Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
12 апреля 2010, 19:10 • Общество

«Вы же видите, как они работают»

Тамара Морщакова: Нашим органам я не доверяю

«Вы же видите, как они работают»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

После убийства судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, совершенного в понедельник, общественность задалась вопросом, в какой мере обеспечивается безопасность судей. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что будут приняты все необходимые меры, чтобы убийцы судьи понесли наказание. Газета ВЗГЛЯД обратилась к судье Конституционного суда в отставке Тамаре Морщаковой с просьбой поделиться своим мнением о проблеме безопасности участников судебных процессов.

– Тамара Георгиевна, в России существует государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», есть постановление правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 134 «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», тем не менее инциденты, подобные сегодняшнему, по-прежнему случаются…
– Комментировать это дикое убийство я не буду. Что касается того, как работают меры по обеспечению безопасности судей…вы же видите, как они работают? Наверное, недостаточно хорошо. Судья может попросить охрану, это все в законе есть, но очевидно, эти меры не вполне эффективны. Я вообще не очень представляю себе возможность каких бы то ни было эффективных мер в ситуации, когда в обществе существует заказная преступность.

Нашим правоохранительным органам я не очень доверяю ни в том, что касается охраны судей, ни в том, что касается охраны всех людей

– Во время вашей работы на должности судьи у вас лично было ощущение безопасности?
– Я в этом смысле не вполне характерный пример. У меня никогда не бывает ощущения опасности, поэтому, наверное, по мне судить нельзя.

В связи со случившимся самое печальное, что мы можем сейчас сделать, – осудить первого попавшегося вместо того, чтобы найти настоящих виновников. Во-вторых, мы можем начать применять такие меры безопасности, которые уничтожат открытое правосудие, это тоже было бы очень печально. Такой сигнал не может пройти без отрицательных последствий для судебной системы в целом и правосудия.

– Не могли бы вы рассказать подробнее об опасениях, связанных с открытым правосудием?
– Самая простая мера для обеспечения безопасности, которая всегда предлагается нашими правоохранительными органами, – закрытие судебных заседаний. Думают, что таким образом принимаются меры к охране безопасности, а может быть, и не думают, а делают вид. На самом деле, это никак не защищает, нетрудно узнать, кто и как судил. Под этим покрывалом, за этой декорацией, которая вроде бы должна служить обеспечению безопасности, очень легко не допускать публику в зал судебных заседаний.

Тамара Морщакова предостерегает от уничтожения открытого правосудия под эгидой борьбы за безопасность (фото: hse.ru)
Тамара Морщакова предостерегает от уничтожения открытого правосудия под эгидой борьбы за безопасность (фото: hse.ru)

– Был ли наработан соответствующий опыт в советское время, как обеспечивалась безопасность участников процесса?
– Она никак не обеспечивалась, но никто и не делал этого. Не было такой преступности, не было распространено такое явление, как заказные преступления. При тотальной слежке за любой общественной жизнью, при тотальном контроле не бывает таких преступлений, а при развитии демократии появляется больше возможностей для того, чтобы их совершать. Сегодня в местах заключения тоже совершается значительно меньше преступлений, чем на свободе. А мы жили как в зоне.

– Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы можно было говорить о решении проблемы безопасности?
– Это возможно только тогда, когда правоохранительные органы хорошо работают, когда они профессиональны, когда они не пытаются диктовать судьям что-то, а наоборот, находятся под судейским контролем, и когда у этих правоохранительных органов нет своих незаконных интересов и причин, чтобы плохо охранять судей.

Нашим правоохранительным органам я не очень доверяю ни в том, что касается охраны судей, ни в том, что касается охраны всех людей. Они не обеспечивают безопасности для общества, потому что преследуют свои узковедомственные и просто личные цели: отчитаться хорошими показателями о работе, которую они сделали, сделать работу так, чтобы это было выгодно для тех, кто ее делает, и так далее. Это не подлинные цели правоохранительной системы. Пока она не подверглась коренному изменению, она не может решать вопросов обеспечения безопасности общества.

– Получается достаточно безрадостная картина…
– А вам нравится, как работает правоохранительная система? Это не нравится никому. Ни прокуратура, ни следствие, ни МВД не обеспечивают ничьей безопасности. Они обеспечивают собственное выживание в системе, больше ничего.

– Что-нибудь можно порекомендовать на этот счет действующим судьям?
– У меня нет рецептов, что делать судьям. Есть рецепт другой: что-то должна сделать власть.

– Каковы шансы раскрыть это преступление, находят ли обычно тех, кто это делает?
– Находят ли тех, кто действительно это совершил? Это нельзя сказать однозначно. Мы знаем, как назначают и виновных, и потерпевших. Все причины, связанные с тем, что безопасность в обществе не обеспечена, коренятся, прежде всего, в работе правоохранительной системы.

Количество сотрудников силовых ведомств на 1000 человек населения (нажмите, чтобы увеличить)

..............