Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
11 ноября 2011, 20:33 • Политика

Регионы получат больше

Медведев согласен, чтобы регионы меньше платили центру

Регионы получат больше
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков,
Мария Сусликова,
Юлия Малышева

Президент Медведев призвал перераспределить бюджетные средства в пользу регионов и муниципалитетов. При этом контроль за ними должен усилиться. Децентрализация может произойти еще до 1 января. Политики, мэры и эксперты, поддержав инициативу президента, рассказали, как она должна реализоваться.

В пятницу президент России Дмитрий Медведев провел в Хабаровске заседание президиума Госсовета, посвященное роли региональных властей в модернизации. В частности, он заявил о том, что распределение бюджетных средств должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов.

Это не просто децентрализация, это вопрос эффективного исполнения государством взятых на себя обязательств

«Российская модернизация, модернизация экономики не может быть модернизацией, которая идет из центра. Она должна опираться на активность граждан, на местные и региональные инициативы, иначе ничего не получится», – сказал Медведев. Он призвал продолжить работу по разграничению полномочий между ветвями власти.

Президент подчеркнул, что ресурсы развития должны «регламентироваться достаточно четко», и деньги, которые выделяют из бюджета всех уровней на программные проекты, нужно «привязывать к конечному результату, который можно проконтролировать по конкретным критериям, чтобы он был понятен всем заинтересованным силам».

Как сообщает «Интерфакс», Медведев поручил правительству и губернаторам активнее заняться вопросом перераспределения доходов. Он считает правильным, что государство «раз в 70 лет» должно возвращаться к этой теме, так как меняются условия, возникают дополнительные доходы и т.д. «Считайте, что стимул к более активной работе по этому вопросу я дал», – резюмировал президент.

«Экономика многих регионов окрепла»

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике, первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев напомнил газете ВЗГЛЯД, что в свое время «ЕР» принимала решения по централизации бюджетных средств, «что было необходимо для того времени». По словам депутата, в 90-е годы целый ряд регионов пользовался привилегиями и не платил в бюджет необходимые налоги, однако «в ряде случае не исполнялись элементарные социальные обязательства».

«Экономика многих регионов окрепла. Поэтому сегодня ситуация, когда федеральный центр забирает себе большую часть бюджетных средств, неоправданна. Она, во-первых, не стимулирует регионы: зачем работать и зарабатывать дополнительные деньги, если они уйдут потом в общую копилку? Во-вторых, многими людьми она воспринимается как несправедливая, потому что в свое время были недостатки в работе Минфина, в первую очередь господина Кудрина, который охотно передавал в субъекты Федерации дополнительные полномочия, которые они должны были исполнять, но при этом не давал необходимые для этого финансовые средства», – сказал Исаев.

Единоросс отмечает, что при новом порядке распределения бюджетных средств Россия должна оставаться единым государством с единым правовым пространством, «бюджетный федерализм не должен превращаться в политический конфедерализм».

Коллега Исаева, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин отметил, что перераспределение «послужит дополнительным принципом развития федерализма, который заложен в основу Конституции России». «С моей точки зрения, в настоящее время большинство субъектов Российской Федерации готовы к получению наряду с этими средствами и той ответственности за организацию жизни наших граждан, которые проживают на территории этих регионов. Поэтому предложение президента Российской Федерации, несомненно, заслуживает поддержки», – сказал Плигин.

А зампред думского комитета по бюджету и налогам, член генсовета «ЕР» Андрей Макаров назвал предложение Медведева «суперважной темой». «Это не просто децентрализация, это вопрос эффективного исполнения государством взятых на себя обязательств, – заявил Макаров газете ВЗГЛЯД. – Каждая власть должна иметь источники доходов для выполнения обязательств. Речь идет не просто о деньгах, а об источниках дохода».

Макаров согласен с тем, что после возможного перераспределения придется ужесточить и контроль за эффективностью расходов.

«Средства должны будут неминуемо перераспределяться через федеральный бюджет. Но при этом необходимо ввести жесточайший контроль за эффективностью расходования этих средств. Регионы обязаны будут отчитаться, на что эти деньги истрачены, какой результат они дали с точки зрения повышения качества жизни людей», – указал Макаров.

С тем, что регионы и муниципалитеты должны стать самостоятельнее, согласен первый заместитель Исаева Ильдар Габдрахманов. Он, однако, потребовал, чтобы в случае нецелевого расходования средств региональных руководителей наказывали, вплоть до увольнения.

«В случае, если регион будет некачественно выполнять свою работу и неграмотно осваивать деньги, то, соответственно, такие руководители будут наказываться, вплоть до смещения. Принцип в том, чтобы люди стали получать более качественные услуги на достойном уровне», – уверен депутат.

«Нужна только четкая и понятная схема»

Сами же местные руководители готовы к большей финансовой самостоятельности и знают, по каким критериям можно оценивать их результаты.

Так, мэр Владимира Сергей Сахаров заявил газете ВЗГЛЯД, что оценивать регионы можно по уровню дохода на душу населения, скорости освоения федеральных средств и эффективности их распределения.

Средства должны будут неминуемо перераспределяться через федеральный бюджет. Но при этом необходимо ввести жесточайший контроль за эффективностью расходования этих средств

«Нужна только четкая и понятная схема, которой пока нет, – признал Сахаров. – В любом случае для нас это только плюс. Пользуясь дополнительным финансированием из федерального бюджета, мы сможем решить застарелые проблемы, такие как расселение ветхого и аварийного жилья».

А глава города Обнинска Калужской области Александр Авдеев заявил газете ВЗГЛЯД, что возврат хотя бы 20–30% средств, выплачиваемых регионом в федеральный бюджет, позволит планировать развитие области на более длительный срок. «Я поддерживаю инициативу президента. Это позволит нам планировать показатели экономического роста на перспективу», – сказал Авдеев.

Прокомментировал Авдеев и высказывание Медведева о новых конкретных критериях, по которым следует оценивать работу местных властей.

«Ими могут стать доход на душу населения, сопоставимый с таковым в странах Восточной Европы, или уровень средней заработной платы. Это покажет, насколько эффективны были бюджетные инвестиции в целом, а не просто бюджетные расходы на ремонт школ или дорог», – полагает Авдеев.

Глава Наро-Фоминского района Подмосковья Александр Баранов, который тоже поддержал инициативу президента, заявил газете ВЗГЛЯД, что перераспределять деньги следует еще на этапе сбора налогов.

«Около 80% всех возникающих вопросов решает муниципалитет. Полномочий много, а средств не хватает. Нужна не разовая поддержка, а пересмотр всех принципов распределения бюджетных средств еще на этапе сбора налогов», – уверен Баранов.

По его словам, «в наш муниципальный бюджет зачисляется всего 20–25% собранных с территории налогов, остальное поступает в региональный и федеральный бюджеты». «Часть их, конечно, возвращается в виде субвенций и субсидий, но такая схема не дает возможности ничего планировать», – посетовал глава района.

«Депрессивность русской провинции»

Политологи же усматривают в словах Медведева стремление быстрее переходить от слов к делу. Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отметил, что социальные, градостроительные и инфраструктурные проблемы на местах «видны более ясно и выпукло».

«Поэтому больший размер бюджетных средств в руках регионов и муниципалитетов будет означать и большие полномочия, и большую свободу рук, и большую ответственность», – сказал Орлов газете ВЗГЛЯД.

Глава фонда «Стратегия-2020» Михаил Ремизов указал, что депрессивность русской провинции стала одной из главных проблем, и для ее решения «необходимо существенное перераспределение инвестиционных потоков в пользу регионов, имеющих нереализованный потенциал развития».

Регионы обязаны будут отчитаться, на что эти деньги истрачены, какой результат они дали с точки зрения повышения качества жизни людей

«При этом президент отметил, что речь должна идти о создании системы стимулов для региональных властей, их заинтересованности в том, чтобы на территориях росла налоговая база. Сегодня такая система стимулов не действует в полной мере в силу того, что большую часть налогов заберет федеральный центр и перераспределит их не в пользу тех территорий, которые собрали больше денег, а в пользу тех, где больше неотложных проблем, где мощней лоббистский ресурс губернатора и т.д.  Получается, что рост экономики в регионе не является ключевым ориентиром деятельности губернатора», – сказал Ремизов газете ВЗГЛЯД.

По словам эксперта, заинтересованность в росте экономики можно обеспечить стимулами не только на уровне бюджетных отношений, но и на уровне политическом. То есть эффективность стратегии развития региона должна стать одним из ключевых критериев оценки деятельности губернатора.

«Это обеспечит новое качество экономического развития на региональном уровне. В этом контексте был упомянут и такой заслуживающий внимания момент, как необходимость координации стратегий развития федеральной и региональных. Ведь у нас сегодня существует множество стратегий по отраслям, регионам, и зачастую они вообще никак не связаны, не согласованы друг с другом», – считает политолог.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов констатирует достижение предела централизации и в части полномочий, и в части финансовой политики.

«Мы видели, как региональные бюджеты оставались фактически без денег, либо компенсировали это за счет муниципалитетов, как следствие оставляя без денег их. Поэтому решение назревшее, необходимое для повышения эффективности государственных расходов. Конечно, возможно, некоторые регионы к этому не готовы, как и не готовы отчитываться о достигнутых результатах. Но процесс надо запускать, иначе эта готовность никогда не появится», – сказал Виноградов газете ВЗГЛЯД.

Добавим, что по действующему законодательству к основным федеральным налогам и сборам относятся: НДС, ЕСН, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный налог, госпошлина. К региональным же налогам относятся транспортный налог, налог на имущество организаций (предприятий) и налог на игорный бизнес. К местным же налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Новогодняя децентрализация

Децентрализация бюджетных потоков может произойти еще в этом году. «Федеральный центр взял себе слишком много полномочий. Необходимо начать процесс децентрализации с принятием соответствующей законодательной базы, и уже к Новому году эти полномочия субъектов в ряде сфер могут быть существенно расширены», – сказала «Интерфаксу» вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова.

По ее словам, в адрес специальной группы по вопросам разграничения полномочий в верхней палате парламента поступило свыше 1,5 тыс. предложений от субъектов.

Орлова подчеркнула, что полномочия, передаваемые на уровень субъектов, должны быть финансово обеспечены. По ее словам, передача на уровень регионов полномочий, которые сейчас находятся в ведении ряда министерств и ведомств, «позволит сократить на 400 тысяч количество федеральных служащих, занимающихся зачастую не понятно чем в регионах».

Как считает Орлова, в первую очередь регионам надо передавать отношения, касающиеся земельных, лесных ресурсов, кадастра, определения границ. Она рассчитывает, что децентрализация приведет к финансовой прозрачности и контролируемости расходов местных бюджетов.

«Все это в конечном итоге будет стимулировать регионы к повышению доходов и самофинансированию. Сегодня у нас 72 дотационных региона, то есть абсолютное большинство. И передача на региональный уровень полномочий будет способствовать тому, что количество реципиентов среди субъектов будет сокращаться», – считает Орлова.

По мнению вице-спикера, регионам следовало бы также передать дополнительные полномочия в области образования, в том числе касающиеся высших учебных заведений.

При этом, как подчеркнула Орлова, полномочия по созданию и формированию стратегических направлений развития, в том числе по обеспечению национальной безопасности, останутся в ведении федерального центра.

Комментарии экспертов

Оксана Гончаренко, эксперт Центра политической конъюнктуры
Оксана Гончаренко, эксперт Центра политической конъюнктуры
Центр стремится увеличить ответственность регионов, это не просто некие новые финансовые вливания. <a href=http://actualcomment.ru/theme/2099.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>
..............