31 мая, вторник  |  Последнее обновление — 20:56  |  vz.ru

Главная тема


Каким видят свое политическое будущее ДНР и ЛНР

политическая демагогия


Эрдоган не понимает, «какого первого шага» от него ждет Россия

начало тенденции


Стремление европейских регионов признать Крым российским вышло за пределы Италии

уникальный лайнер


Порошенко поставил задачу возродить производство «Мрии»

«Девушка специфическая»


Лавров обратил внимание на упитанный вид Савченко

политическая риторика


Киев заявил о намерении России «пробить коридор в Крым»

«Иррациональный экстраверт»


Психотерапевт дал характеристику поведению Савченко

курортный сезон


В Египте жалуются на «огромные убытки» из-за отсутствия российских туристов

«соблюдаем этикет»


Украинские офицеры СЦКК рассказали об отношениях с российскими военными

«Порошенко завышает градус»


Вадим Самодуров: Налицо стремление Киева начать новый «Минск»

Вопрос дня


Как повлияет освобождение Савченко на политический хаос на Украине?

«Знать нашу историю»

Чтобы не допустить перекодирования общества, нужно не дать переписать его историю

6 ноября 2014, 08:43

Текст: Петр Акопов

Версия для печати

Встреча Владимира Путина с молодыми историками стала логичным продолжением Дня народного единства – праздника, чье идейное содержание становится все актуальней. То, что Путин говорил за эти два дня о русской истории, показывает, что именно знание уроков нашей истории, понимание уникальности русской цивилизации является одним из важнейших источников уверенности президента в том, что «наше дело правое».

Во вторник Путин выступал на приеме в Кремле, посетил выставку «Моя история. Рюриковичи» в Манеже, сходил на спектакль по произведениям Василия Шукшина. А в среду в Музее современной истории встречался с молодыми историками и преподавателями истории. То есть поводов для того, чтобы поговорить о традиции, истории, ценностях, у него было немало.

При этом ключевыми для понимания путинского отношения к русской цивилизации, национальным ценностям являются его слова, сказанные после шукшинского спектакля: «Россия большая, талантливая, у нас есть свои герои, своя великая история, свое великое искусство, есть великие музыканты и великая музыка, есть великие военачальники, воины, есть государственные деятели, которыми мы гордимся. Но Василий Макарович нам всем своим творчеством напоминает, что в основе всего этого простой человек. Он и есть суть России».

Эта формула, конечно, банальна – но сегодня она звучит более чем актуально: именно ценности, мораль и интересы простого русского человека так раздражают что наших внешних противников, что космополитическую часть нашей элиты, которой этот самый «простой человек» мешает интегрироваться в «цивилизованный мир». А ведь еще недавно им казалось, что все схвачено – общенародная собственность прихвачена еще в 90-е, подгонка различных форм русского бытия и в целом России под евростандарты идет полным темпом.

И вдруг – Путин снова президент, и не желает прогибаться под Запад, а потом и Крым, и «русская весна». Встал тот самый шукшинский простой человек – и не перескочишь через него, не убедишь в том, что «нельзя же так, большие люди уже обо всем договорились», и не скомандуешь: «Чернь, знай свое место». Потому что русские знают свое место – это вся Россия, до самых до окраин.

Собственно говоря, так уже не раз было в русской истории – и сам День народного единства и установлен в честь самого яркого такого примера. Прекращения смутного времени самим народом в условиях распада государства, предательства большей части элиты и отсутствия законной высшей власти – как сказал во вторник Путин, «боль за страну, за междоусобную вражду, за безвольную власть, за предательство Родины объединила тогда людей разных национальностей и вероисповеданий».

Сейчас Россия снова переживает серьезнейшие испытания – но в этот раз у нас есть единство между главой страны и народом. Собственно говоря, это наше главное оружие, которое и дает русскому народу возможность применить его огромные силы: выполнение правителем роли проводника народных интересов и чаяний, которое возможно только в случае безоговорочного осознания первым лицом своей принадлежности к народу. Не зацикливаться на отношениях с элитой, которая слишком часто отрывается что от национальных корней, что от национальных интересов (тем более если это «элита» переходного, смутного времени) и ради сохранения своих позиций готова предать и правителя, и страну, а оставаться одним из «простых людей».

Ведь простота – это не социальный статус, а общие ценности, идеалы и принципы со всем народом, что было свойственно что Суворову, что Шолохову. А принадлежность к власти – лишь большая ответственность, но не заслуга, и уж тем более не повод презирать «неуспешное быдло». У Путина все нормально с самоидентификацией – «у России таких, как я, много», сказал он на днях. А о ценностях он говорил на приеме в честь Дня народного единства:

«Этот праздник знаменует преданность нашего народа своей стране, родной земле. Нерасторжимость такой связи, ответственность за Отечество всегда служили основой для независимости и суверенитета России, а патриотизм и любовь к Отчизне столетиями скрепляли нашу многонациональную страну. Эти мощные искренние чувства завещаны нам нашими родителями, нашими дедами, прадедами».

Путин, периодически напоминающий, что множество поколений его предков жили в одной и той же тверской деревне, говорит о прадедах вовсе не ради красного словца. Как и о том, что «стремление к справедливости, к правде всегда было в чести на Руси. И никакие угрозы не заставят нас отказаться от своих ценностей и идеалов». Важно то, что это совершенно естественное для русского человека понимание прочувствовано Путиным уже и в качестве главы государства – то есть того, кто является гарантом отстаивания национальных интересов как во внешних конфликтах, так и во внутренних пертурбациях.

То, что Путин сказал, что в этом году «нам пришлось столкнуться с непростыми вызовами», и, «как это не раз было в нашей истории, народ наш ответил консолидацией, нравственным, духовным подъемом», а «сегодняшний праздник, восстанавливая связь времен, пробуждает в нас чувство сопричастности к российской истории и великой культуре» – это ведь он и про себя самого говорит. Сопричастность русской истории – именно в ее уроках, в любви к ней и понимании ее кроется огромный источник силы что всего народа, что Владимира Путина.

Поэтому все последние три года он так много говорит о необходимости лучше знать русскую историю, о ее преподавании как базе для настоящего патриотизма – отсюда и работа над единым образовательным стандартом для школы, и поддержка различных просветительских программ и проектов, в том числе и открывшейся в Манеже выставки «Моя история. Рюриковичи»:

«Мы в последнее время говорим об этом достаточно часто, но не только говорим мне кажется, мы и двигаемся в направлении придания большей важности историческому знанию вообще, преподаванию истории в школах, в вузах... О важности того, чем вы занимаетесь, говорить не буду, я уже много-много раз об этом говорил, вы не могли этого не слышать, уже, наверное, надоел всем своими разговорами на эту тему. А вызвано это тем, что это действительно востребовано сегодня, чрезвычайно важно для нашего народа, для нашей страны».

На встрече с историками Путин аргументировал, почему это так важно:

«Мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество нашей страны, а это не может быть не связано с попытками историю переписать, причесать ее под чьи-то геополитические интересы. А история – это наука, ее нельзя, если к ней серьезно относиться, невозможно переписать. Но, безусловно, для того, чтобы этого не случилось, должны быть такие люди, как вы, специалисты, которые объективно, полноценно не только освещают события прошлого, но и дают им оценку, что чрезвычайно важно и без чего исторической науки не существует».

Действительно, народ с искаженным представлением о собственной истории легко становится объектом манипуляции в руках тех, кто хочет сбить его с толку. Всего четверть века назад мы на собственном опыте увидели, к какой трагедии это может привести – «разоблачения преступлений культа личности» в перестройку стали лишь прелюдией к мощнейшей атаке на всю русскую историю, а через нее и на русский народ, который вскоре объявили рабским и отсталым, призывали каяться – и, воспользовавшись его замешательством и унынием, развалили страну и разворовали общенародную собственность.

Сейчас нужно не только развенчать горы мифов и лжи обо всех периодах русской истории – но и предложить обществу цельный, внутренне непротиворечивый взгляд на русскую историю. Выработка этой концепции – дело не власти, а самого русского общества, и об этом тоже говорил Путин:

«Эффективным может быть только само общество, если осознает важность тех подходов, которые оно, само общество, считает нужными для себя, для своей страны, для народа, для конкретных людей. Наша с вами (позволю себя назвать вашим коллегой) задача заключается в том, чтобы убедить подавляющее большинство граждан страны в правильности, в объективности наших подходов и презентовать этот результат вашей работы обществу. Выиграть умы, побудить людей самих занять активную позицию на основе тех знаний, которые вы презентуете в качестве объективных. Но я и призываю вас к объективности на всем протяжении нашей истории в этих исследованиях. Когда мы убедим наших людей, подавляющее большинство людей, в том, что наша позиция и правильная, и объективная, и справедливая, и покажем, что такая позиция идет на пользу обществу, государству и людям, у нас появятся миллионы и миллионы сторонников. Собственно говоря, так в последнее время и происходит. Когда мы показываем, что мы правы и наши действия справедливы и внутри страны, и на внешней арене, мы приобретаем огромное количество сторонников».

По-настоящему отстаивать свои ценности, бороться за национальные интересы в мире можно только в том случае, если ты хорошо знаешь свою историю – причем не в переводе с английского, а как историю русской цивилизации, написанную с русскоцентричной точки зрения. Не историю самого лучшего или избранного народа на Земле – а историю твоего народа, написанную им самим. Хрестоматийным примером заимствованного, чужого взгляда на собственную историю служит, кстати, норманнская теория – история о призвании на Русь варяжских князей.

Плоха не сама эта теория – она, как и другие, имеет право на жизнь – а ее весьма распространенные трактовки, суть которых можно выразить коротко: «у русских нет ничего своего, цивилизация все время приходила к ним из Европы». Интересно, что именно о норманнской теории Путин стал говорить, когда на встрече с историками речь зашла о выставке «Рюриковичи»:

«Но я посмотрел, допустим, вчера, как начинались Рюриковичи. И у вас взята только одна версия Карамзина, и все. Что там утверждается в рамках этой норманнской теории происхождения Российского государства? Позвали дружину для того, чтобы выстроить отношения внутри сообщества. Есть и другая точка зрения, согласно которой дружину позвали, но не для того, чтобы выстроить отношения внутри сообщества, а для того, чтобы обеспечить внешнюю охрану. Наняли их просто как охранную структуру, говоря сегодняшним языком, вот и все, а они потом в известной степени узурпировали власть. Но такая точка зрения есть.

А у вас там изложена только одна. И вот эта норманнская теория говорит о том, что государственность пришла извне. Те, кто полагает иначе, считают иначе, считают, что государственность уже сложилась в Новгороде, допустим, и иностранная дружина была нанята только для внешней охраны. Именно поэтому князья были так ограничены в своих правах, и именно поэтому их изгоняли, когда они переходили определенные границы своих компетенций».

Мы не знаем страну, в которой живем – эти слова обычно приписывают Юрию Андропову (при этом генсек говорил о процессах в обществе, а не о стране). В применении к сегодняшнему дню можно сказать – для того, чтобы русский мир мог успешно отвечать на все более опасные вызовы глобального изменения миропорядка, а русская цивилизация распрямила свои крылья и стала расти и крепнуть, нам жизненно необходимо вернуться в колею собственной традиции, то есть своей, а не «заимствованной версии» русской истории. Иначе мы снова будем повторять свои же ошибки, падая в очередную смуту, теряя государство и позволяя растащить заработанное предками:

«Мы должны с вами очень серьезно относиться к дню сегодняшнему и к завтрашнему. Чрезвычайно важная вещь. Вот мы вспоминали, я Ключевского вспомнил, а у него очень много и таких абсолютных истин. Помните, как он говорил: «История – не учительница, она ничему не учит. Она надзирательница и наказывает за плохо выученные уроки». Этот урок, который нам история преподает в периоды раздробленности, должен нам говорить и включать сигнал такой опасности. Очень аккуратно нужно к этому относиться, ни в коем случае не допускать таких вещей. Мы должны знать нашу историю».

Без прошлого нет будущего – в нашем случае это нужно понимать буквально как наказ «учите историю».


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............