Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

3 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
12 мая 2008, 09:15 • Политика

Радикальное поражение

Сербия проголосовала за Европу

Радикальное поражение
@ Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

На досрочных парламентских выборах в Сербии победила коалиция во главе с президентом страны Борисом Тадичем. Националисты из Радикальной партии лишь вторые. Очевидно, что сербы хотят скорейшей интеграции в Европу, и программа Тадича пришлась им по сердцу, в то время как воинственная риторика радикалов заставила вспомнить о бомбардировщиках над Белградом. Тем не менее, вопрос с коалицией пока не решен. Эксперты не исключают, что страну ждут перевыборы, благо камень преткновения − Косово − никуда не делся.

В Сербии прошли досрочные парламентские выборы. Они стали неизбежны после отставки Кабинета министров во главе с Воиславом Коштуницей, последовавшей за односторонним провозглашением независимости Косова в середине февраля.

Результаты выборов стали для многих неожиданными, потому что данные социологических опросов сулили победу националистам

Результаты воскресного голосования стали для многих неожиданными, благо данные социологических опросов сулили победу националистам из Сербской радикальной партии.

Однако после обработки Республиканской избирательной комиссией около половины бюллетеней победа достается коалиции «За европейскую Сербию» во главе с президентом страны Борисом Тадичем. Этот блок получил более 36% голосов. Радикалы во главе с Томиславом Николичем заработали чуть более 28%. Третьей к финишу с результатом 13,5% приходит коалиция «Демократическая партия Сербии – Новая Сербия» во главе с экс-премьером Коштуницей.

Всего в этих выборах участвовало более трех десятков партий, но в Народную скупщину, помимо первой тройки, проходит только коалиция «Социалистическая партия Сербии – Партия пенсионеров – Единая Сербия» (9,14%), Коалиция венгров – 1,2% и Боснийский список за европейский Санджак (1,15%).

Окончательные итоги выборов пока не подведены, но наблюдатели уверены: общая расстановка сил не изменится. Лидеры прошедших в Скупщину партий уже успели выступить перед сторонниками, а также отметить результаты своих конкурентов.

После окончательного подсчета голосов начнется следующий этап борьбы за власть. Исходя из текущих результатов, ни одна из партий не сможет самостоятельно сформировать правительство (для этого необходимо получить 126 мандатов, а у партии Тадича их чуть больше сотни), так что создание парламентской коалиции неизбежно.

Первым о желании договариваться с соперниками заявил Томислав Николич. В понедельник он встретится с Воиславом Коштуницей. «Идеологически мы можем составить коалицию», – заявил лидер радикалов.

Как бы там не было, ему придется договариваться и с другими партиями. И пока никто не даст гарантию, что те согласятся присоединиться к главным парламентским оппозиционерам. В резюме Николич не исключил, что в таком случае «пойдет на новые выборы».

В коалиции «Социалистическая партия Сербии – Партия пенсионеров – Единая Сербия» своим результатом довольны, но также не исключают очередных досрочных выборов. Лидер соцпартии Милутин Мрконич, в частности, ожидает, что правительство сформировано не будет.

Сам Воислав Коштуница не спешит говорить о политических комбинациях. Его больше заботит выполнение предвыборных обещаний, которые сводились к одному – вернуть Косово в состав Сербии. Он заявил, что его партия получила «ожидаемые результаты» и готова уйти в оппозицию. Таким образом, он в очередной раз подтвердил, что не хочет идти в одной связке с партией Бориса Тадича.

За выборами внимательно следили в Евросоюзе. Там сербское голосование изначально трактовали как знак того, по какому пути хочет идти Сербия: по пути европейской интеграции (при сохранении дружеских связей с Россией, так как «антироссийских» сил в Сербии просто нет) или по пути изоляции, ориентируясь исключительно на Москву (хотя радикалы Николича не раз заявляли, что против вступления в ЕС они, в общем-то, ничего не имеют, - при условии возвращения Белграду контроля над Приштиной).

После оглашения первых результатов Евросоюз приветствовал успех Бориса Тадича. В заявлении председательствующей в ЕС Словении, которое цитирует Reuters, выражена надежда на формирование в Сербии правительства с проевропейской ориентацией.

В тексте отмечается, что в таком случае Сербия продвинется дальше по пути в Евросоюз, «включая получение статуса кандидата» (на вступление в ЕС).

Этот сигнал адресован не только сторонникам коалиции «За европейскую Сербию», но и президенту страны, которому нужно во что бы то ни стало договориться с оппонентами и получить необходимое число кресел в парламенте для формирования Кабинета министров.

Результат партии Тадича во многом обусловлен его предвыборной программой. Избирателям обещали не только двигать Сербию в сторону Европы, но и отстаивать территориальную целостность республики всеми законными способами. И избиратели рассудили, что договориться с Европой «по Косову» (если такое вообще возможно) Тадичу все-таки проще, чем Николичу или Коштунице: в Европе Тадич однозначно «свой».

С аналогичными лозунгами Тадич победил и на президентских выборах, где его главным соперником был все тот же Николич.

Промах Николича еще и в том, что ряд его ближайших соратников активно использовали в отношении Приштины крайне агрессивную (больше того, военизированную) риторику. А сербы еще не успели забыть, что такое бомбы, падающие на Белград.

Что до Коштуницы, он, как бывший премьер, оказался «крайним» в тех вопросах, которые касались социалки.

Самому Тадичу итог парламентских выборов также напомнил результаты президентских. «Страна снова заявила о своем желании присоединиться к Европейскому союзу. Мы обещаем, что это обязательно случится», – пообещал президент. Также он еще раз повторил, что правительство «никогда не признает независимости Косова».

Победа коалиции «За европейскую Сербию» стала известна еще в воскресенье вечером, когда были обнародованы результаты опросов избирателей при выходе с избирательных участков. В крупных городах страны народ вышел на улицы. Люди размахивали флагами Евросоюза, запускали фейерверки, танцевали и ликовали.

Всего к избирательным урнам пришло более 4 млн человек, что составляет примерно 62% населения Сербии.

..............