Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

13 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
20 января 2009, 16:30 • Политика

«Он изменит мир к лучшему»

ЕвроСМИ: Обама изменит мир к лучшему

«Он изменит мир к лучшему»
@ Reuters

Tекст: Константин Куц,
Франкфурт-на-Майне

На нового президента США Барака Обаму Европа взирает с надеждой. В частности, ждет от него заметного поворота во внешней политике Вашингтона, признавая, впрочем, что всех желаний мира первому в истории темнокожему американскому президенту выполнить не удастся. Впрочем, чудес в Старом Свете никто творить не просит. Вполне достаточно корректных действий, правильных решений и отказа от ролей «белого хозяина» или «черной жертвы».

«И снова Америка стала олицетворением надежды, – пишет французская газета Sud Ouest. – Не только потому, что Барак Обама – первый «цветной», который стал президентом, но еще и потому, что эта огромная страна теперь выглядит примирившейся сама с собой, потому, что она готова написать новую страницу в своей истории, и потому, что она снова открывается миру. Но остережемся от наивных ожиданий. Обама не только «цветной» и не только демократ. Он, прежде всего, американец, и он будет защищать интересы своей страны».

В Европе были бы рады руководителю такого калибра. Уже не раз говорилось, что европейцам не хватает харизматических фигур

«Барак Обама – убежденный патриот, и он будет отстаивать экономические и стратегические интересы США, – вторит Le Monde. – Это не тот международный активист, который стремится курировать все бесчисленные болезни начавшегося ХХI столетия. Впрочем, его история – сложности происхождения, годы, проведенные в Индонезии, – наложила отпечаток на мировоззрение: Обама знает, что мир не всегда видит США такими, какими они видят себя сами».

«Нынешняя смена правительства – это шанс и для нас, европейцев, что трансатлантическое сотрудничество сумеет обрести новую динамику, которая более соответствует требованиям XXI века, – пишет австрийская газета Der Standard. – При этом мы начинаем не с нуля. С редкой страной мы настолько политически, экономически и культурно связаны, как с США».

«Избрание Обамы показало живучесть классической американской мечты, согласно которой любой может добиться всего независимо от происхождения и цвета кожи. Но нынешний президент начинает свою работу в тяжелое время, – констатирует голландская газета De Telegraaf. – Его предшественник Джордж Буш оставил ему целый ряд тяжких международных проблем. Ирак не гарантирует мир и стабильность. В Афганистане вынужденная война против мусульманских экстремистов также проходит непросто. Еще неясно, как можно закрыть лагерь для военнопленных Гуантанамо. Обаме придется конфронтировать и с ситуацией в секторе Газа. Как союзник Израиля Америка обязана играть свою роль в затянувшемся преодолении ближневосточного конфликта».

«Даже пышная инаугурация в Вашингтоне не позволит забыть, что Обама – первый американский президент постамериканского миропорядка, – напутствует венгерская Magyar Hirlap. – Мировая политика – это не война плохой и хорошей морали, а пространство прагматичного противостояния интересов. И поскольку черно-белого мира не существует, нет и априори хорошего и плохого ответа. Дебаты разрешают не либеральные мессии. Их ведут за круглым столом переговоров».

«Пусть неполным, ограниченным образом, но Обама словом и делом может показать, что люди важней рынков, что избранник народа может снова перестать быть представителем денег, что логика международного сотрудничества эффективней логики конфронтации, – надеется либеральное французское издание Liberation. – Новый президент, без сомнения, не сумеет исполнить всех пробужденных им ожиданий. Но он будет влиятельней циников с их вечными рассуждениями о преимуществах холодного расчета».

«Со вступлением в должность нового президента США в жестоком мире наступает время «мягкой силы», – соглашается испанская El Mundo. – До сей поры Обама доказывал, что самое главное его качество заключается в умении распространять надежду и оптимизм в тяжелые времена. Сама по себе эта способность еще не решает проблем, но может выказать себя важнейшим козырем. Так, она может очень пригодиться в выполнении самой важной задачи, а именно – в улучшении подпорченного имиджа США. Восемь лет Вашингтон разделял мир на хороших и плохих. Но если США и далее хотят сохранить мощь лидера, то они должны больше доверять силе дипломатии».

Если Обама не возьмет на себя роль жертвы или проводника черного реваншизма, то одну из глав в истории человечества можно считать окончательно закрытой

«Внешняя политика наверняка станет ахиллесовой пятой нового президента, – замечает, со своей стороны, итальянская La Stampa. – Для Обамы будет легче справиться с внутренними проблемами недужащей Америки. От этого динамичного человека ожидаются меры, которые помогли бы победить раковую опухоль и преодолеть вторую Великую депрессию».

«С Бараком Обамой завершается эра морального, религиозного и культурного превосходства цвета кожи, – резюмирует расовую тему римская La Repubblica. – Если Обама в своей инаугурационной речи будет апеллировать к единству и особости американского народа, подчеркивая «общую ответственность», а не играть роль жертвы или проводника воинствующего черного реваншизма, то одну из глав в истории человечества можно считать окончательно закрытой».

Австрийская пресса, в свою очередь, пишет об Обаме как о «прекрасном примере для Европы». «Ему очень скоро придется помучиться, выполняя надежды и чаяния, – предсказывает Salzburger Nachrichten. – Но даже зная, что его блестящий образ может утратить блеск, многие среди нас были бы рады руководителю такого калибра. Уже не раз говорилось, что европейцам не хватает харизматических фигур. В прошлом столетии Европа пережила несколько «фюреров», которые лишь приводили к катастрофе: от Сталина и Гитлера до Салазара и Франко. Сейчас у нас наверняка есть немало политических талантов, как и по другую сторону Атлантики. Но многие из них связаны структурами и разветвлениями партийных аппаратов. Их подъему и личному развитию мешают интеллектуально и политически усредненные кадры».

«Страх блокирует рынки, и от Обамы ждут, что он сумеет изгнать эти опасения, – подчеркивает румынская газета Adevarul. – Одной ночи ему для этого будет недостаточно, однако вдохновляющий, искренний дискурс, пример аутсайдера, который сумел преодолеть все трудности и пришел к победе, – все это может дать надежду многим людям. Чтобы спасти народ, не нужны чудеса. Корректные поступки, верные решения будут сигналом, что времена меняются к лучшему».

«Международные ожидания, которые сегодня сопровождают Барака Обаму, велики, тяжелы и наверняка чрезмерны, – резюмирует немецкая газета Kölnische Rundschau. – Но это и неудивительно. Философия Обамы «Yes we can» создает впечатление, что все проблемы в будущем можно разрешить, если к этому стремиться и действительно этого хотеть. Это придает вес его будущей политике, но одновременно увеличивает и бремя ответственности».