Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
24 июля 2008, 19:28 • Политика

Города берут обаянием

Обама покорил Берлин

Города берут обаянием
@ Reuters

Tекст: Константин Куц,
Франкфурт-на-Майне
Борис Слуцкий,
Ганей-Тиква

Ближневосточная часть турне Барака Обамы завершена, теперь настала очередь Европы. Берлин был взят практически без боя: политики в восторге от чернокожего сенатора, пресса ищет у него германские корни, а простые немцы съезжаются в столицу, чтобы послушать речь кандидата от демократов у колонны Победы. Однако Восток, как известно, гораздо тоньше Запада: всем сразу здесь понравиться нельзя, и мнения об Обаме предсказуемо разделились.

Критики напоминают – Обама пока еще не президент. Бесполезно. Европейское турне американского демократа многие уже именуют историческим.

Европа больна обамоманией

Незапланированная посылка для Обамы повлекла за собой эвакуацию людей из фойе отеля и выезд криминалистов

Первым пунктом берлинской программы сенатора от Иллинойса и кандидата в президенты от «ослов» Барака Обамы стала администрация канцлера. В центре его часовой беседы с Ангелой Меркель оказались вопросы внешней политики: миротворческий процесс на Ближнем Востоке, Иран, Афганистан, Пакистан и саммит НАТО.

«Это был открытый и серьезный разговор в хорошей атмосфере», – коротко проинформировал прессу представитель немецкого лидера Ульрих Вильгельм. По его словам, стороны подчеркнули необходимость тесных дружеских отношений, хотя подобной формулировкой обычно сопровождают переговоры лидеров. Обама пока всего лишь кандидат в лидеры.

Стоит отметить, накануне немецкий лидер заявила, что рада лично познакомиться с американским демократом, однако по-прежнему против его выступления перед Бранденбургскими воротами, символом Берлина. Таким образом, кандидату Обаме отказали в чести, которой в свое время удостаивались действующие президенты США – Джон Кеннеди во времена холодной войны и Рональд Рейган в годы перестройки.

Впрочем, едва оказавшись на немецкой земле, Барак Обама через своего представителя сообщил, что отказом он не огорчен. Благо трибуну американскому сенатору установили возле колонны Победы, не менее символического берлинского памятника. Назначенное на вечер выступление Обамы соберется послушать более 100 тыс. человек. Некоторые немцы приехали в Берлин специально ради этого.

Меры безопасности, предпринятые полицией, также вызывают неизбежные параллели с приемами действующих президентов. Площадка возле колонны Победы оцеплена и окружена забором в радиусе 125 м. Чтобы оказаться рядом с трибуной, необходимо пройти полицейский контроль.

Сами представители правопорядка германской столицы считают столь беспрецедентные меры вполне обоснованными, несмотря на связанный с ними неприятный казус. Так, в четверг утром в отеле «Адлон», где разместили американского сенатора, возникла суматоха – житель Гамбурга послал Бараку Обаме нарочным пакет с книгой, попросив об автографе. «Подобный способ связи нежелателен», – заявил позднее представитель берлинской полиции. Незапланированная посылка повлекла за собой эвакуацию людей из фойе отеля и выезд криминалистов.

В «Адлоне» Барак Обама встретился с бургомистром Берлина Клаусом Воверайтом, которому предшествовал часовой разговор с главой германского МИДа Франком-Вальтером Штайнмайером. Резюмируя встречу, министр отметил, что разделяет точку зрения сенатора в главных вопросах внешней политики.

Кстати, один из лидеров немецких социал-демократов не раз с одобрением высказывался о деятельности Обамы. Наблюдатели напоминают, что Штайнмайер встречался с сенатором в апреле, во время своей поездки в США.

Вообще политологи, комментируя вояж сенатора, называют данный шаг необычным. Однако первые плоды он уже принес: в США турне кандидата от демократов стало одной из топовых новостей. В среду CNN даже прервала репортаж о поездке Маккейна по Пенсильвании ради прямой трансляции из Израиля, где Обама давал пресс-конференцию. Телеканалы MSNBC и Fox News Channel вообще рассказали о Маккейне лишь «короткой строкой», отдав все эфирное время его конкуренту.

Берлин обамоманию подхватил буквально на лету. Выступление сенатора от Иллинойса в прямом эфире намерены транслировать сразу три государственных телеканала Германии. Печатная пресса в свою очередь отыскала у Барака Обамы немецкие корни со стороны матери. Журнал ZeitMagazin утверждает, что один из его предков в XVIII веке переехал в Америку из эльзасской деревни Бишвайлер. Подсчитано, что Обама на 4,5% немец, на 50% кениец и на 37% британец.

Политики вторят прессе. Бывший бундеспрезидент Германии Рихард фон Вайцекер расценивает европейский визит Обамы как хороший знак. «Если кандидат в президенты уже сейчас ищет контактов с Европой, то это призыв к более тесному сотрудничеству», – заявил он в интервью газете Bild. Ряд германских политиков вообще расценивают поездку американского сенатора как начало нового этапа европейско-американской истории. «Это крупный шанс в трансатлантических отношениях», – сказал генсек немецких социал-демократов Хубертус Хайль в интервью газете Rheinische Post .

А вот внешнеполитический эксперт христианских демократов Экарт фон Кледен высказался сдержанней. В интервью радио RBB он заявил, что «новый президент, неважно, Маккейн это или Обама, изменит в трансатлантических отношениях не так много, как ожидают некоторые». Представитель Партии свободных демократов также назвал подобное внимание излишним. «Всем должно быть ясно, что в данном случае речь идет о предвыборной инсценировке», – говорится в заявлении либерального политика Ханса Йоахима Отто.

Восток слишком тонок

Барак Обама у Западной стены (Стены Плача) (фото: ИТАР-ТАСС)
Барак Обама у Западной стены (Стены Плача) (фото: ИТАР-ТАСС)
Вообще Обаме сейчас не позавидуешь. После изнурительного марафона праймериз он поставил себе задачу понравиться не только избирателям-демократам, но и всему миру, что по определению невозможно. Если ты подходишь одним, то уже самим этим фактом категорически не устраиваешь других. Особенно это стало заметно во время предвыборного турне сенатора от Иллинойса по Ближнему Востоку.

Отметим, что данное турне последовало вослед аналогичному мероприятию, предпринятому Джоном Маккейном. Но кандидату от Республиканской партии взаимоотношения с миром строить гораздо проще, чем его визави. От него практически никто не ждет ничего нового. В худшем случае политика Маккейна рассматривается неким продолжением политики Джорджа Буша, которая мало кого устраивает, но к которой за 8 лет попривыкли. В лучшем – политика не изменится, но изменится хотя бы риторика. Как бы там ни было, отмежеваться от действий Вашингтона последних лет Джону Маккейну не удалось, несмотря на все усилия.

Барак Обама – совсем иное дело. Все ждут от демократического кандидата в президенты самой влиятельной державы принципиально новых подходов в решении мировых конфликтов, о которых он неоднократно высказывался во время праймериз. Но что это за подходы, реально ли они существуют в его арсенале или являются лишь элементами предвыборной риторики, не может сказать никто. Может быть, Обама действительно хочет установить новый мировой порядок. Но появятся ли у него для этого рычаги – вопрос не из легких. Ведь реноме Соединенных Штатов испорчено столь значительно, что любые шаги новой администрации будут сопровождаться естественным недоверием, уходящим своими корнями в эпоху правления Буша.

Расхождение между своими идеалами (если они, конечно, действительно являются идеалами) и реалиями политической действительности Бараку Обаме пришлось в полной мере ощутить уже в процессе своего первого вояжа по Ближнему Востоку.

Да, многим запомнилась его яркая и, похоже, искренняя речь во время пребывания в Израиле в Сдероте, на месте, где складированы остатки «Касамов», которыми город обстреливается на протяжении уже 7 лет.

Претендент-демократ заявил: «Если бы кто-либо обстреливал дом, в котором спят двое моих детей, то я бы сделал все, чтобы остановить его. И так, я полагаю, должен поступить Израиль».

Также он заметил, что Израиль не должен вести никаких переговоров с «Хамасом» и должен уничтожить его, если тот будет представлять угрозу его гражданам.

Прекрасные идеи, которые вполне могли бы быть озвучены президентом Бушем. Но они плохо корреспондируются с высказываниями сенатора времен праймериз о необходимости изменить подходы и пытаться найти общий язык со всеми избранными народом политическими силами. Как и подтвержденный Обамой принцип о неделимости Иерусалима, от которого он быстро отказался, сославшись на то, что его мысль неправильно поняли.

Характерно, что появление Обамы у Стены Плача в Иерусалиме вызвало неоднозначную реакцию. Одни прервали молитву, чтобы поздороваться с кандидатом. Другие начали выкрикивать лозунги «Обама, Иерусалим не продается» и «Иерусалим – наша земля».

..............