Борис Акимов Борис Акимов Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

2 комментария
Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

7 комментариев
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

20 комментариев
3 июля 2008, 18:48 • Политика

Евровидение

Россияне хотят стать европейцами

Евровидение
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Согласно социологическим опросам, число тех граждан России, кто желает присоединения Москвы к «единой европейской семье» - Евросоюзу, – возросло до 36%. Примерно столько же уверены в необходимости плодотворного и плотного сотрудничества с Брюсселем. Что до заявленной президентом «стратегической цели» – отмены виз со странами ЕС – число ярых сторонников такого развития событий увеличилось аж в три раза.

Большинство россиян считают свою родину частью Европы и полагают, что рано или поздно Россия должна стать полноправным членом Евросоюза.

Среди людей с высшим или неоконченным высшим образованием сторонников вступления в ЕС уже 41%

Соответствующие данные содержатся в социологическом исследовании ВЦИОМ, проведенном 28–29 июня 2008 года в 46 областях, краях и республиках России. Всего было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах, погрешность не превышает 3,4%.

Итак, 45% опрошенных уверены, что Россия – европейская страна и ее судьба в XXI веке будет переплетена с судьбой единой Европы. Настаивающих на «особом евразийском пути» Москвы, интересы которой со временем будут смещаться в сторону Востока, немногим меньше (42%), однако число сторонников «европейского вектора» заметно растет. Еще в феврале восточный вектор опережал западный по симпатиям на 7%.

Немаловажно и то, что за западный вектор развития страны выступает, как правило, молодежь (48%), а также респонденты моложе 60 лет. Пенсионеры – скорее за евразийскую ориентацию Москвы (43% против 37%).

Что касается, собственно, вступления России в Евросоюз, за это выступают 36% респондентов. Причем процент «европейцев» пропорционально растет с уровнем образования опрошенных: среди людей с высшим или неоконченным высшим образованием сторонников вступления в ЕС уже 41%, а вот респондентов с начальным или неполным средним образованием можно отнести к «евроскептикам» – только 28% «за», а 22% «категорически против».

К слову, среди образованных граждан РФ против вступления в ЕС и плотного сотрудничества с Брюсселем выступают только 14% (в целом по России 17%). Доводы у них следующие: Запад в любом случае не будет относиться к России как к равноправному партнеру, так что смысла стремиться в Европу нет никакого.

Любопытен и тот факт, что число «европейцев» заметно выросло – в 2003–2004 годах их было всего 35%. Начиная с 2005 года уровень «еврооптимизма» стал падать, и в 2006 году число сторонников евроинтеграции сократилось до 30%. В 2007-м исследования не проводились, и вот теперь – заметный скачок.

Отметим, что россияне не делятся исключительно на «евроскептиков» и «европейцев» (при преобладании последних). Около 33% уверены, что Россия должна стремиться к установлению равноправных, партнерских и дружеских отношений с Евросоюзом, а вот становиться его частью Москве не обязательно.

При этом практически половина опрошенных (47%) считают, что Запад не заинтересован в укреплении России, будучи уверенным, что сильная Москва несет в себе угрозу. Около 37%, напротив, полагают, что Брюссель готов признать Москву за «свою», так как «Европа – наш общий дом». Наиболее распространено данное мнение среди молодежи 18–25-летнего возраста. Что до противоположной позиции, ее в первую очередь отстаивает наиболее активная часть населения, заставшая Советский Союз, то есть граждане от 25 до 44 лет (точнее, примерно половина из оных).

Теперь, собственно, о сотрудничестве. На первое место россияне ставят совместные с Евросоюзом научные и технологические проекты, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и энергетику (по 21–24%).

Примерно столько же россиян выступают за создание системы общеевропейской безопасности (создать соответствующий договор президент Дмитрий Медведев предложил европейским партнерам в рамках визита в Германию, партнеры пока думают).

Наименее популярные ответы – сближение законодательства России и ЕС и сотрудничество в деле преодоления незаконной миграции (всего 4–5%). Данные темы россияне считают неактуальными.

Любопытно, что число тех, кто называет отмену виз между Россией и Евросоюзом первоочередной целью сотрудничества, с 2003 года увеличилось практически втрое и составило 13%.

В этом смысле российские власти отреагировали на народные чаяния весьма чутко: отмену виз с Европой Кремль назвал «стратегической целью» сравнительно недавно. Ряд стран ЕС чаяния Москвы уже поддержал, а в качестве возможного «пилотного проекта» в данной области названа отмена виз для калининградцев.

..............