Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Вместо опоры на православие и традиционные конфессии режиссер Владимир Бортко призывает внедрить в стране новую искусственную антирелигиозную идеологию, по принципу радикальных реформ в духе ранней советской власти.

11 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Прямка и протыпрямка против здравого смысла

Продолжаются эксперименты с «украiнською мовою». Причем и на государственном уровне, и инициативными блондинками. Рвение максимально отдалить его от русской литературной нормы имеет все шансы войти в учебники – но не лингвистики, а психиатрии.

18 комментариев
10 февраля 2011, 19:20 • Политика

По законам гор

Москва винит белорусские спецслужбы в практике "устрашения"

По законам гор
@ tut.by

Tекст: Александр Гаврилюк, Минск

Посольство России в Минске резко осудило методы «психологического устрашения» спецслужб по отношению к россиянам Артему Бреусу и Ивану Гапонову, арестованным по уголовному делу о беспорядках 19 декабря. Тем временем родственники арестованных белорусов передали в посольство обращение к Дмитрию Медведеву с призывом помочь их освобождению.

Заявление российского посольства в четверг стало откликом на очередное выступление белорусского МИДа, пригрозившего, что россияне останутся за решеткой еще надолго. «Их дальнейшую судьбу решит только суд», – сказал пресс-секретарь МИДа Андрей Савиных.

Неприемлемы попытки представителей белорусских спецслужб оказать психологически устрашающее воздействие на наших соотечественников

По словам Савиных, российская сторона «в полном объеме владеет информацией по данному вопросу и знает, что данное расследование проводилось строго в рамках существующего законодательства с соблюдением гражданских прав задержанных».

При этом в Минске намекнули, что россияне сидят едва ли не на положении заложников, в качестве «зеркальной меры», поскольку в самой Москве остается под арестом молодой белорус. Савиных заявил, что «данная ситуация очень похожа на дело белорусского гражданина Игоря Березюка», который обвиняется в участии в массовых беспорядках в Москве на Манежной площади.

«Дела такого рода должны решаться сугубо в рамках существующего законодательства и правового поля. Любые действия, которые могут быть классифицированы как давление на суд или органы следствия, неуместны и противоправны», – заявил представитель МИД Белоруссии.

Артем Бреус и Иван Гапонов категорически отрицают свою причастность к антиправительственным действиям в Минске. И рассказывают о давлении со стороны органов.

«Неприемлемы попытки представителей белорусских спецслужб оказать психологически устрашающее воздействие на наших соотечественников. По словам того же Бреуса, его принуждали к даче ложных показаний относительно контактов с арестованными лидерами белорусской оппозиции и другим задержанным россиянином», – заявил «Интерфаксу» советник посольства Вадим Гусев.

По словам дипломата, в противном случае были обещаны перевод в СИЗО КГБ и «несладкая жизнь в колонии». Напомним, сейчас россияне сидят в минском СИЗО МВД.

Российское посольство «решительно выступает против подобных методов белорусского следствия и призывает белорусскую прокуратуру к объективному рассмотрению дела российских граждан».

По словам Гусева, «в материалах обвинения отсутствуют прямые фото- и видеодоказательства активного участия Бреуса и Гапонова в акции 19 декабря в центре Минска, что им вменяется в вину. Более того, по словам Бреуса, находясь в толпе, он получил сильный удар дубинкой по голове и уже в силу этого не мог совершать агрессивных действий в отношении стражей правопорядка, как утверждает следствие».

Между тем родители Бреуса утверждают, что видели по белорусскому телевидению сюжет, в котором их сын с разбитой головой сидел на земле. В материалах следствия этот эпизод отсутствует.

«По мнению Бреуса, все обвинение на суде против него будет строиться лишь на показаниях одного свидетеля, являющегося сотрудником белорусских правоохранительных органов», – рассказал советник посольства России.

Правда, как уже писала газета ВЗГЛЯД, в начале недели в судьбе россиян появились обнадеживающие признаки, обвинение против них было смягчено – с организации и участия в массовых беспорядках лишь на участие в них. Это от трех до восьми лет, а грозило – до 15.

Вопросом освобождения россиян в Москве занимаются на самом высоком уровне. Судьба Бреуса и Гапонова стала главной темой прошедшей в среду встречи замминистра иностранных дел России Григория Карасина с министром иностранных дел Белоруссии Сергеем Мартыновым. Уже не одно заявление по этой проблеме сделал министр иностранных дел Сергей Лавров. «Мы призываем освободить кандидатов в президенты, освободить журналистов, правозащитников, а также и двух наших граждан, которым до сих пор не предъявлены никакие обвинения», – говорится в последнем заявлении, прозвучавшем во вторник.

Напомним, и президент Дмитрий Медведев выразил публично свое недоумение тем, что произошло в Белоруссии после голосования.

«Хочу, чтобы все наши белорусские друзья, в широком смысле этого слова, знали о моей позиции, меня тоже удивляет то, что там произошло», – заявил президент 1 февраля на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека.

Жалобы Бреуса и Гапонова на незаконное давление подтверждает доклад, обнародованный в среду в Минске правозащитниками. Его подготовили три организации: Фонд развития правовых технологий, Международная наблюдательная миссия Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Белоруссии и Центр правовой трансформации – на основе нескольких сотен анкет тех, кто был задержан и отсидел по 10–15 суток за участие в акции 19 декабря:

«Насилие применялось к каждому четвертому задержанному, при этом акты насилия сопровождались оскорблениями и унижением задерживаемых»;

«Длительное время содержали респондентов в переполненном спецтранспорте, в унижающих позах (лежа лицом вниз; стоя лицом к стене, заложив руки за спину), не предоставляли респондентам доступ к питьевой воде, по многу часов отказывали в посещении туалета, не оказывали медицинскую помощь людям с тяжелыми травмами»;

«Допускались серьезные нарушения в процессе составлении протоколов, и прежде всего, нарушения касались того, что протоколы в массовом порядке оформлялись еще до официального составления, рапорты представителей власти составлялись по заготовленным формам, а в некоторых протоколах реальное место задержания не соответствовало месту задержания, указанному в протоколе»;

«Судьи допустили в ходе судебных процессов множество грубых процессуальных нарушений: не допускали на судебное заседание нанятых адвокатов и родственников задержанных, журналистов и публику; отказывались допрашивать свидетелей со стороны защиты; не разъясняли процедуры обжалования постановлений; сами постановления вовремя не выдавались на руки задержанным для дальнейшего их оспаривания».

На сегодня по уголовному делу о массовых беспорядках, как рассказали в белорусском правозащитном центре «Весна», проходят 42 обвиняемых и 12 подозреваемых.

Кстати, как стало известно газете ВЗГЛЯД, родственники арестованных кандидатов в президенты и членов их команд передали через посла Александра Сурикова письмо российскому президенту с просьбой содействовать их освобождению. «Мы просим вас, – говорится в обращении, – сделать все возможное, чтобы облагоразумить белорусские власти, запустившие маховик репрессий, который сегодня перемалывает судьбы тысяч людей в Белоруссии».

Впрочем, пока Москва занята попытками вызволить хотя бы собственных граждан.