Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
11 апреля 2008, 21:15 • Политика

Молдавская ставка

Россия объединит Молдавию и Приднестровье

Молдавская ставка
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юлия Малышева

Президенты Молдавии и Приднестровья встретились после 7 лет взаимного бойкота. Теоретически, возобновившиеся переговоры могут разрешить проблему хотя бы одного непризнанного государства. Стороны уже отменили ряд обоюдных санкций, что не может не радовать: объединение Молдавии выгодно в первую очередь Москве. Ради сохранения своей целостности Молдавия готова пойти на серьезные уступки и даже обещает России не претендовать на членство в НАТО.

Президент Молдавии Владимир Воронин и лидер Приднестровья Игорь Смирнов спустя 7 лет «холодной войны» все-таки сели за стол переговоров. Долгожданная встреча, которую уже успели назвать «прорывом» в деле урегулирования затянувшегося конфликта, состоялась в пятницу в приднестровских Бендерах.

России выгодно иметь под боком у Украины, собравшейся в НАТО, нейтральную и дружественную страну, собранную воедино благодаря помощи Москвы

На месте встречи настоял глава непризнанной республики Игорь Смирнов, наотрез отказавшийся ехать в Молдавию. Молдавский президент Владимир Воронин думал долго, но все-таки решился пожаловать в гости.

Разговор президентов признанного и непризнанного государств больше касался практических вопросов. Например, стороны условились снять друг с друга ряд действующих санкций. В частности, Молдавия решила ходатайствовать перед ЕС и США об отмене визовых ограничений для приднестровских политиков. В свою очередь, Приднестровье пообещало пускать на свою территорию представителей молдавской власти.

«Воронин и Смирнов пришли к согласованной позиции о незамедлительном созыве совместных рабочих групп по укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем. Деятельность данных рабочих групп должна предложить целый спектр конкретных проектов в области развития инфраструктуры, дорожного строительства, в области безопасности и разоружения, в социальной и культурно-гуманитарной сферах», – говорится в официальном заявлении пресс-службы президента Молдавии.

Что касается принципиального и наиболее острого вопроса о статусе Приднестровья, оба лидера сделали лишь наброски дальнейшего решения данной проблемы.

Приднестровская сторона, как сообщает ИТАР-ТАСС, в очередной раз подтвердила свою приверженность поиску мирных путей урегулирования конфликта. Правда, без претензий не обошлось.

«Устойчивое и жизнеспособное решение не может быть найдено в условиях постоянного давления на одну из сторон конфликта», – подчеркнул Смирнов.

Впрочем, что касается Молдавии, она, судя по всему, решила кардинально изменить свою тактику и пойти на максимальное количество уступок как в отношении Тирасполя, так и в отношении Москвы. Например, Кишинев подчеркнул свою приверженность принципу нейтралитета, из чего следует, что пытаться вступить в НАТО республика не намерена.

Заявление об этом очень кстати поступило от МИДа Молдавии накануне встречи двух президентов. «Принцип нейтралитета заложен в Конституции нашей страны и останется неизменным. Мы считаем, что международное признание нашего нейтралитета способствовало бы урегулированию приднестровского конфликта, укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем», – заявил глава внешнеполитического ведомства республики Андрей Стратан.

По его словам, Молдавия совершенно не заинтересована в членстве в НАТО, ввиду чего просит альянс «официально согласиться с данной позицией».

На данный момент никакого ответа из НАТО не последовало. Зато уже появилась реакция США. В целом довольно нейтральная.

«Насколько встреча (Воронина и Смирнова) была полезной, будет видно в будущем. Но каждый из нас желает, чтобы люди на этой территории процветали, поэтому любой шаг, который направлен на урегулирование проблемы, будет встречен позитивно», – прокомментировал состоявшуюся встречу в Бендерах посол США в Молдавии Майкл Кирби.

В свою очередь, глава молдавской миссии ОБСЕ Филипп Ремлер отметил, что встреча двух лидеров стала первым шагом на пути возобновления переговоров по урегулированию.

Как полагают российские эксперты, если сторонам наконец-то удастся договориться, это будет выгодно в первую очередь для России.

«Сейчас у России появляется шанс представить приднестровское урегулирование как позитивную альтернативу для решения подобных конфликтов. То есть Молдова остается нейтральной, и мы готовы помочь решить ее территориальную проблему», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.

С одной стороны, отмечает он, у России в Приднестровье гораздо меньше собственных интересов, чем, например, в Абхазии и Южной Осетии. С другой – России выгодно иметь под боком у Украины, собравшейся в НАТО, нейтральную и дружественную страну, собранную воедино благодаря помощи Москвы.

Что до руководства Молдавии, разрешение проблемы с отделившимся, но непризнанным Приднестровьем равнозначно для него вопросу выживания. «В 2009 году в стране пройдут выборы, Воронина критикуют, и ему важно иметь на руках серьезный козырь, чтобы победил он или его преемник, при котором он сможет пересесть из кресла президента в кресло, например, спикера парламента», – отмечает политолог.

Однако остается совершенно непонятным, какую выгоду от разрешения конфликта получит Приднестровье, упрямо декларирующее стремление к независимости. Москва, вопреки расхожему мнению, не может прямо приказывать Тирасполю, убежден Маркедонов.

«Игорь Николаевич Смирнов, с которым я имел честь общаться, человек очень строптивый и сложный, и его нельзя приказом поставить по стойке смирно. Поэтому приднестровская элита будет ждать предложений от Москвы и Кишинева, взвешивать их и принимать соответствующие решения», – пояснил эксперт.

По мнению Маркедонова, Тирасполь могло бы заинтересовать предложение о признании приднестровской элиты и обещание определенного представительства во власти будущего общего государства, а также гарантии в вопросах безопасности и собственности.

«Позиция Приднестровья, хотя и не являющегося главным участником переговоров, может стать решающей в вопросе урегулирования, и если оно ответит отказом, ничего изменить будет нельзя. Не войну же Москве против него начинать», – резюмировал политолог.