Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Вместо опоры на православие и традиционные конфессии режиссер Владимир Бортко призывает внедрить в стране новую искусственную антирелигиозную идеологию, по принципу радикальных реформ в духе ранней советской власти.

15 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Прямка и протыпрямка против здравого смысла

Продолжаются эксперименты с «украiнською мовою». Причем и на государственном уровне, и инициативными блондинками. Рвение максимально отдалить его от русской литературной нормы имеет все шансы войти в учебники – но не лингвистики, а психиатрии.

19 комментариев
15 августа 2008, 20:58 • Политика

Неясный образ врага

Западные СМИ: Холодной войны с Россией не будет

Неясный образ врага
@ mixedink.com

Tекст: Константин Куц,
Франкфурт-на-Майне

Комментируя кавказский кризис, СМИ все меньше говорят о Грузии, уделяя основное внимание российско-американским отношениям, заметно осложнившимся за эти дни. При этом журналистам неясна роль Евросоюза с его «разрозненностью, непоследовательной политикой и нежными ценностями». А с Москвой необходим диалог – в этом европейские аналитики, похоже, больше не сомневаются: мир стал другим, и в решении глобальных проблем без партнерства России не обойтись.

Berliner Zeitung цитирует в пятницу бывшего грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе. «Конфликт между Вашингтоном и Москвой был уже давно затеян Соединенными Штатами, вспомним хотя бы ПРО в Восточной Европе», – приводит его слова немецкое издание. Действующего президента Грузии Шеварднадзе обвиняет в «ошибке», то есть в наступлении на Южную Осетию.

В начале этого столетия Запад нуждается в российской поддержке и в общем фронте на международной арене

«США встали на сторону Грузии и недовольны Евросоюзом», – вынесла в подзаголовок газета Frankfurter Rundschau. Издание особо подчеркивает, что после встречи в Париже с президентом Франции Николя Саркози госсекретарь США Кондолиза Райс отправилась не в Москву, а в Тбилиси.

«Буш заявил о начале гуманитарных поставок в Грузию, которыми Вашингтон намерен продемонстрировать свою «солидарность», – пишет немецкая газета. – Вашингтон подчеркивает, что это гуманитарная акция, а не попытка внедрить военные силы США в конфликт. Пентагон тщательно опровергает заявления грузинского президента Саакашвили, что американские солдаты возьмут под свой контроль грузинские аэропорты и гавани. Пока влияние на Россию ограниченно, однако позднее Москва может почувствовать ярость США. Возможна приостановка работы совета НАТО – Россия, учрежденного в 2002 году, блокада вступления России в ВТО, а также новые попытки втянуть в НАТО Грузию и Украину».

«Россия и США должны заново определить характер своих отношений, – размышляет в пятницу обозреватель британской The Times. – Глава американского МИДа Райс пришла к справедливому выводу, что безответственность России должна быть наказана изоляцией. Москва решила, что в своих приключениях не нуждается в международном одобрении. Однако ее долгосрочное благополучие зависит от участия в международных группировках вроде «Большой восьмерки», а также от дальнейшей интеграции в мировую экономику. России предстоит непростое решение: что для страны важнее – ее позиция на Кавказе или ее позиция в мире».

«Эти военные дни, эти разрушения, эти бессмысленные смерти – все это результат противоречивости и непоследовательности Европы и США, их неизменного желания противостоять России, не имея для того ни способов, ни реальных причин, – убеждена римская газета La Repubblica. – Этот конфликт в принципе заключается в том, что Россия начала беспокоить Вашингтон и Восточную Европу с того времени, как она взяла под контроль свои сырьевые ресурсы. Однако в начале этого столетия Запад нуждается в российской поддержке и в общем фронте на международной арене, выстроить который будет нелегко».

«Диалог с Москвой должен быть продолжен, – соглашается праволиберальная датская газета Jyllands-Posten. – Своей политикой силы Россия показала, насколько опасно противостоять интересам Москвы. Русская решительность не сделалась меньше, а на ее пути не встали ни США, ни НАТО, ни разрозненная Европа. Так Россия может создать «серую зону» между Востоком и Западом, показав Грузии, Украине и другим бывшим советским республикам, что нельзя полагаться на западные гарантии безопасности. Но она дает понять и другое. Россия будет признана как влиятельная сила… США она нужна, чтобы удержать в страхе Иран. Европа зависима от российских нефти и газа и нуждается в Москве в игре вокруг европейской безопасности. Поэтому должен быть продолжен диалог с Москвой, которая никогда не достигнет своих целей, злоупотребляя своей властью. Она должна показать себя более ответственным партнером».

Бельгийская газета De Standaard, напротив, критикует Евросоюз за излишнюю мягкость: «Два постоянных члена Совета Безопасности, Китай и Россия, все отчетливей демонстрируют свою грубую силу… Америке есть чем заняться в Афганистане и Ираке. Европейский союз стоит рядом и в расчет не принимается. Его «нежных ценностей» Пекин и Москва, конечно, не слышат. Они считают ЕС слабаком».

«Русские добились своего. Их господство на Кавказе получило подтверждение, – пишет испанская газета El Mundo. – ЕС и США остается лишь возможность улучшить свою роль в этом конфликте. Они могут ускорить принятие Грузии в НАТО и этим показать Москве, что вторжение на территорию суверенного государства не может остаться безнаказанным».

«Риторические отсылки к холодной войне напоминают о желании ясного «образа врага», – комментирует Kölner Stadt-Anzeiger. – И это правда: Россия по отношению своему соседу играет такую же доминирующую роль, как в свое время Советский Союз. Но в отличие от холодной войны Россия уже не противник, а вынужденный партнер, если речь идет о решении глобальных проблем. Тот, кто говорит о холодной войне, делает мир проще, чем он есть на самом деле. Мир стал мультиполярным. Это вынуждает к диалогу по каждому отдельному конфликту – как в данном случае с Россией».