Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

8 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
20 июня 2008, 16:09 • Политика

Европа поедет в Азию

Представителей ЕС отправят в Сибирь

Европа поедет в Азию
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Елена Пацар

В преддверии двухдневного саммита Россия – ЕС, который стартует 27 июня в сибирском городе Ханты-Мансийске, заместитель председателя комитета Совфеда по международным делам Василий Лихачев поведал об итогах и перспективах отношений между нашей страной и Евросоюзом. Саммит, уверен сенатор, обречен на успех. Однако этот оптимизм не вполне разделяет Андрей Бенедейчич – посол Словении, председательствующей сейчас в Евросоюзе.

В пятницу в ходе пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» сенатор Лихачев заявил о том, что близящаяся неделя для мировой политики пройдет под знаком отношений Россия – ЕС. «Это не преувеличение, это констатация единого факта: Брюссель и Москва играли и будут играть в долгосрочной перспективе серьезную, значительную, многовекторную роль не только в обнаружении и констатации актуальных вопросов в сфере политики, экономики и культуры, но и с точки зрения объединения своего собственного потенциала для решения этих вопросов на основе справедливости и международного права», – подчеркнул он.

Cамый популярный анекдот в дипкорпусе: «Если ты оптимист – учи английский, если реалист – русский, а если пессимист – китайский

Радует его и то, что саммит впервые состоится за пределами Москвы – в Ханты-Мансийске. «Это и первый саммит Дмитрия Медведева в качестве главы российской делегации», – акцентировал внимание журналистов Лихачев.

Конечно, согласился он, это не первый опыт участия Дмитрия Медведева во встречах России и ЕС подобного уровня. «Но то, что он идет на эту встречу с собственной запущенной программой международной деятельности, со своими инициативами и с предложением, которое он недавно озвучивал в Берлине, по разработке проекта договора по европейской безопасности, говорит о том, что высшее руководство Российской Федерации уделяло и будет уделять европейскому направлению самое приоритетное внимание наряду с другими», – сказал Василий Лихачев.

Значение предстоящего форума очень велико. И заключается оно, по мнению сенатора, не только в том, чтобы подвести итоги десятилетнего соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. «Для меня принципиально другое. И коллега из Евросоюза согласится с этим тезисом», – уверенно предположил Лихачев.

Зампред сенатского комитета по международным делам считает, что саммит в Ханты-Мансийске должен ответить на весьма принципиальные вопросы: как Москва и Брюссель понимают сегодня понятие «стратегическое партнерство»; что мы должны сделать для того, чтобы в рамках этого режима приблизиться реально к согласованию своих потенциалов; что нужно сделать, чтобы уменьшить критическую русофобскую массу, которая вдруг активно начала себя проявлять с 1 мая 2004 года.

Лихачев заметил, что сегодня, рассуждая об отношениях России и ЕС, можно говорить о «времени упущенных возможностей». И ответственность за это он возложил на неофитов Евросоюза из числа бывших советских республик. «Мы не можем понять, как в новых государствах Евросоюза принимаются решения, направленные против российско-европейского сотрудничества», – заявил он.

К примеру, российской стороне, со слов Лихачева, очевидно, что решение литовского парламента, приравнивающее советскую символику к нацистской, нарушает принципы Нюрнбергского трибунала. «Как можно понять президента Латвии, вводящего режим, ограничивающий российские инвестиции в латвийскую экономику? Это противоречит принципам рыночной экономики, на основе которых строятся отношения Россия – ЕС», – возмутился член Совфеда.

Лихачев напомнил, что «у Евросоюза сегодня много проблем». «Это и трудности с Лиссабонским договором, и вопросы энергетической безопасности, и так далее», – констатировал Лихачев, посоветовав ЕС в решении этих вопросов опереться на ресурс России.

По его словам, в данный момент между Россией и Евросоюзом происходит сближение позиций в вопросе о том, каким должно быть базовое соглашение. «Мы считаем, что этот документ должен быть коротким, политически ясным и юридически обязательным. Он должен носить рамочный характер», – заметил сенатор.

Тем не менее, до ратификации этого соглашения пройдет три-четыре года. «Процесс переговоров распространится как минимум на два-три председательства», – предположил член Совфеда, выразив надежду на то, что со временем будущее соглашение ратифицируют во всех странах Евросоюза.

Сенатор Лихачев настроен оптимистично. «Перед началом саммита в Ханты-Мансийске мы можем говорить о серьезных достижениях. Отношения Россия – ЕС приближаются к статусу стратегического партнерства», – убежден политик.

Однако, будучи уверенным в благоприятном исходе саммита, он не исключил, что переговоры могут быть осложнены рядом причин. Сенатор полагает, что выработка нового базового соглашения между Россией и Евросоюзом не должна отягощаться проблемами, которые есть в отношениях между Россией и отдельными странами ЕС. «К сожалению, тот мандат, который получила Еврокомиссия, обременен двусторонними требованиями», – констатировал Лихачев.

В частности, есть требования от Великобритании по делу Литвиненко, от Литвы – по поставкам нефти, от Латвии и Эстонии – по поводу строительства газопровода. Кроме того, известно, что Москва и Брюссель расходятся во мнениях относительно статуса Косова. В частности, независимость косовских албанцев всецело поддерживает председательствующая в ЕС Словения, посол которой в Москве также участвовал в пресс-конференции.

«Мы одно из тех государств, признавших независимость Косово. Еще раз хочу подчеркнуть, что независимость Косово – это последний этап процесса распада бывшей Югославии», – заметил посол Андрей Бенедейчич.

По его словам, с точки зрения Словении, поддержка Косова сорока государствами – это «впечатляющий факт». «Нас в 1991 году после провозглашения нашей независимости признали только 10 государств. Так что, с нашей точки зрения, Приштине очень везет», – порадовался за косоваров Бенедейчич.

Более того, Словения «видит перспективу как Белграда, так и Приштины в Евросоюзе в будущем». «Мы считаем очень важным перспективу членства в ЕС региона Юго-Восточной Европы. Процесс расширения ЕС в этом регионе должен продолжаться. Так что в целом мы очень довольны результатом нашего председательства. В целом был сделан шаг вперед: это касается отношений с Россией и Юго-Восточной Европой», – подытожил посол.

Такая позиция далеко не самого враждебного по отношению к России европейского государства говорит о том, что оптимистические ожидания от саммита могут оказаться завышенными. Тем более, что на посту председателя ЕС Словению на днях сменит куда менее дружелюбная Франция, в начале этой недели заявившая о намерении вернуться в военную организацию блока НАТО

Посол Бенедейчич в связи с предстоящей заменой продекламировал песню Булата Окуджавы, ставшую, по его словам, гимном словенской делегации в ЕС: «Еще немного, еще чуть-чуть. Последний бой, он трудный самый». «А особенно начало: «мы так давно, мы так давно не отдыхали», – с усталой улыбкой добавил он и признался: – Мы с большим удовольствием будем передавать эту эстафету французским коллегам».

Василий Лихачев в долгу не остался и на особый манер похвалил деятельность Словении в качестве председателя Евросоюза, рассказав самый популярный анекдот в зарубежном дипломатическом корпусе: «Если ты оптимист – изучай английский язык, если ты реалист – учи русский, а если пессимист – китайский». «Так что Словения очень много сделала в плане развития русской культуры. И уже вне рамок председательства будет этой работой заниматься», – резюмировал Лихачев.