Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
2 июля 2008, 17:57 • Общество

ВВС РФ полетит без перерывов

Россия значительно увеличит дальность полетов

ВВС РФ полетит без перерывов
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Программа вооружения РФ на период до 2020 года, предусматривающая разработку воздушных заправщиков и летающих командных пунктов, позволит России закрепить свое преимущество в воздухе. Самолеты специального назначения – важнейший компонент любых ВВС, но до сих пор страна сталкивалась с трудностями в их создании, это привело к длительному перерыву в полетах стратегической авиации. Новые решения в этой сфере обещают стать самыми эффективными в мире.

Платформой для создания воздушных заправщиков, летающих командных пунктов, самолетов ДРЛО и РЭП, по мнению члена правления Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Виктора Ливанова, который и сообщил о начале их разработок, могут послужить грузовые модификации лайнера Ил-96.

При увеличении продолжительности полета за счет использования Ил-196 возможности российского воздушного КП сравняются с американским

«Авиакомплекс им. Ильюшина совместно с Минобороны России рассматривают в перспективе возможность создания на базе самолета Ил-96-400Т топливозаправщика для российских ВВС», – сообщил Ливанов. Однако отметил, что для начала работ по самолетам специального применения на базе Ил-96-400Т необходимы соответствующие решения.

«Таким документом должна стать новая Программа вооружений России на период до 2020 года», – сказал он.

Уточним, что с конца 1950-х годов самолеты специального назначения, обеспечивающие действия тактической и стратегической авиации, являются важнейшей компонентой любых ВВС.

С тех пор, как в конце 1940-х сначала в Британии, а за тем в СССР и США были отработаны методы дозаправки самолетов в воздухе, в мире появилось множество типов летающих танкеров. Изначально это были морально устаревшие бомбардировщики, переоборудованные для решения вспомогательных задач (в те годы авиация прогрессировала стремительно, и таких самолетов было достаточно), однако магистральный путь развития военной авиации состоял в использовании в этой роли модернизированных гражданских самолетов.

Действительно, авиалайнеры, как правило, несут большую полезную нагрузку, чем боевые машины. Кроме того, на гражданских самолетах установлены более экономичные двигатели. А задача танкера – передать заправляемому самолету как можно больше топлива, следовательно, потребление горючего им самим должно быть как можно меньше.

В США базой для флота танкеров послужили лайнеры Boeing 707 разработки конца 1950-х. Созданные на их основе самолеты КС-135 до сих пор продолжают выполнять свои задачи.

В Британии на эту роль приспособили не очень удачный в гражданском варианте самолет VC-10. В конце 1980-х флот заправщиков пополнили КС-10 Extender, переоборудованные из пассажирских Lockheed L-1011 – последние, впрочем, также могут использоваться в качестве военно-транспортных машин.

В СССР дело обстояло иначе. Вплоть до появления заправщика Ил-78 в советских ВВС танкерный флот состоял из специальных вариантов бомбардировщиков Ту-16 и 4М. Но первые могли дозаправлять только однотипные машины методом «с крыла на крыло», а вторые необдуманно были включены в состав вооружений, подпадающих под договор СНВ-2. Именно эти самолеты были уничтожены первыми на базах разделки. Отчасти это решение и привело к длительному перерыву в полетах нашей стратегической авиации.

Машины, способной обеспечить дозаправку самолетов тактического звена, до появления Ил-78 в СССР просто не существовало. Танкеры 4М могли заправить за раз не более одного самолета, тогда как большинство американских танкеров обеспечивали дозаправку сразу трех.

Самолет Ил-78, созданный в 1980-е, был предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего, в целях увеличения их радиуса действия.

Он обеспечивает выполнение задач нанесения удара по удаленным стратегическим целям или противодействия средствам воздушного нападения противника на сверхдальних подступах к рубежам России. Ил-78 способен передавать в воздухе 30 тыс. кг топлива на рубеже 2,5 тыс. км или 60 тыс. кг на рубеже 1 тыс. км.

Ил-78 – очень неплохой самолет. Сейчас он интенсивно эксплуатируется в составе дальней авиации, продается на экспорт в Индию и Китай. Один такой заправщик имеется даже в составе ВВС США. У «Илов» всего два решающих недостатка: к 2020 году они в большинстве «вылетают» свой ресурс, а новых взять негде.

Производство базовой модели оперативно-стратегического военно-транспортного самолета Ил-76МД, на базе которого в свое время был создан танкер, осуществлялось на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. Чкалова. Однако по ряду причин продолжать там выпуск стало невыгодно, а перенос производства в Воронеж не состоялся из-за ошибок планирования. По этой причине был сорван контракт на поставку в КНР партии Ил-76 и Ил-78.

Создалось нетерпимое положение. Отсутствие танкеров в составе ВВС резко ограничит возможности дальней авиации и заведомо лишит части преимуществ перспективные тактические самолеты Су-34, Су-35 и ПАК ФА. В связи с туманными перспективами возобновления производства Ил-76, единственным кандидатом на роль воздушного заправщика остается единственный серийно выпускаемый в России широкофюзеляжный самолет Ил-96.

По неофициальной информации, авиакомплекс им. Ильюшина уже прорабатывает проекты создания самолета-заправщика Ил-96-400СЗ и воздушного пункта управления Ил-96-400ВзПУ.

К 2020 году, когда на вооружение начнут поступать первые Су-35, в заметных количествах появятся фронтовые бомбардировщики Су-34 и начнутся испытания предсерийных истребителей 5-го поколения, на Воронежском авиазаводе предлагается построить от 20 до 40 Ил-96-400СЗ. Такой самолет будет вдвое эффективнее Ил-78, в 1,8 раза – Ил-78М и в 1,25 – самого массового в ВВС США самолета-заправщика KC-135R. Он будет лишь незначительно уступать KC-10A, но после модернизации Ил-96-400СЗ и установки двигателей НК-93 отставание будет преодолено.

В России Ил-96 также может стать стандартной платформой для других специальных самолетов: воздушных командных пунктов для высшего командного состава, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/AWACS) и радиоэлектронного противодействия и радиоразведки (РРЭП).

По мнению некоторых авиационных экспертов, воздушный пункт управления Ил-96-400ВзПУ должен заменить устаревающие Ил-80 (на базе Ил-86), которым уже требуется восстановительный ремонт и обязательная глубокая модернизация.

Новый самолет должен обеспечить полеты в зоне, расположенной на удалении 500 км от аэродрома базирования с дежурством в ней от 12 до 24 часов. Ожидается, что Ил-96-400ВзПУ по потенциалу более чем в два раза превосходит Ил-80 и будет незначительно уступать по продолжительности дежурства в воздухе самолету управления США Е-4В. При увеличении продолжительности полета за счет использования в качестве базы самолета следующего поколения Ил-196, боевые возможности российского воздушного КП сравняются с американским.

До 2015–2020 годов воронежский авиазавод может построить от двух до четырех воздушных пунктов управления на базе Ил-96-400Т или Ил-196. Специалисты не исключают также, что на основе Ил-96-400Т может быть создан самолет радиоэлектронной разведки и противодействия, а также самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, аналогичный американскому AWACS типа E-3 Sentry.

..............