительства со стороны палат парламента». «Это усилит контроль законодательной ветви власти за исполнительной», – отметил Назарбаев.

Чтобы все ветви власти работали эффективно и ответственно, важно создать между ними соответствующие балансы и противовесы, сказал он. Предлагаемая программа позволит создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед, даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы, сказал президент.

Казахстанский политолог Досым Сатпаев напомнил, что еще в прошлом году Назарбаев говорил об отсутствии у него планов отказываться от президентской вертикали, так что Назарбаев не собирается отходить от полной системы контроля госструктур.

«Президентско-парламентская республика предполагает повышение ответственности на деле, а не на словах», – сказал Сатпаев газете ВЗГЛЯД. По его словам, в Казахстане проблема не в том, чтобы перераспределить полномочия, а в том, кому их передать: для начала надо довести до конца реформу партийной и избирательной системы, чтобы новый парламент оказался более дееспособным. «Как показали события прошлого года, из-за деятельности правительства и парламента президент попадал под критику. Это приводило даже к социальным протестам. Назарбаеву лично приходилось снижать социальное напряжение. Ему надоело прикрывать промахи правительства и парламента», – считает политолог.

«Первый транзит власти»

Нурсултан Назарбаев, получивший еще в 2010 году пожизненный конституционный статус Лидера нации, похоже, решился взяться за самую трудную из оставшихся у него проблем, – это проблема «первого транзита» власти, полагает эксперт Фонда имени Собчака Сергей Станкевич, близко общавшийся с Назарбаевым в 1989–1993 годах, будучи народным депутатом СССР и политическим советником президента России.

«В начале 1990-х годов постсоветские лидеры утверждались у власти в ходе сравнительно мирных или не очень мирных национальных революций. Везде (без учета стран Балтии) задачи переходного периода (становление государственности, формирование политической нации, внедрение рыночных начал в экономику и так далее) решались авторитарными режимами с национальной спецификой. В этих режимах было немало отчасти вынужденной, отчасти произвольной патерналистской архаики. Вопросы защиты гражданских прав, независимости судебных систем, парламентского контроля за исполнительной властью, публичной политической конкуренции в СМИ и на выборах и тому подобное в основном откладывались на потом, на этап, следующий за переходным периодом. Теперь это время наступает.

Показательно, что первым за «вторую волну» постсоветской модернизации берется именно Назарбаев, самый опытный и «эпохально» мыслящий из глав государств СНГ», – заявил Станкевич газете ВЗГЛЯД.

«Поскольку в Казахстане действует суперпрезидентская республика с абсолютным доминированием исполнительной власти на всех уровнях управления, то перераспределять полномочия можно только в пользу представительной власти. Это предполагает целый шлейф последствий, связанных с выборами, оживление партийной жизни, появление содержательной общественной дискуссии», – предрекает российский эксперт.

Как писала газета ВЗГЛЯД, считавшийся долгие годы преемником Назарбаева глава правительства Карим Масимов в сентябре внезапно был переведен на пост шефа комитета госбезопасности. Новым премьером стал его первый зам Бакытжан Сагинтаев, что позволило предположить, что Масимов все же сохранил статус «преемника». Ранее Масимов долго работал в КНР и даже заслужил прозвище Китаец – он слывет сторонником сближения с Пекином.

#{ussr}Руководитель казахской аналитической службы Real politic Талгат Мамырайымов в разговоре с газетой ВЗГЛЯД выразил мнение, что Масимов по-прежнему сохраняет влияние, но не относится к числу реальных претендентов. «Назарбаев может переиграть, тем более фигура Масимова как преемника уже засвечена. Возможно, это делалось умышленно, чтобы отвлечь внимание от наиболее вероятного кандидата», – полагает эксперт.

Самым реальным политолог называет появление «коллективного преемника». Тот же Масимов может вновь возглавить правительство, а другой ставленник Назарбаева станет спикером парламента. «Это в русле стратегии Назарбаева – парламент и кабинет министров будут уравновешивать друг друга», – рассказал он.

Возможен вариант, когда преемником станет человек, связанный родственными узами с Назарбаевым, например, дочь Дарига. В таком случае парламент может через верхнюю палату – Сенат – контролировать силовые органы, которые будут обеспечивать политическую безопасность. «Но все говорит в пользу того, что будет именно коллективный преемник. Назарбаев понимает, что вряд ли он найдет человека, который сможет стать единоличным правителем. Такого человека нет», – пояснил Мамырайымов.

Почувствовал «плечо» Китая

Политолог отмечает, что на обстановку внутри Казахстана все заметнее влияет соседний Китай, и «это уже состоявшийся факт». «В конце года в стране началось строительство сразу 52 китайских заводов, китайцы переносят сюда свое производство. Перенос этих производств был пролоббирован на высоком уровне. Вслед за этим приходит и политическое влияние Пекина», – рассказал эксперт.

Более того, ранее Назарбаев делал заявления, которые могут рассматриваться как вызов России в рамках Евразийского экономического союза. В частности, слова президента о возможности создать зону свободной торговли с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).

«Эти заявления не в интересах Кремля. Это говорит о том, что он начинает ощущать некое плечо со стороны Пекина. Еще один вызов интересам России – когда было заключено соглашение о сопряжении казахстанской программы «Нурлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути». То есть вне рамок соглашения с Евразийским экономическим союзом. Постепенно политическое лобби Пекина усиливается и может стать гораздо сильнее российского влияния», – прогнозирует Талгат Мамырайымов.

Кастинг преемников

Влияние Китая на внутренние дела в Казахстане не усилится, если сработает «сценарий Дэн Сяопина». В дальнейшем (в перспективе 15–20 лет) влияние будет неизбежно расти. И России надо думать об уравновешивании влияний, отчасти соглашается и Станкевич.

«Итогом реформы может стать появление более современной сбалансированной системы, включающей взаимное сдерживание ветвей власти, открывающее казахстанскому обществу, особенно формирующемуся среднему классу, некоторый простор для самостоятельной защиты собственных интересов. Пока не ясно, как далеко намерен пойти Назарбаев в «откручивании гаек», вопрос дозировки вводимых дополнительных свобод и возможностей может решить только он сам. Видимо, одновременно будет проходить и неофициальный кастинг с целью определения возможного преемника на посту президента», – не исключает Станкевич.

«В самом полном варианте реформы возможен сценарий Дэн Сяопина: поставить у власти надежного преемника и помочь ему утвердиться, оставаясь рядом в качестве опекуна и наставника. Тут-то статус Лидера нации и сыграет свою решающую роль. Но все это только предположения. А решать предстоит Нурсултану Назарбаеву. И с этим решением войти в историю», – подытожил бывший советник президента России.

..............