Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
3 июля 2008, 18:48 • Политика

Евровидение

Россияне хотят стать европейцами

Евровидение
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Согласно социологическим опросам, число тех граждан России, кто желает присоединения Москвы к «единой европейской семье» - Евросоюзу, – возросло до 36%. Примерно столько же уверены в необходимости плодотворного и плотного сотрудничества с Брюсселем. Что до заявленной президентом «стратегической цели» – отмены виз со странами ЕС – число ярых сторонников такого развития событий увеличилось аж в три раза.

Большинство россиян считают свою родину частью Европы и полагают, что рано или поздно Россия должна стать полноправным членом Евросоюза.

Среди людей с высшим или неоконченным высшим образованием сторонников вступления в ЕС уже 41%

Соответствующие данные содержатся в социологическом исследовании ВЦИОМ, проведенном 28–29 июня 2008 года в 46 областях, краях и республиках России. Всего было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах, погрешность не превышает 3,4%.

Итак, 45% опрошенных уверены, что Россия – европейская страна и ее судьба в XXI веке будет переплетена с судьбой единой Европы. Настаивающих на «особом евразийском пути» Москвы, интересы которой со временем будут смещаться в сторону Востока, немногим меньше (42%), однако число сторонников «европейского вектора» заметно растет. Еще в феврале восточный вектор опережал западный по симпатиям на 7%.

Немаловажно и то, что за западный вектор развития страны выступает, как правило, молодежь (48%), а также респонденты моложе 60 лет. Пенсионеры – скорее за евразийскую ориентацию Москвы (43% против 37%).

Что касается, собственно, вступления России в Евросоюз, за это выступают 36% респондентов. Причем процент «европейцев» пропорционально растет с уровнем образования опрошенных: среди людей с высшим или неоконченным высшим образованием сторонников вступления в ЕС уже 41%, а вот респондентов с начальным или неполным средним образованием можно отнести к «евроскептикам» – только 28% «за», а 22% «категорически против».

К слову, среди образованных граждан РФ против вступления в ЕС и плотного сотрудничества с Брюсселем выступают только 14% (в целом по России 17%). Доводы у них следующие: Запад в любом случае не будет относиться к России как к равноправному партнеру, так что смысла стремиться в Европу нет никакого.

Любопытен и тот факт, что число «европейцев» заметно выросло – в 2003–2004 годах их было всего 35%. Начиная с 2005 года уровень «еврооптимизма» стал падать, и в 2006 году число сторонников евроинтеграции сократилось до 30%. В 2007-м исследования не проводились, и вот теперь – заметный скачок.

Отметим, что россияне не делятся исключительно на «евроскептиков» и «европейцев» (при преобладании последних). Около 33% уверены, что Россия должна стремиться к установлению равноправных, партнерских и дружеских отношений с Евросоюзом, а вот становиться его частью Москве не обязательно.

При этом практически половина опрошенных (47%) считают, что Запад не заинтересован в укреплении России, будучи уверенным, что сильная Москва несет в себе угрозу. Около 37%, напротив, полагают, что Брюссель готов признать Москву за «свою», так как «Европа – наш общий дом». Наиболее распространено данное мнение среди молодежи 18–25-летнего возраста. Что до противоположной позиции, ее в первую очередь отстаивает наиболее активная часть населения, заставшая Советский Союз, то есть граждане от 25 до 44 лет (точнее, примерно половина из оных).

Теперь, собственно, о сотрудничестве. На первое место россияне ставят совместные с Евросоюзом научные и технологические проекты, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и энергетику (по 21–24%).

Примерно столько же россиян выступают за создание системы общеевропейской безопасности (создать соответствующий договор президент Дмитрий Медведев предложил европейским партнерам в рамках визита в Германию, партнеры пока думают).

Наименее популярные ответы – сближение законодательства России и ЕС и сотрудничество в деле преодоления незаконной миграции (всего 4–5%). Данные темы россияне считают неактуальными.

Любопытно, что число тех, кто называет отмену виз между Россией и Евросоюзом первоочередной целью сотрудничества, с 2003 года увеличилось практически втрое и составило 13%.

В этом смысле российские власти отреагировали на народные чаяния весьма чутко: отмену виз с Европой Кремль назвал «стратегической целью» сравнительно недавно. Ряд стран ЕС чаяния Москвы уже поддержал, а в качестве возможного «пилотного проекта» в данной области названа отмена виз для калининградцев.