Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
14 ноября 2011, 22:25 • Политика

«Главное – рождаемость и смертность»

Вячеслав Позгалев: Главное - рождаемость и смертность

«Главное – рождаемость и смертность»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ирина Костюкова

«Главное, чтобы, наделяя губернатора очередными полномочиями, не забывали и о том, что вместе с полномочиями нужно передавать им и финансовые ресурсы», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. По его словам, передача новых полномочий главам регионов повысит их ответственность перед населением.

В конце минувшей недели Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета заявил, что распределение бюджетных ресурсов должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов. Одновременно, по его словам, потребуется понятная и прозрачная система финансовых стимулов.

Например, перевод земель или лесов из одной категории в другую зачастую занимает год, а то и два. И ни о какой модернизации нет и речи

«Деньги, которые выделяются из бюджетов всех уровней на программы и проекты, должны привязываться к конкретному результату, это требование времени. К результату, который можно проконтролировать не по формальным, а по конкретным критериям, и этот критерий должен быть понятен всем заинтересованным силам», – сказал президент.

Главы регионы уже передали в Кремль списки своих пожеланий по перераспределению полномочий и бюджетных потоков. Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД о том, какие полномочия и финансовые ресурсы должны отойти главам регионов, по его мнению.

ВЗГЛЯД: В понедельник фонд «Петербургская политика» и «Минченко консалтинг»  представили очередной, уже девятый рейтинг политической выживаемости губернаторов. Оказалось, что только 11 губернаторов сработали на отлично, по версии  ведущих экспертов, у 38 глав регионов четверки, а у остальных 35 – тройки и двойки. С чем связана столь низкая оценка работы большинства губернаторов?

Вячеслав Позгалев: Я считаю, во многом это связано с разбалансировкой полномочий между регионом и федеральным центром. Так как население, говоря о своем недовольстве главой региона, зачастую не разбирается, кто должен решать те или иные проблемы: региональная или федеральная власть.

Люди не понимают, как жители одного региона могут быть региональными или федеральными льготниками и, соответственно, почему одним положено лекарство по одной схеме, а другим – по другой. И в результате когда федеральным льготникам не хватает каких-то лекарств, они все равно винят в этом нас. Поэтому чем больше будет полномочий на местах, тем лучше мы будем отвечать за их исполнение.

ВЗГЛЯД: Сейчас в администрации президента работают над пакетом документов по передаче ряда полномочий из федерального центра в регионы. На чем бы вы предложили сделать акцент в этой реформе?

В. П.: Мы передали свои предложения в администрацию президента, все они очень важные. Их несколько десятков.

Приведу простой пример. Парень вернулся из армии и хочет построить дом рядом с домом отца в деревне. Но его участок почему-то должен быть выставлен на аукцион. И вполне вероятно, что эта земля достанется какому-то горожанину. Я считаю, что этот вопрос должен быть передан на наш уровень, чтобы мы могли как можно лучше представлять интересы местного населения.

Таких вопросов, зачастую мелочных, которые держит в руках федеральный центр, множество. Это и распоряжение водными ресурсами, и регулирование численности животных, и вопросы кадастрового учета, и геодезической съемки, и инвентаризации лесов.

#{smallinfographicleft=399381}Отсутствие этих, казалось бы, малозначительных полномочий в руках региональных властей на самом деле тормозит решение множества вопросов.

Например, перевод земель или лесов из одной категории в другую зачастую занимает год, а то и два. И ни о какой модернизации нет и речи.

Главное, чтобы, наделяя губернатора очередными полномочиями, не забывали и о том, что вместе с полномочиями губернаторам нужно передавать и финансовые ресурсы. Так, например, произошло с передачей нам полномочий по регулированию лесных отношений. Вместе с  полномочиями по управлению федеральными лесами нам передали необходимые финансы. Так же синхронно эти решения нужно принимать и дальше.

ВЗГЛЯД: Сейчас существует более 400 критериев оценки губернаторов. И сам президент, и эксперты призвали число их резко сократить. На ваш взгляд, какие критерии оценки эффективности глав регионов должны исчезнуть, а какие – остаться?

В. П.: Я считаю это абсолютно правильным, так как наша страна настолько разнообразна и неравномерна, что сравнивать приплод в Краснодарском крае и в Мурманской области, к примеру, просто нельзя. Должны быть общие критерии, оценивающие ситуацию с социально-экономическим развитием региона в целом.

При этом опираться только на мнение населения в этом вопросе тоже нельзя. Достаточно вспомнить такого эффективного губернатора, как Георгий Боос, которого не любило население Калининградской области. Любое непопулярное, но нужное для региона решение приводит к резкому снижению рейтинга главы региона. Это тоже не показатель. Главным показателем должны быть выборы губернатора, а не промежуточные опросы. Только так можно будет понять, как население относится к действующей власти.

ВЗГЛЯД: Дмитрий Медведев предложил оценивать губернаторов по уровню модернизации в регионе. Как, на ваш взгляд, это можно измерить?

В. П.: Это тоже неоднозначная оценка. Если взять, к примеру, Республику Алтай и Ленинградскую область, то несложно понять, что на обеих территориях возможности для модернизации разные. И оценивать по этому показателю довольно сложно.

Показатели должны демонстрировать, например, динамику, связанную с рождаемостью или смертностью, продолжительностью жизни, миграционными процессами. Только эти показатели оценивают и то, как питается население региона, и какая экология в регионе, и какое здравоохранение. Только в этом случае люди живут дольше. Если же население стремится уехать из региона, значит, жить там сложно, и все это зависит целиком от властей.

А модернизация – это ведь тоже обновление в области образования, медицины или  государственных и муниципальных услуг, создание привлекательного инвестиционного климата, создание комфортной среды для предпринимателей. То есть на самом деле под словом «модернизация» может быть скрыто множество показателей. Главное, что должно остаться, – это все-таки рождаемость и смертность.