Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
13 ноября 2008, 17:57 • Политика

Цхинвал преткновения

Евросоюз: Кавказ – это дело России

Цхинвал преткновения
@ Сергей Иванов/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Романчева

В пятницу в Ницце откроется саммит Россия-ЕС, на котором вновь обсудят перспективы Соглашения о сотрудничестве. Камнем преткновения на пути документального оформления российско-европейского партнерства может стать «югоосетинский» вопрос. Насколько серьезно это препятствие, в четверг решали эксперты. Так, местные аналитики подчеркнули, что Россия неотступно выполняет план «Медведева-Саркози». А французы, повторив мантру про целостность Грузии, признались, что Кавказ - это «проблема России», которая их не очень-то и волнует.

Накануне саммита Россия-ЕС, который в пятницу стартует в Ницце, отечественные, осетинские и французские эксперты встретились посредством видео-моста Москва-Париж, чтобы обсудить, каким образом «осетинский вопрос» может повлиять на ход российско-европейских переговоров.

Французские журналисты, наблюдавшие за дискуссией в Париже, вслух, не скрывая возмущения, удивлялись тому, что Евросоюз «не осудил действия Грузии

Французские аналитики начали разговор в ключе обвинений. Так, эксперт Французского института международных исследований, советник министерства иностранных дел Филипп Моро Дефарж подчеркнул, что Евросоюз настаивает на соблюдении нормы о территориальной целостности сложившихся государств. Поэтому Абхазия и Южная Осетия для ЕС «являются частью Грузии».

При этом параллели, которые Россия пытается провести между югоосетинской и косовской ситуацией (в частности, это касается терминов «геноцид» и «право нации на самоопределение»), французы считают неправомерными. Все потому, что «косовское» решение стало результатом долгих переговоров, а независимость Абхазии и Южной Осетии Москва признала, не дожидаясь «урегулирования конфликта».

По словам эксперта Фонда стратегических исследований, специалиста по отношениям ЕС-Россия и оборонной политике Изабель Факон, хотя Грузия и напала на Южную Осетию, но ответственность за постепенное «ухудшение отношений» между Тбилиси и Цхинвалом лежит на России. Камнем, брошенным в сторону «республики роз», Факон, в частности, считает возможность получить российский паспорт, которую Москва предоставила осетинам. Таким образом, Москва, убеждена эксперт, «утратила роль гаранта» мира на Кавказе.

Впрочем, европейцы хотя и принципиальные ребята, но вполне себе гибкие и толерантные. Так что с Россией они строить отношения готовы. Правда, для этого Москве, по словам Факон, надо будет стать «более открытой». Другими словами, как расшифровал Дефарж, принять европейскую точку зрения на грузино-югоосетинский конфликт.

«Единственный гарант мира в Южной Осетии, Абхазии и на Кавказе в целом - Россия», - уверил зарубежных коллег полпред Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев. И напомнил, что наблюдатели миссии ЕС в Цхинвале 7 августа «эвакуировались» из города ровно за два часа до начала боевых действий. Защищать мирных жителей остались только российские миротворцы. Многие из них погибли, пытаясь не допустить расстрела стариков и детей.

«Мы могли поступить, как голландские миротворцы в Сребренице, которые расступились и позволили убивать безоружных граждан. Российские миротворцы этого не допустили», - добавил ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов.

По словам Медоева, единственным документом, который сейчас регулирует отношения Грузии, Южной Осетии и России, остается план «Медведева-Саркози». И РФ неотступно выполняет все взятые на себя обязательства. Правда, осетин это не очень радует. В отличие от России, Евросоюз не справляется с ролью охранителя мира.

Полпред напомнил, что 8 октября, с опережением графика, Москва вывела все свои войска из буферной зоны между Грузией и Южной Осетией. В приграничных районах остались только 200 европейских наблюдателей. С тех пор в окрестностях Цхинвала похитили 21 человека, в том числе женщин и детей. Двоих из них вернули за выкуп.

«Где были наблюдатели в это время? Как вообще могут 200 человек проводить мониторинг на 140 км (это протяженность грузино-осетинской границы)?», - возмутился Медоев.

Изабель Факон согласилась, что 200 наблюдателей «это мало». Но и здесь виноватой оказалась Россия. Забыв о взятом с Москвы обещании покинуть зону конфликта, эксперт заметила, что у России «должна быть воля к сотрудничеству» с европейскими наблюдателями.

А вот по мнению президента «Экспериментального творческого центра» Сергея Кургиняна, это у ЕС должна быть воля к отказу от двойных стандартов. Ситуация, при которой в сербско-косовском конфликте приоритетным признается право нации на самоопределение, а в грузино-югоосетинском - право государства на территориальную целостность, вряд ли кому-то может показаться нормальной.

«Нам пора произвести глубокую ревизию международного права. Понять, что важнее: право на самоопределение или все-таки территориальная целостность», - уверен Кургинян.

Что до России, она в пятидневной августовской войне, по его словам, действовала исключительно в соответствии с нормами международного права. «Мы считаем, что защитили южных осетин если не от геноцида, то от сгона с земель. Мы выполняли международное право как миротворцы», - подчеркнул Кургинян. Аналитик убежден, что России удастся «повернуть общественное мнение в правильную сторону, потому что мы не лжем».

Медоев счел нужным добавить, что «правильные ориентиры» являются следствием «правильных оценок». А посему пообещал тщательно следить за тем, какие оценки августовским событиям будут давать на саммите в Ницце.

Кстати, как показал телемост, общественное мнение уже начало разворачиваться в сторону Москвы. По крайней мере, французские журналисты, наблюдавшие за дискуссией в Париже, вслух, не скрывая возмущения, удивлялись тому, что Евросоюз «не осудил действия Грузии».

Двусторонний отпор для французских экспертов, судя по всему, стал неприятным сюрпризом. Так что разговор завершился на самой удивительной ноте. Филипп Моро Дефарж заявил, что «Кавказ не зажжет пожар в Евросоюзе». А посему ситуация на Кавказе не является темой номер один для европейцев. «Кавказ это проблема России. И пусть Россия решает эту проблему», - заключил Дефарж.

..............