Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
5 июля 2007, 12:51 • Общество

Валерий Золотухин: «Не хватает любви»

Валерий Золотухин: «Не хватает любви»

Валерий Золотухин: «Не хватает любви»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Виктория Катаева

Валерий Золотухин говорит о своих ролях в блокбастерах нового времени – «Дневном» и «Ночном» дозорах. «Для меня этот фильм стал переломным в жизни моего «медиалица». Сейчас много молодых зрителей, которые забыли меня или не знали… И вдруг для них эта роль вампира – небольшая, эпизодическая – оказалась как-то очень знаковой. Меня стали узнавать, просить автографы именно молодые зрители. Это приятно». Большое интервью актера в газете «Наше время».

- Валерий Сергеевич, картину «Парадокс» снимает молодой режиссер, многие актеры: Оскар Кучера, Наталья Королева, Сергей Глушко – тоже принадлежат к новому поколению артистов. Как лично вам работается с молодежью? Нет ли желания поучить их чему-то, чего они не умеют?
- Я люблю молодежь – они дерзкие. Идут впереди прогресса. Что касается учебы, то это очень опасно: учить кого-то жить. Человек может научиться только сам. Мое основное правило: принимать людей такими, какие они есть, видеть в каждом человеке, прежде всего, талант, и не замечать в нем какие-то недостатки. Я больше за кредит доверия, чем не-доверия.

Такие фильмы, как «Дозоры», очень легко ругать, а хвалить опасно и сложно. Но если они плохие, отчего тогда столь высокие рейтинги?

- То есть, по-вашему, каждый человек талантлив?
- Безусловно! Только у кого-то талант просыпается на одну-две минуты в сутки. А у кого-то не засыпает вообще – у Моцарта, например. Надо просто периодически дергать себя за внутреннюю ниточку, отвечающую за талант, развиваться и учиться. Путь этот предполагает возможные неприятности, неудачи, чувство недовольства собой, надо смело говорить себе: «Если что-то не получается, то, прежде всего, виноват я сам». Или: «Я не умею то-то и то-то. Но я должен научиться». Такая позиция. Преодоление недостатков в себе есть саморазвитие.

- Не рождает ли недовольство собой определенные комплексы?
- Сложный вопрос. Любого человека можно затюкать, и крылышки у него опустятся. Но здесь уже другая проблема – окружения, которое каждый из нас выбирает себе сознательно или интуитивно. Я очень люблю фразу Марка Твена: «Опасайтесь людей, которые пытаются подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям». Великий человек, наоборот, внушает окружающим уверенность: и вы можете стать великими! Таким человеком был Высоцкий. Он страшно радовался малейшему проявлению творчества! Для меня он по сей день остается образцом отношения к коллегам.

- Лично вас, в период творческого и профессионального становления, больше хвалили или ругали? Или все-таки повезло на встречи с хорошими людьми?
- Да, мне везло на хороших людей, наверное, я их сам искал и притягивал. Хотя у меня были очень строгие педагоги. Они пристрастно ко мне относились, потому что говорили: «Тебе многое дано, а кому много дано, с того много спрашивается». Я всю свою основную творческую жизнь проработал в Театре на Таганке. Режиссер театра Юрий Любимов – строгий и сдержанный человек, он хвалит крайне редко. Впрочем, я изначально знал, что «планка» у него запредельно высокая. Лучшая похвала Любимова – «работал правильно». То есть, когда он выражает удовлетворение от того, что ты сделал, понимаешь: его слова, действительно, дорогого стоят. Поэтому, даже сейчас, когда иду, что называется, «на сторону», к другому режиссеру, всегда думаю: «Что сказал бы Юрий Петрович, посмотрев на мою актерскую работу?» Хотя я сотрудничал в театре и с Леонидом Хейфицем, и с Анатолием Васильевичем Эфросом – выдающимися отечественными режиссерами, с Любимовым я чувствую себя в процессе ученичества, и это навсегда.

- Недавно я общалась с одним студентом первого курса актерского факультета. Он сказал: «Я думал, профессия сложнее. Оказывается, это так просто: вышел, сыграл». Мне было удивительно это слышать.
- Это действительно не так сложно – сыграть …плохо. Про одного очень известного актера рассказывали: он приехал играть антрепризу в небольшой провинциальный город. Его селят в гостиницу, он ругается: почему я должен жить во второсортном домишке?! Ему отвечают: «Но здесь жили и Абдулов, и Табаков, им понравилось». Он снова в крик: «Кто такие Абдулов и Табаков?» Я…» – называет свою фамилию! Кое-как уладили вопрос с гостиницей. Отправились в местный театр, репетировать спектакль. Актер текста не знает, играет плохо. А принимающей стороне, провинциальным артистам, неудобно. Вроде как его знают по кино, он считается «звездой», но на самом деле – нуль. Так и хочется спросить: «А ты играть-то умеешь?» Как в свое время замечательный Анатолий Эфрос говорил про таких горе-актеров: «Вас ввели в заблуждение по поводу ваших способностей и вашего таланта. Не преувеличивайте свою роль в советском искусстве!» (смеется).

Я, как человек немолодой, хотел бы, чтобы было больше любви, во всех возможных ее проявлениях. Любви к ближнему, к женщине, к стране
Я, как человек немолодой, хотел бы, чтобы было больше любви, во всех возможных ее проявлениях. Любви к ближнему, к женщине, к стране
- Вы снялись в кассовых супербоевиках нового времени – «Дневном» и «Ночном» дозорах. Критики очень ругали эти картины, а вот публика приняла тепло.
- Мне говорили, что кино ругали. Но я ругательных слов нигде не видел и не читал. Может быть, здесь дело в другом – кто что читает? Во всяком случае, для меня этот фильм стал переломным в жизни моего «медиа-лица». Сейчас много молодых зрителей, которые забыли меня или не знали… И вдруг для них эта роль вампира – небольшая, эпизодическая – оказалась как-то очень знаковой. Меня стали узнавать, просить автографы именно молодые зрители. Это приятно. А что касается ругани, так и хорошо! Слава Богу, что картины не прошли незамеченными – мне было бы гораздо обиднее. Это все-таки новое кино, по всем известным мне кинематографическим статьям: техника, компьютеры. Даже режиссура другая!

Новое кино делается так: режиссер ставит актеру очень четкую конкретную задачу. При этом быстро понимает, способен актер выполнить данную задачу или нет. Если нет, то зачем тратить время, можно что-то поменять в сцене. Быстрый, динамичный подход к построению кадра. Зрелищное кино. Нет каких-то великих претензий на философию – просто интересно смотреть. Хотя, например, не так давно мы – несколько человек кинематографистов и общественников – искали возможность сделать хороший фильм по предотвращению абортов. И вдруг один священник, оказавшийся среди нас, говорит: «А вы знаете, в «Ночном дозоре» эта тема – нелюбви, свободы выбора, за который приходится порой расплачиваться всю жизнь, отлично показана». Меня это поразило. Оказалось, «Ночной дозор» смотрел серьезный служитель церкви, и фильм вызвал у него столь глубокие мысли… Вообще, такие фильмы, как «Дозоры», очень легко ругать, а хвалить опасно и сложно. Но если они плохие, отчего тогда столь высокие рейтинги? Хотя я же не говорю: «Все равняйтесь на «Дозор»! Есть же и другое кино. «Мастер и Маргарита». Вообще Бортко: «Собачье Сердце», «Идиот». После выхода этих картин на экраны зрители «размели» все произведения классической литературы в магазинах. Может быть, я, конечно, преувеличиваю позитив нашего кино, но мне кажется, и в «Ночном дозоре» есть огромные «плюсы».

- На ваш взгляд, чего особенно не хватает современному отечественному кинематографу?
- Я, как человек немолодой, хотел бы, чтобы было больше любви, во всех возможных ее проявлениях. Любви к ближнему, к женщине, к стране.

- Обязательно с хэппи-эндом? Или финал может быть любой?
- Кстати, если говорить о кинематографе нашего прошлого: тогда идеология была такова, что режиссерам запрещалось делать плохие «энды». На моей памяти был такой фильм – «Единственная», где я играл Колю Касаткина, шофера. У него была любовь. В оригинальном рассказе Павла Нилина «Дурь», по которому снимался фильм, мой герой спивается, не может пережить крушение своих надежд. В кино же, поскольку оно массовое и «важнейшее из искусств», Касаткина нельзя было «споить». Помню, бедный Хейфиц, режиссер, три четверти фильма снял, а дальше не знал, как отделаться от идеологических требований. Героя отправляли то на БАМ, то в какую-то партийную ячейку, хотя он был беспартийным, то перевоспитывали, то жена писала куда-то письма, чтобы из него сделали человека. Хотя, конечно, по логике вещей в подобных ситуациях человек, когда он однолюб и слабохарактерный, неизбежно погибает. Но в итоге фильм завершили так: Николай стоит на светофоре, перед ним много дорог… Открытый финал, но с оптимизмом, вроде бы – все будет хорошо. Конечно, этот позитив, заложенный сверху партией и правительством, был наигранным: и актеры, и режиссеры от него шарахались как черт от ладана. А сейчас я смотрю и думаю: может быть, хороший финал не так и плох? Он дает надежду на лучшее.

- Вы часто ездите на гастроли по российской глубинке. Какие мысли вас там посещают чаще: жизнь налаживается, или все-таки поводов для пессимизма больше?
- Здесь все зависит от тебя самого: что именно ты хочешь увидеть. Мне лично видятся положительные стороны. Кто собирает негатив, приводят в пример безумную нищету части нашего общества. Но ведь так было всегда, просто не все знают и помнят об этом. При советской власти были очереди, был голод, были безумные колбасно-мешочные поезда! Тогда в Москву рвались бабы с мешками из всех волостей, покупали продукты (которых не было в магазинах городов, где они жили), чтобы было чем кормить детей… Их ненавидела смертно, мешочниц и мешочников, московская публика! Но куда было деваться этим людям с мешками? Они были вынуждены приезжать в столицу снова и снова.

- Вспомните самую яркую для вас встречу со зрителем, произошедшую в последнее время.
- Таких встреч очень много. Поездки по России убеждают меня, что зритель у нас замечательный. Однажды я поехал со спектаклем в мое родное село Быстрый Исток на Алтай. Там люди не видели профессионального театра более тридцати лет. И вдруг, поскольку я являюсь художественным руководителем молодежного театра Алтайского края, привезли спектакль именно молодежного театра, «На дне» Горького. Я играл Луку. Страх во мне проснулся неимоверный. Потому что сцена в сельском клубе не приспособлена под театр. Кроме того, в голове вертелись мысли: что за публика? Способны ли эти зрители воспринять классику? Зал был полный, много молодежи. Я весь спектакль просидел за кулисами, прослушал, как зал принимал пьесу. Алтайцы поняли и прочувствовали все: юмор, философию. Это был для меня такой великий праздник! Это была встреча с моим зрителем!

- У вас был день рождения, 66 лет. С какими мыслями подошли к юбилею?
- Ездил, опять-таки, на Алтай играть спектакль. Уже много лет день рождения отмечаю на работе. В молодости тоже, кстати, не был любителем застолий и посиделок.

- Между тем, если речь заходит о поколении, к которому вы принадлежите, лично мне сразу представляется такая картинка. Прокуренная кухня, толпа людей, кто-то играет на гитаре, а в перерыве между песнями – стихи и разговоры о высших материях.
- Со мной такого не было, ложное представление. Это как иностранцам русский народ представляется поющим «калинка-малинка». Многие праздники я встречал не за кухонным, а за письменным столом.

- То, что вы родились рядом с трагической для нашей страны датой – 21 июня 1941 года – наложило отпечаток на вашу судьбу, как считаете?
- Конечно, повлиял этот факт. Вот я говорю вам: «Хочется больше любви». Наверное, это как раз оттого, что не доставало проявлений теплых чувств в детстве. Был голод. Отец воевал (после войны он, к счастью, вернулся домой). На матери «висели» дети, хозяйство, плюс она ведь еще работала – «для фронта и для победы», причем с утра до ночи. Я помню, трех лет мне не было, мы с мальчишками бегали на базар. Там между рядами, прилавками, сидели демобилизованные из армии инвалиды. Они ругались и пили водку. Я сам ходил на костылях – это было последствие детской травмы. И когда я, уже тогда мечтая быть актером, пел со сцены в местном клубе «Шумел суровый брянский лес», стоя на костылях, – а это был пятьдесят второй год, военные раны еще были совсем свежими – люди в зале плакали. Я тогда наивно думал, что им нравилось мое исполнение. Потом дошло: волновал сам факт. Мальчишка стоит на сцене на костылях, поет «Летят советские гранаты … а командир кричит им вслед… громи захватчиков, ребята ...». А в зале тоже стоят люди на костылях! То есть, вся эта атмосфера, в которой я рос, не могла не наложить отпечаток на личность. Даже первое мое кормление было горьким. Когда мама (она мне потом рассказывала об этом) держала меня на руках и кормила грудью, вдруг забежала нянечка и закричала: «Бабоньки, война!» И мать плакала, и молоко ее было пополам со слезами. Мама была жена начальника, и в роддом ее привезли на машине, а обратно она уже несла меня пешком, потому что всем было не до этого… Ладно, что-то вы меня совсем не в ту сторону завели. Давайте менять тему… О молодежи хотели же говорить!

- О молодежи, которая, зная Лукьяненко, не всегда знает какие-то другие имена, не менее важные…
- Не хочу роптать на нынешнюю молодежь. «Пришли иные времена. Взошли иные имена» – говорил в своем замечательном стихотворении Евгений Евтушенко. Сейчас особенно сложно обо всем этом говорить, когда за какой-то месяц ушли великие люди: Ульянов, Лавров, Ростропович. Впрочем, такие времена уже были. Я помню, почти в один год не стало Евстигнеева, Смоктуновского, Леонова, Борисова. И думаешь: действительно, приходят иные времена. Те, кто сейчас живет, кто помоложе, не помнят Олейникова, Грибова, Москвина, Крючкова… Я даже не беру более далекие кинематографические имена.

- К сожалению, не помнят.
- Ну, а почему к сожалению? Так устроен мир! И нас забудут! Это естественно. Все равно, любое яркое поколение, каким бы талантливым и замечательным оно ни было, люди помнят лишь ближайшие к ним сто лет. Человеку отмерено сто лет. Дальше идет забвение, и не может быть по-другому. Нынешний Евгений Миронов не хуже моего любимого Андрея Александровича Миронова. Хотя сравнивать два таланта – это глупое занятие. Все меняется: отцы стареют, дети вырастают. Одно поколение сменяет другое… Талантливыми людьми Россия богата. И слава Богу.

Прямая речь

«Мне кажется, хорошая история у нас получается. Удалось открыть новых артистов, увидеть уже известных актеров с новой стороны. Вся труппа умирала, глядя, как играет Глушко – яркий комедийный актер. Оскар Кучера – замечательный «новый русский» Мэтью Перри. Или если проводить аналогии с советским кино – Кучера вылитый Шурик из «Операции Ы». Все остальные артисты тоже просто «монстры». То есть команда действительно собралась великолепная! И, что мне кажется особенно важным, у нас присутствует связь поколений актеров, некая преемственность. Без нее, как мне кажется, действительно хорошее кино невозможно».

..............