Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
13 февраля 2008, 12:02 • Общество

Сценаристы прекратили забастовку

Российские сценаристы бесправнее коллег из США

Сценаристы прекратили забастовку
@ cinema.ru

Tекст: Мария Иванова

Переговоры Гильдии сценаристов Голливуда с одной стороны, продюсеров и владельцев ведущих киностудий – с другой увенчались успехом. Во вторник кинодраматурги провели в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе голосование, которое должно было решить, прекратить забастовку, принесшую индустрии миллиардные убытки, или нет. Вердикт был положительным. Российские сценаристы считают, что в нашей стране отстаивать права таким образом невозможно, потому что сама отрасль абсолютно нецивилизованна.

Проект контракта с голливудскими киностудиями, который был разработан сторонами в ходе закрытых консультаций, понравился почти 93% голосовавших из 3775 членов гильдии, сообщает «Росбалт».

К власти пришли продюсеры, которые разбираются только в деньгах – и не в деньгах даже, а в том, как именно «разбирать» их

Новый трехлетний договор между Гильдией сценаристов и Ассоциацией продюсеров кино- и телефильмов США будет подписан после урегулирования ряда незначительных разногласий, отметили в организации драматургов.

Часть бастовавших сценаристов вышла на работу уже в среду. Таким образом, снята угроза, нависавшая над церемонией вручения «Оскара», которая состоится 24 февраля. А опасность была серьезной: «Золотому глобусу», своеобразной репетиции вручения главных кинонаград, сценаристы перед этим уже объявили бойкот.

Напомним, затяжная забастовка сценаристов началась 5 ноября прошлого года после того, как в конце октября истек срок действия предыдущего трехлетнего договора между студиями и сценаристами.

Аналитики отмечали, что схватка на киноарене произошла на исключительно сложном этапе развития отношений между ключевыми игроками киноиндустрии.

Как писало агентство ИТАР-ТАСС, появились новые носители и способы доставки кино- и видеопродукции потребителям. А каждая новая технология должна быть «оценена и описана» в новых «кондуитах», в соответствии с которыми сценаристы будут получать гонорары.

«Сценаристы не хотят бастовать, но они настроены и готовы предпринять жесткие единые действия, чтобы защитить свои права. Мы должны получить контракт, чтобы иметь финансовую выгоду в киноиндустрии», – заявил председатель гильдии Патрик Верроне.

Однако продюсеры сочли требования неоправданными: «Мы готовы встретиться снова в любое время и по-прежнему хотим найти честный и разумный выход, который позволит нам работать, но вопрос о DVD – это главное препятствие для переговоров», – цитировало агентство BBC главу ассоциации продюсеров Николаса Каунтера.

В конце прошлой недели сценаристы и продюсеры достигли предварительного согласия в вопросах размеров отчислений с продаж фильмов в Интернете и на DVD, а также просмотров записей фильмов и телешоу в Интернете. Именно этот пункт и был камнем преткновения во взаимоотношениях голливудских цехов. До сих пор сценаристам причиталось 0,36%, а они требовали 2,5%.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к мэтрам отечественной кинодраматургии, чтобы выяснить, настолько российские сценаристы довольны уровнем оплаты труда и приемлем ли для них такой способ борьбы с продюсерами.

«Сценаристы о сумме гонораров договариваются лично, причем отдают хозяевам картины все свои права (не хотите подписывать договор – не надо, вот и весь разговор). Российские режиссеры и сценаристы после того, как фильм готов, ничего не получают. Они могут рассчитывать только на то, что им сразу заплатят по договору, в котором записан отказ от всех последующих прав. Остальное остается в руках хозяев картины, – посетовал в интервью газете ВЗГЛЯД знаменитый режиссер и сценарист, автор ряда фильмов о Шерлоке Холмсе и ленты «Зимняя вишня» ́Игорь Масленников. – Например, по телевидению все время показывают моего «Шерлока Холмса». Вы думаете, я получаю с этого хоть копейку? Ничего не получаю! Я даже не знаю, кому принадлежит фильм!» – подчеркнул мэтр.

Если какие-то отчисления с фильмов и идут, то это случаи единичные, поддержал коллегу не менее именитый кинодраматург Александр Бородянский, перу которого принадлежат сценарии к фильмам «Афоня», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и многим другим.

«Мы, сценаристы и режиссеры, получаем проценты на «Мосфильме» с продажи старых фильмов, договоры на которые были заключены еще до 1991 года. Организация выплачивает проценты с прибыли от продаж картин на телевидение. Я лично в некоторые годы получаю приличные деньги… Но все это – добрая воля «Мосфильма» и Карена Георгиевича Шахназарова, которая длится уже 15 лет, но в принципе в любой момент они могут взять и отменить этот параграф, и мы ничего не сможем с этим поделать», – рассказал Бородянский газете ВЗГЛЯД.

При этом бороться «американскими» методами российские сценаристы не могут и вряд ли смогут в обозрим будущем.

«Ничего общего с американцами наша ситуация не имеет, – уверен Игорь Масленников. – Там организация существует давно, работает серьезно, да и разговор идет совсем о других деньгах. У нас сценаристы не объединены ни в малейшей степени. Гильдия сценаристов кино и телевидения России существует номинально, и повлиять на коммерческие процессы, которые происходят в нашем кинематографе и на телевидении, не в состоянии. Сейчас к власти у нас пришли продюсеры, причем те, которые не очень разбираются в кинематографе. Они, может быть, разбираются в деньгах – и не в деньгах даже, а в том, как именно «разбирать» их…

Капиталистические формы управления у нас – в зачаточном состоянии», – резюмировал сценарист.

Отчасти в этом виноваты и сами кинодраматурги.

«Когда-то между гильдиями продюсеров и сценаристов был заключен контракт, но он такой, ориентировочный. Был даже утвержден госсписок сценаристов, гонорары у которых должны быть выше, но это тоже чисто рекомендательный шаг, – пояснил Александр Бородянский. – В Америке все по-другому. Там раз в три года устанавливается минимальный уровень гонораров, который все обязаны соблюдать.

Чтобы у нас было что-то подобное, надо, чтобы, во-первых, все сценаристы был членами гильдии и, во-вторых, выполняли требования этой гильдии. В США все кинодраматурги с гонораров платят отчисления в местную гильдию, выполняющую функции профсоюза. Мы тоже хотели сделать, как в Америке, но получилось все не так. К нашей гильдии в Союзе кинематографистов сейчас относятся как к творческой организации. Мы не привыкли, что это должен быть орган, который защищает экономические, авторские и прочие права. Не доросли еще до этого».

За пятилетний период средний годовой доход члена профсоюза сценаристов составлял 62 тыс. долларов. В России сейчас сложилась такая ситуация, что невозможно даже выяснить, сколько в среднем получают отечественные кинодраматурги и довольны ли суммой своих гонораров.

«По Гражданскому кодексу продюсеры должны платить сценаристам от прибыли, но сама эта прибыль почти неизвестна, если только речь не идет о фильмах-рекордсменах типа «Дозоров», продолжения «Иронии судьбы» (да и то продюсеры часто публикуют завышенные цифры, потому что хотят быть рекордсменами), – говорит Александр Бородянский. – В советские времена и вовсе шел черный нал, который нигде не фиксировался. А если фильм не принес денег, как я могу получить с них процент?

Если бы мы в кинотеатрах ввели электронный билет, тогда с определенным процентом допуска стали бы известны реальные расходы и прибыли продюсеров. Тогда можно было бы нанять адвоката и отстаивать свои права. А подсчитать прибыль с DVD и вовсе невозможно, поскольку они в большинстве случаев пиратские.

Справедливости ради надо заметить, что наше кино по-настоящему прибыльно только в единичных случаях», – считает автор «Афони».

«Никто не знает, сколько в среднем получают сценаристы. Это все сговоры, конкретные договоренности, не ограниченные никакими правилами. Первый канал платит бешеные деньги кому захочет, а фильмы, которые делаются на средства московского правительства или Федерального агентства по кинематографии, – копеечные, – подтверждает Игорь Масленников. – Самые богатые картины – те, которые делаются для телевидения, потому что каналы возвращают эти деньги немедленно при помощи сумасшедшей рекламы.

Проката серьезного в России нет, весь он в американских руках. А туда попасть нереально, потому что репертуарные списки расписаны на год вперед».

Перспективы развития отрасли, перевода отношений внутри цехов российского кинематографа мэтры расценивают пессимистично: «Не вижу я никаких перспектив», – констатировал «папа» российского киновоплощения Шерлока Холмса.

«Мы еще не по-настоящему капиталисты, – согласен с ним Александр Бородянский. – Я лет 15 назад думал, что все будет сделано быстро: что тут изобретать – все в мире уже придумано. Однако ничего не сделано и не делается до сих пор. Госорганы, которые принимают законы, считают, что киноиндустрия – такая же, как любая другая, как кирпичное производство, например. Я 15 лет хожу по всяким заседаниям, пытаюсь донести мысль о том, что можно взять иностранный образец и действовать по его принципу. Почему не взять на вооружение опыт Франции, которая доказала, что ее кинематография – самая процветающая в Европе? Но мы не можем сделать даже этого, что уж говорить об авторских гонорарах…» – подвел печальный итог Бородянский.

..............