Дмитрий Губин Дмитрий Губин Прямка и протыпрямка против здравого смысла

Продолжаются эксперименты с «украiнською мовою». Причем и на государственном уровне, и инициативными блондинками. Рвение максимально отдалить его от русской литературной нормы имеет все шансы войти в учебники – но не лингвистики, а психиатрии.

18 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов В информационной войне побеждает русская правда

«Отмена» России не удалась еще и потому, что нашу страну в мире некем и нечем заменить. Не только наши нефть и газ, но и наше искусство, нашу науку, наш спорт. Без нас неинтересно.

9 комментариев
20 декабря 2013, 21:44 • Политика

Германия прежде всего

Ходорковский улетел в Германию, оставив мать в России

Германия прежде всего
@ Reuters

Tекст: Евгений Романов

Сразу после освобождения экс-магнат Михаил Ходорковский убыл в Германию. При этом его мать, которую, как сообщила ФСИН, он обещал навестить в первую очередь, осталась в России. Во ФСИН признали, что это первый случай, когда человек, находясь в заключении, смог так быстро получить и загранпаспорт, и визу.

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, помилованный президентом России Владимиром Путиным, в пятницу днем вылетел в Германию и около 18.00 мск приземлился в аэропорту Шенефельд под Берлином. Летел экс-олигарх на частном самолете из Петербурга.

Про загранпаспорт и речи не может быть. Такой «услуги» для заключенных просто не предусмотрено

В аэропорту его встретил бывший министр иностранных дел ФРГ Ганс Дитрих Геншер, который ранее обратился с просьбой к фирме OBO Bettermann, ведущей бизнес в России, предоставить самолет для Ходорковского. Напомним, что Геншер считается одним из самых авторитетных в стране государственных деятелей, он возглавлял МИД Западной Германии почти 20 лет – с 1974-го по 1992 год, то есть и в то время, когда нынешний российский президент Владимир Путин работал в резидентуре КГБ в Восточной Германии.

Также среди встречающих был директор научных программ Российско-германского форума Александр Рар.

«Подарок от Деда Мороза»

Противоречивая информация поступала о том, как бывший заключенный успел так быстро получить немецкую визу. В одних сообщениях указывалось, что немецкая полиция вручила экс-олигарху в аэропорту выданное властями Берлина разрешение на въезд (Einreisegenehmigung). Это документ, который выдается местными властями человеку, уже прибывшему в страну, образно говоря, «из ниоткуда», то есть из страны, где нет немецкого консульства.

Но по другим сообщениям, визу Ходорковскому все же выписало консульство в Москве (заранее – благодаря опять же хлопотам экс-министра Геншера), в аэропорт ее доставили в виде вкладыша, который уже на пограничном контроле кладут в загранпаспорт, после чего пропускают гостя в страну.

В любом случае, как напоминает издание Spiegel, теперь Ходорковский свободно может перемещаться по Шенгенской зоне в течение года.

Напомним, в нормальном режиме обычную шенгенскую визу в Германию – например, для туристов – оформляют 5–6 дней, но документы вообще рекомендуется подавать за 2–3 недели до поездки. В экстренных случаях (необходима срочная операция) срок могут сократить до 3–4 дней. Также консульство может выдать визу и за день, если нужно лететь в Германию на похороны близкого родственника.

Согласно данным УФМС, оформление загранпаспорта не должно превышать месяц со дня подачи заявления. На практике, как известно, оформление паспорта в Москве обычно составляет чуть больше – 35 дней, а в срочном порядке (что дороже) – не меньше двух недель. Между тем источники «Московского комсомольца» во ФСИН сообщили, что это первый случай, когда россиянин, находясь в заключении, смог получить загранпаспорт и визу.

«Российский паспорт осужденным, у которых его нет, и то оформляют с неохотой, – заявил источник во ФСИН. – Потому что долго возиться надо. Сейчас есть установка «сверху», чтобы все те, кто освобождается, выходили на волю с паспортами. Но повторюсь: российскими. Про загранпаспорт и речи не может быть. Такой «услуги» для заключенных просто не предусмотрено. То же самое касается виз. Это просто невозможно – и все. Случай с Ходорковским – это волшебство. Мы все тут его так и называем между собой – подарок от Деда Мороза».

Пресс-служба карельской ФМС сообщила, что Ходорковский не обращался к ней за оформлением загранпаспорта. Впрочем, известно, что необходимые документы чиновники дипломатического ведомства могут оформить в течение нескольких часов.

«Отдать мои долги»

Сам Ходорковский вечером в пятницу уже выпустил свое первое обращение. Он написал, что в ближайшее время намерен встретиться с родственниками. «Прежде всего я собираюсь отдать мои долги моим родителям, моей жене, моим детям и очень жду встречи с ними», – говорится в заявлении, опубликованном на сайте пресс-центра Ходорковского и Платона Лебедева.

В нем он также рассказал, что обратился к Владимиру Путину с просьбой о помиловании в связи с семейными обстоятельствами. «12 ноября я обратился к президенту России с просьбой о помиловании в связи с семейными обстоятельствами и рад положительному решению. О признании вины вопрос не ставился», – говорится в его заявлении.

Ходорковский поблагодарил всех, кто следит за делом ЮКОСа. «Я очень жду минуты, когда я смогу обнять моих близких и лично пожать руку всем моим друзьям и коллегам, – отмечает экс-глава ЮКОСа. – Я отдельно благодарю господина Ганса Дитриха Геншера за его личное участие в моей судьбе». С Ходорковским Геншер давно лично знаком. В последний раз они виделись в Берлине в сентябре 2003 года, за месяц до задержания бизнесмена.

Берлин также «отдал должное усилиям» Геншера, который «за кулисами» способствовал решению вопросов, связанных с освобождением Ходорковского, сообщил представитель правительства. По его словам, экс-глава германской дипломатии действовал «при поддержке федерального канцлера и МИДа», передает ИТАР-ТАСС. Канцлер Ангела Меркель «приветствовала освобождение Михаила Ходорковского из-под стражи», добавил он, подчеркнув, что она «в последние годы постоянно поднимала с российским президентом тему освобождения Ходорковского».

«Причин эмигрировать не вижу»

Изначально сообщалось, что в Германии Ходорковский планировал посетить больную мать. Как заявили в пресс-службе ФСИН, «при освобождении Ходорковский обратился с личной просьбой об оформлении документов для выезда за границу». «После освобождения вылетел в Федеративную Республику Германия, где проходит лечение его мать», – сказали во ФСИН, добавив, что «вылет состоялся по его просьбе, документы на выезд оформлялись по его личному обращению».

Однако по информации Spiegel, Марина Ходорковская еще 11 декабря покинула клинику в Берлине и вернулась в Москву. Сама мать Ходорковского сообщила в пятницу, что ждет сына в Подмосковье, но пока он с ней не связывался. «Я не знаю, почему сообщают, что Михаил полетел ко мне в Германию. Я там лечилась некоторое время назад, но сейчас нахожусь в Подмосковье, в Ромашкино. Михаил со мной не связывался. Думаю, у него нет телефона», – сказала она.

Тем временем Геншер сообщил Spiegel Online, что мать Ходорковского в субботу также прилетит в столицу Германии. «Он изнурен, но счастлив, что оказался на свободе», – отметил экс-глава МИД. Позднее появились сообщения о том, что Ходорковский в ближайшее время планирует посетить и Швейцарию, где уже находится его супруга Инна. А его сын Павел, живущий в Нью-Йорке, вылетает в Германию для встречи с отцом, сообщил РИА «Новости» источник, знакомый с этими планами. «Насколько мне известно, Павел Ходорковский сегодня летит в Германию к отцу», – сказал собеседник агентства.

Напомним, что в сентябре 2011 года в интервью агентству Reuters Ходорковский отметил, что «как гражданин России и общественный деятель» не жалеет, что остался в России. Еще раньше, в 2009 году, отвечая на вопрос, останется ли он в России после освобождения, Ходорковский говорил: «Условием моего освобождения должен стать оправдательный приговор суда». «Если выйду на свободу, обязательно поеду за границу отдохнуть и подлечиться. Причин эмигрировать не вижу», – говорил он.