Никита Анисимов Никита Анисимов Для Кубы начался обратный отсчет

Наследники кубинской революции за годы санкций научились жить в условиях перебоев с электричеством, нехватки бензина, даже дефицита продуктов и лекарств, но вот бороться со своим географическим положением они не в силах.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

10 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

0 комментариев
27 октября 2005, 20:23 • Общество

Торговля живым товаром

В Эмиратах за девушек из России дают 5 тысяч руб.

Tекст: Елена Зимина

Первые случаи торговли живым товаром стали регистрироваться в России в начале 90-х годов. Но наказание за подобную деятельность появилось в уголовном законодательстве только в 2003 году. В зависимости от степени тяжести преступления работорговцы и рабовладельцы могут оказаться в тюрьме на срок до пятнадцати лет. Между тем закон «О противодействии торговле людьми» пока так и не принят.

По оценкам экспертов в России жертвами торговли людьми становятся ежегодно примерно 35–60 тысяч человек. При этом работорговля преследует различные цели. Как правило, это принуждение к оказанию сексуальных услуг. Но в последнее время «рабов» стали активно привлекать к бесплатному труду, к участию в вооруженных формированиях, а также с целью изъятия органов для трансплантации. Задействовали даже младенцев, которых обычно «арендуют» для попрошайничества.

Рабы-олигофрены

На месте выяснилось, что живой товар по цене в 20 тысяч рублей за каждую девушку продали в бордель

Эксперты утверждают, что проблема давно приобрела транснациональный характер. Особенно это касается работорговли для принудительного занятия проституцией. Соглашаясь на предложение поработать за приличные деньги танцовщицей в баре или гувернанткой в иностранной семье, российская девушка всегда рискует оказаться в притоне без надежды вернуться обратно домой. Чаще всего наших соотечественниц вывозят в страны Европы и Америки. Но в последние годы русские красавицы пользуются огромным спросом в азиатском и ближневосточном регионах и даже в странах Африканского континента.

Впрочем, вывозят не только за рубеж. В 2004 году Ногинский городской суд Московской области вынес приговор двум женщинам и мужчине, которые занимались поставкой несовершеннолетних из Борисоглебска Воронежской области в притоны Московского региона. Симпатичным девушкам обещали высокооплачиваемую работу продавцами в Московской области. Но уже на месте выяснилось, что живой товар по цене 20 тысяч рублей за каждую девушку продали в бордель. И это не самая низкая ставка. В Объединенных Арабских Эмиратах за наших девушек дают 5–7 тысяч рублей.

Людей продают в рабство и для работы по хозяйству. Как правило, жертвами оказываются психически нездоровые люди. В прошлом году Тюкалинский городской суд Омской области вынес приговор некоему гр-ну Дыкову, который в течение нескольких лет незаконно удерживал у себя для работы на приусадебном участке четырех человек. На глазах малолетних детей «хозяин» унижал и избивал рабов-олигофренов.

Нередко в торговлю живым товаром вовлекаются и представители правоохранительных органов. Два крупных дела дошли недавно до суда в Астраханской и Волгоградской области. Сотрудники органов внутренних дел и отдела линейной милиции решили нажиться на нелегальных мигрантах. Блюстители общественного порядка прямо с поездов снимали приехавших к нам на заработки таджиков и узбеков, а затем продавали их в рабство.

Оценить опасность

Меры государственной защиты распространяются отныне и на жертв работорговли (фото GettyImages)

Законопроект «О противодействии торговле людьми» пылится в здании на Охотном Ряду с 2003 года. После единогласного одобрения документа в рамках парламентских слушаний его отложили. Как пояснила газете ВЗГЛЯД руководитель межведомственной рабочей группы Елена Мизулина, очередное обсуждение проекта пройдет теперь только в феврале 2006 года. Именно такое решение было принято в четверг на заседании группы в Думе.

Тем не менее многие положения законопроекта уже воплотились в жизнь в качестве многочисленных поправок. С инициативой внесения дополнений в Уголовный кодекс в 2003 году выступил президент. В результате за работорговлю карают теперь лишением свободы сроком до пятнадцати лет. С 1 января 2005 года вступил в силу и закон О защите потерпевших и свидетелей. Согласно документу меры государственной защиты распространяются отныне и на жертв работорговли. По мнению экспертов, это существенно облегчает работу с пострадавшими и в немалой степени способствует раскрытию преступлений на этой почве.

Между тем за время действия поправок до суда дошло не так много дел по этой категории. В 2004 году предметом судопроизводства стало всего около 14 дел, связанных с незаконной торговлей людьми и использованием рабского труда. «Однако оценивать опасность такого явления только по количеству возбужденных дел не стоит. Это явление похоже на айсберг», – пояснила глава рабочей группы. При этом речь идет о смежных с торговлей людьми преступлениях – организация проституции, содержание притонов, детская порнография. Сложность проблемы связана и с нерешенными пока вопросами нелегальной миграции.

В связи с этим разработчики законопроекта настаивают на необходимости его скорейшего принятия. Как рассказала газете ВЗГЛЯД Елена Мизулина, документ определяет правовые и организационные основы противодействия торговле людьми. Дело в том, что в нашем законодательстве до сих пор отсутствует четкое толкование термина «работорговля». А значит, можно наказать не всех виновных.

В рамках документа предусмотрено и создание межведомственного координационного центра по противодействию работорговле. Однако пока не известно, какое заключение по этому поводу подготовят в правительстве. По словам Мизулиной, именно это положение в документе стало причиной его «откладывания в долгий ящик» в 2003 году.

Вряд ли в Кабинете министров согласятся на дополнительные расходы и на этот раз. Хотя такому органу авторы законопроекта предлагают придать всего лишь статус комиссии при президенте. Между тем большие финансовые затраты может повлечь за собой предложение по формированию специальных учреждений – убежищ для временного проживания жертв торговли людьми и центров по оказанию помощи.