Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
16 июня 2008, 15:24 • Политика

Литва прощает Германию

Литва прощает Германии оккупацию

Литва прощает Германию
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Литовский президент Валдас Адамкус считает, что его республике вполне хватит «компенсаций за оккупацию» от России, ввиду чего выдвигать аналогичные претензии к Германии несвоевременно и нецелесообразно. Ранее с подобным предложением выступил сейм, настаивая, что подходить к вопросу компенсаций нужно объективно и одна лишь Москва за все беды Литвы расплачиваться не должна. Однако Адамкус боится за имидж своей страны, и боится не напрасно.

Литва тверда в своем намерении стребовать с России материальное возмещение за «советскую оккупацию» и депортацию граждан республики в первые послевоенные годы.

Важным доводом Москвы является то, что Литва гораздо больше получила от СССР, нежели потеряла

Однако выдвигать аналогичные претензии к Германии (Литва была оккупирована войсками рейха с 1941 по 1944 год, то есть вплоть до освобождения Красной армией) официальный Вильнюс не хочет.

Как сообщает канал LTV (Литовское национальное телевидение), данную идею в субботу резко раскритиковал президент республики Валдас Адамкус.

Доводы у политика следующие. Во-первых, Германия с Литвой уже расплатилась. Не за оккупацию, но за принудительные работы литовцев в концентрационных лагерях, что составляет весьма внушительную сумму. А во-вторых, это «повредит имиджу Литвы».

«Литва пока не готова требовать возмещения от Германии. К таким шагам необходимо хорошо подготовиться, а не доставать эту идею как зайца из шапки. Это может нанести серьезный вред нашему имиджу», – резюмировал президент.

Как известно, тему выплаты Россией компенсаций за «оккупацию» литовские представители впервые подняли еще 14 июня 1992 года, однако идея предъявить претензии еще и Берлину появилась сравнительно недавно. Дело в том, что за годы «категорических требований» дело с мертвой точки так и не сдвинулось, ввиду чего в прошедшую пятницу парламентский комитет по иностранным делам предложил сменить тактику. А именно – подсчитать ущерб и от нацистской оккупации, благо, как уверены парламентарии, это позволит не только возместить ущерб пострадавшим, но и «успокоить Москву».

«Европе будет легче нас понять. Это было бы своевременно и в этом контексте меньше бы зацепляло Россию», – цитирует агентство Delfi главу комитета Юстинаса Каросаса.

Насколько это теперь «зацепит» Москву, вопрос сложный. Когда в июне 2000 года сейм Литвы принял закон, уполномочивающий правительство вести соответствующие переговоры с Россией, президент Владимир Путин заявил, что признание факта аннексии Литвы в 1939 году и осуждение пакта Молотова – Риббентропа зафиксировано в литовско-российском договоре об основах государственных отношений от 29 июля 1991 года и возвращаться к этой теме Россия не намерена, поскольку «нельзя извиняться каждый год».

Еще одним доводом Москвы является то, что Литва гораздо больше получила от СССР, нежели потеряла. Сумму иска к РФ литовские эксперты вычисляют, исходя из разных показателей: начиная от компенсаций депортированным и заканчивая компенсациями моральными – за советскую архитектуру, изуродовавшую исторический облик ряда городов республики (ввиду этого окончательная цифра разнится от 3 до 28 млрд долларов). При этом согласно расчетам, которые приводит издание «Газета», выгоду Литвы только лишь от участия в общесоюзном обмене продукцией можно оценить в 35 млрд.

Тем не менее Вильнюс настроен решительно, заявляя, что данный вопрос не является «политическим» (на этом настаивает Москва) и относится к области «юридических реалий», так как демократическая Россия провозгласила себя преемницей СССР. Последний раз Литва требовала расплатиться за оккупацию в январе этого года, если же считать с 1992-го, счет заявкам идет на десятки. Впрочем, иногда вопрос «терял актуальность», и тогда речь заходила лишь о «доброй политической воле» Москвы.

Что до Германии, Адамкуса понять можно: прецеденты имиджевых потерь в аналогичном вопросе действительно имеются. Так, когда к власти в Польше пришла партия близнецов Качиньских «Право и справедливость», Варшава в кратчайшие сроки испортила отношения и с Москвой, и с Берлином. Тогдашний премьер Ярослав Качиньский, в частности, неоднократно заявлял о «вечной вине» Германии перед Польшей. Демократическому правительству ФРГ, извиняющемуся перед всем миром (как морально, так и материально) за преступления нацистов последние 70 лет, понравиться такое, разумеется, не могло.

Ввиду политического веса Германии в ЕС, а также упорных попыток Качиньских сделать внутренние проблемы Польши головной болью всей Европы (вспомним хотя бы «мясную войну» с Россией) имидж Речи Посполитой в Евросоюзе упал практически до нуля, и новый премьер Польши Дональд Туск сумел выиграть выборы во многом за счет лозунга об улучшении оного.

К Литве у Европы, как известно, также имеются претензии. По поводу притязаний на российские деньги Брюссель однозначно пока не высказывался, но, если данный вопрос затронет еще и Германию, высказаться будет обязан. И не факт, что вердикт Европы понравится Литве.

Отметим, кстати, что Литва – республика парламентская и слово сейма в целом весомее, чем все заявления Адамкуса, вместе взятые. А что по этому поводу думает сейм, мы узнаем совсем скоро: на разработку проекта, в котором речь пойдет и об ущербе от нацистской оккупации, членам парламентской комиссии отведен месяц.