Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

13 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
14 апреля 2008, 19:20 • Политика

Закон суров

Чем грозит гражданам России верховенство права

Закон суров
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юрий Гиренко

В понедельник Конституционный суд Российской Федерации сделал не гигантский, но значительный шаг к правовому государству. Решение высшей судебной инстанции страны по вопросу о прописке в садовых домиках имеет знаковый характер. Оно свидетельствует, что провозглашенный избранным президентом Дмитрием Медведевым курс на преодоление правового нигилизма, создание эффективной судебной системы и защиту прав граждан имеет шансы на реализацию. Правда, не факт, что это понравится самим гражданам.

Конституционный суд РФ вынес важное решение: он признал противоречащим основному закону страны запрет на регистрацию россиян в дачных домах. Отметим важную деталь: решение было принято по иску группы граждан, не представляющих какую-либо организованную структуру.

Жизнь по закону часто неудобна и далеко не всегда соответствует нашему представлению о справедливости

Решение КС характерным образом рифмуется с программными установками, которые Дмитрий Медведев провозглашал в течение всей своей предвыборной кампании, начиная с выступления на съезде юристов в феврале.

Кандидат в президенты много говорил о необходимости бороться с правовым нигилизмом, строительстве настоящей судебной системы, защите прав человека, верховенстве права и правовом государстве. Венцом его президентской программы стал принцип «свобода лучше, чем несвобода».

Предвыборные речи Медведева многими наблюдателями были расценены как просто слова. Выборы, мол, как тут не говорить красиво! Однако сегодняшнее решение КС показывает, что за словом следует дело.

Важно также, что КС не просто принял решение, отстаивающее приоритет права, – но и принял его в защиту прав гражданина, нарушаемых государственными органами. То есть речь идет не просто о «диктатуре закона», а именно о верховенстве права, перед которым государство не имеет никаких бонусов по отношению к гражданину.

Тут сразу надо сделать важные оговорки. Одно решение, каким бы правильным оно ни было, еще не означает, что линия будет успешно продолжена. К тому же наша бюрократия обладает непревзойденной способностью адаптировать к своим интересам любые правовые нормы.

В конце концов, прописка в России была отменена решением КС. И возродилась под псевдонимом «регистрация».

Это все так, но шаг сделан. А это значит, что за ним могут последовать и другие шаги. И программа построения правового государства может начать реализовываться. Поэтому самое время задуматься: что принесет самим россиянам правовое государство?

«Правовое государство» – термин почти сакральный. «Это государство, в котором власть преодолевается правом и служит праву» – это определение Карла Ясперса звучит настоящей музыкой. Но реальность всегда грубее утопии.

Представьте себе, что в России появляются настоящие независимые суды, соблюдаются все правовые нормы и никто не живет «по понятиям». Первым, кто испытает от этого неудобства, будет тот самый «рядовой гражданин». Чтобы нормально жить в правовом государстве, нужно обладать знаниями и навыками, которых у нас нет. Нужно привыкнуть требовать соблюдения своих прав – и выполнять собственные обязанности.

Жизнь свободного человека вообще сложна, поскольку сопряжена с ответственностью, которую не на кого переложить. Жизнь по закону в России сложна тем более, что привычки к такой жизни нет ни у кого.

Не говоря уж о том, что жизнь по закону часто неудобна и далеко не всегда соответствует нашему представлению о справедливости. Закон безличен, а потому не гарантирует того, что хороший человек не будет наказан, а плохой – будет…

И тем не менее деваться некуда. Если нам удастся приспособить себя к правовой жизни, то мы обретем не только дополнительные проблемы, но и новые возможности. А именно: точное понимание того, что нам нужно от государства; точные правила, по которым люди сосуществуют между собой; исключение произвола сильных…

Тут как с Интернетом. Те, кто уже освоился в Мировой сети, знают, сколько новых горизонтов она открывает. Но человеку, впервые погрузившемуся в Мировую паутину, она представляется чем-то непонятным, пугающим, нерациональным… Однако преодоление страха перед неизведанным стоит свеч: те, кто заставил себя преодолеть предубеждение, быстро убеждаются, что это не больно и полезно.

Жизнь по закону сложна – но жизнь вообще сложна. Зато, живя по нормам права, мы можем быть свободными. А свобода действительно лучше, чем несвобода. Поскольку лишь свободный человек может по праву называться человеком.