Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
8 мая 2009, 18:57 • Политика

Вдоль и поперек ЕГЭ

Фурсенко объяснил, зачем нужен ЕГЭ

Вдоль и поперек ЕГЭ
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ирина Романчева

Конец рабоче-предпраздничной недели в Госдуме ознаменовал визит министра образования Андрея Фурсенко, которого называют одним из самых непопулярных в народе представителей кабмина. Неоднозначную славу Фурсенко заслужил в основном благодаря жесткому курсу на введение в школах единого госэкзамена (ЕГЭ). Впрочем, вопросы, связанные с ЕГЭ, кажется, волновали только единороссов. Оппозиционеры предпочли обсуждать проблему закрытия сельских школ и переоборудования школьных классов.

Учитывая, что среди граждан России противников ЕГЭ никак не меньше, чем поклонников, от встречи Андрея Фурсенко с народными избранниками ждали искр и электрических разрядов. Однако дискуссия прошла на удивление гладко.

Раз дети не справляются даже с простыми заданиями, значит, у нас плохие учителя

В первую очередь, начальник от образования сообщил депутатам, что благодаря новой системе оплаты педагогического труда теперь российские учителя зарабатывают на 60% больше. А высококвалифицированные специалисты получают жалованье, которое в 2–2,5 раза превышает их прежнюю зарплату.

Кроме того, министерство «поставило барьер некачественным учебникам» и решило перейти на подушевое финансирование повышения квалификации учителей. Так что отныне преподаватели смогут набираться дополнительных знаний не только в специализированных институтах, но и в родных вузах и школах – победительницах городских конкурсов.

По словам Фурсенко, разговоры о неконкурентоспособности отечественного образования «некорректны». Но, тем не менее, пора возвращаться от «безудержной коммерциализации» учебы к «поддержке качественного образования», которое, к тому же, должно быть доступным. Единый госэкзамен, убежден министр, помогает и проверить качество знаний, которые учителя дают ученикам, и сделать поступление в вуз процедурой, доступной любому.

Как рассказал министр, в 2007 году граждане РФ истратили 1 млрд долларов на то, чтобы их дети смогли стать студентами. 700 млн долларов из этой суммы ушли на дорогу абитуриентов из дома до места назначения и обратно. При этом благодаря распространению ЕГЭ, говорит Фурсенко, уже в прошлом году согражданам удалось здорово сэкономить на накладных расходах, связанных со вступительными экзаменами. Результат очевиден: в вузах теперь учатся на 10% больше сельчан, чем раньше.

«Признана эффективность единого госэкзамена. ЕГЭ поддержан теми, кто хочет получить качественное образование», – отметил Андрей Фурсенко.

Завидный оптимизм, впрочем, не спас чиновника от депутатских вопросов. Наболевшая тема ЕГЭ, правда, взволновала фактически только единороссов. Представительница думского Комитета по делам семьи, женщин и детей Марина Мукабенова поинтересовалась у Фурсенко, насколько «прозрачна процедура зачисления в вузы» по итогам ЕГЭ. И возможны ли «проявления коррупции» во время проведения единого госэкзамена.

Министр ей ответил, что ЕГЭ и предметные олимпиады – «главный способ борьбы с коррупцией» на вступительных экзаменах. Кроме того, это самый объективный способ проверки знаний у ребят.

Первый зампред думского Комитета по гражданскому законодательству Владимир Груздев возмутился, что получившие годовые четверки и пятерки одиннадцатиклассники затем на двойки сдают ЕГЭ.

«Это связано с тем, что учителя не всегда добросовестно ставят отметки», – вместе с парламентарием вздохнул Фурсенко.

По его словам, претензии самого последовательного критика ЕГЭ – ректора МГУ Виктора Садовничего – сводятся в основном к тому, что задачи на ЕГЭ слишком легкие. «Но раз дети не справляются даже с простыми заданиями, значит, у нас плохие учителя», – объяснил министр.

Свои пять копеек в тему ЕГЭ добавил и руководитель фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев. Правда, его больше волновал материальный аспект проблемы. А точнее, сколько денег истратил бюджет на введение системы единого госэкзамена в школах.

По словам Андрея Фурсенко, на все про все было потрачено 3,5 млрд рублей. В основном средства пошли на создание и оборудование информационно-ресурсных центров, а также переподготовку преподавателей под ЕГЭ.

Коммунистов тоже заботили финансы. Представитель думского Комитета по региональной политике Сергей Решульский напомнил, что в прошлом году на переоснащение школ выделили 15 млрд рублей. Однако в стране осталось еще 65 тыс. классов, которые нуждаются в новой мебели и методических материалах.

Министр успокоил «левого», уверив, что на модернизацию школ из бюджета выделено больше 5 млрд рублей. При этом еще 2,5 млрд рублей. предусмотрели специально на капитальный ремонт учебных заведений.

Пока один коммунист требовал «апгрейда» школьных классов до самого современного уровня, его соратники: Нина Останина и Николай Коломейцев – возмущались тем, что в стране исчезают старые добрые сельские школы, и обвиняли министра в попытках сэкономить на сельчанах.

«Мы не экономим на сельских школах. Мы пытаемся поднять уровень образования», – увещевал парламентариев Андрей Фурсенко. По его словам, невозможно «организовать качественный учебный процесс» в «школе-развалюхе» на 5–7 учеников. Поэтому необходимо школы объединять, нанимать высококлассных учителей и развивать программу «Школьный автобус».

Комментарии экспертов

Борис Грызлов, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Республике Беларусь
Борис Грызлов, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Республике Беларусь
Мы не допустим, чтобы была искажена основная идея ЕГЭ – создание равных возможностей для поступления в высшие учебные заведения. Для этого, безусловно, нужно осуществлять постоянный мониторинг правоприменительной практики. Результатами такого мониторинга будут решения о дальнейшем совершенствовании этой формы итоговой аттестации. Ведь уже были примеры, мягко говоря, «странных» заданий в материалах к ЕГЭ, которые справедливо возмущали как абитуриентов, так и их родителей.

Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания
Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания
Я однозначно выступаю за ЕГЭ. Мы провели много встреч с учителями, родителями школьников, учащимися и студентами, которые в прошлом году поступили в вузы по результатам ЕГЭ. И мы глубоко убеждены в том, что Единый государственный экзамен уже сейчас служит формой оценки качества образования. Кроме того, благодаря ЕГЭ в лучшие вузы страны (в Москве, Санкт-Петербурге) стало поступать больше абитуриентов из регионов, а для отдаленных субъектов РФ это особенно важно Сейчас назрела необходимость, чтобы в Госдуме прозвучало требование: дать нашим одиннадцатиклассникам возможность спокойно готовится к ЕГЭ, и не нервировать их.