Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
12 июля 2010, 15:56 • Политика

Дорога к морю

На Кавказе построят несколько важнейших дорог

Дорога к морю
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Елена Петрова

В распоряжении газеты ВЗГЛЯД оказался проект комплексной Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), внесенный в начале июля в правительство России. Как следует из 160-страничного документа, основной поток государственных денег будет направлен на строительство дорог, в частности на прокладку через Кавказский хребет второй трассы, связывающей Россию с Абхазией. Именно с помощью дорожного строительства власти намерены быстро, хоть и временно, снизить уровень безработицы в этом неспокойном регионе.

Ожидается, что Стратегию рассмотрят на ближайшем заседании Кабинета министров, в случае одобрения составитель программы, полпред президента и вице-премьер Александр Хлопонин еще на этой неделе проведет ее презентацию.

Военно-Сухумская дорога была проложена после перехода Грузии под протекторат России и в течение двух столетий связывала нашу страну с Закавказьем

В соответствии с проектом Стратегии, в ближайшие два года завершится строительство автодорог к туристическим зонам Кавказа. Среди них будущие туристические центры – горно-лыжный комплекс в Мамисонском ущелье, от Кисловодска на Эльбрус и к источникам минеральных вод Джилы-Су, а также строительство дороги Архыз Дукка. Среди первоочередных проектов, к примеру, названо расширение полос магистралей М-6 «Каспий» и М-29 «Кавказ».

Ряд проектов, упомянутых в Стратегии, имеет явное геополитическое значение – это расширение и строительство дорог по маршруту Астрахань Кочубей – Махачкала Яраг-Казмаляр, что обеспечит дополнительный путь в Азербайджан из российских регионов. Кроме того, реконструкция Транскавказской магистрали до границы с Грузией для обеспечения круглогодичного сообщения с Южной Осетией.

Но особое внимание привлекает проект трассы, которая будет связывать Кабардино-Балкарию и Абхазию – это историческая Военно-Сухумская дорога. Она названа в тексте одним из «приоритетов». О поддержке этого проекта отдельно счел нужным упомянуть Владимир Путин, выступая в Кисловодске. Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, она будет строиться за счет частных инвестиций, а государство, скорее всего, оплатит проектно-изыскательные работы, стоимость которых может достичь 2 млрд рублей. Общая стоимость проекта пока неизвестна, но ранее звучали оценки, превышающие 90 млрд рублей.

Президент Карачаево-Черкессии Борис Эбзеев(фото: ИТАР-ТАСС)

Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев(фото: ИТАР-ТАСС)

«Эта дорога должна строиться на основе частно-государственного партнерства, и я уже обсуждал этот вопрос с представителями одной компании. Они уже готовы самым активным образом работать. Тем более что Военно-Сухумская дорога была проложена после перехода Грузии под протекторат России и в течение двух столетий связывала нашу страну с Закавказьем. Кроме того, она проходит по уникальным по своей красоте местам Карачаево-Черкесии», пояснил газете ВЗГЛЯД Борис Эбзеев.

Президент отметил, что сейчас предлагаются самые различные варианты прокладки этой дороги. Один из них восстановление и коренная реконструкция исторической военной дороги, которая идет через Клухорский перевал. В этом случае длина трассы составила бы 270 км. Однако, отмечает президент, в последнее время все более активно обсуждается вариант прокладки туннеля через Архыз, который также соединил Черкесск и Сухум, но такой путь был бы значительно короче.

«Эта дорога чрезвычайно важна для нас, так как устраняет в этом случае тупиковое расположение республики. Архыз рассчитан на прием одновременно 25 тыс. туристов. А это непрерывный транспортный поток. А теперь представьте, вы покатались на горных лыжах, а затем проехали на машине 100 километров, то есть всего через час вы уже на берегу моря, купаетесь, а потом возвращаетесь в горы на лыжи», рассказывает Эбзеев.

Эбзеев считает, что после того как правительство даст отмашку и начнется строительство туристической трассы, можно будет вести речь и об открытии аэропорта в Черкесске. Ведь от его республики рукой подать и до Красной поляны в Сочи, и до Домбая, и до Архыза, которые в соответствии с концепцией развития Северо-Кавказского федерального округа должны стать одними из основ туристического кластера. Строительство дороги в концепции предусмотрено. Так что изыскательные работы могут начаться уже в июле. Эбзеев верит, что опора на частные инвестиции не превратит трассу в долгострой. Он предполагает также, что сама дорога будет платной, что и поможет ее быстро окупить.

Отметим, что в пользу создания этой дороги работают не только сразу несколько социальных и экономических факторов, но еще и фактор военно-политический, напрямую связанный с подготовкой к Олимпиаде 2014 года. Напомним, что до сих пор Абхазию соединяла с Россией лишь одна дорога, проходящая вдоль моря через Сочи. Появление второй транспортной артерии значительно укрепит и режим безопасности будущей Олимпиады 2014 года. Трасса Черкесск Сухум может играть роль сплошного оборонительного вала, пересекающего всю Абхазию от российской границы до Черного моря, и нежелательным гостям со стороны Тбилиси невозможно подобраться к Сочи, минуя эту линию.

Хотя проект трассы Черкесск Сухум в тексте Стратегии и назван «приоритетным», все же прямое финансирование из федерального бюджета документ сулит проектам внутри России. Как следует из документа, необходимо реконструировать наиболее загруженные дороги вблизи крупных городов, завершить строительство начатых и соединить круглогодичной сетью сельские дороги с междугородними и федеральными.

..............