Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
31 июля 2007, 20:00 • Политика

АвтоВАЗ не для нас

АвтоВАЗ не для нас
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Тюренков

Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, завтра в Тольятти может начаться забастовка на крупнейшем в России автомобильном заводе ВАЗ. В то же время эксперты и простые тольяттинцы, опрошенные корреспондентом газеты ВЗГЛЯД, отмечают, что ни в городе, ни на самом АвтоВАЗе предзабастовочного напряжения не наблюдается.

Главный редактор газеты «Тольяттинское обозрение» Алексей Миронов, комментируя ситуацию для газеты ВЗГЛЯД, отметил, что положение на предприятии действительно сложилось непростое.

Помимо затоваренности производства и низких зарплат, озабоченность рабочих вызывает ожидание массовых сокращений, поскольку, действительно, АвтоВАЗ – самое нерентабельное в мире автопроизводство

«В связи с перепроизводством на АвтоВАЗе была существенно сокращена производственная программа, поэтому у рабочих исчезла возможность приработка за счет дополнительных рабочих часов. В итоге реальная заработная плата упала, что и привело к напряжению в коллективе, снять которое нынешнее ВАЗовское руководство оказалось не в состоянии».

В то же время журналист не считает взрывоопасной социальную обстановку на ВАЗе и в Тольятти (автогигант является градообразующим предприятием почти миллионного города). «Пока рано говорить о том, готов ли коллектив к серьезным забастовочным действиям. В самом же городе в настоящий момент особой напряженности в связи с ситуацией на АвтоВАЗе не наблюдается. Хотя приближение выборов в Госдуму и мэра города накладывает отпечаток и на ситуацию на производстве», – рассказал Миронов.

При этом менеджмент предприятия вообще не считает, что реальная причина происходящего – в положении рабочих. Источник газеты ВЗГЛЯД в дирекции ОАО «АвтоВАЗ» отметил, что все, что происходит вокруг независимого профсоюза «Единство» и его забастовочных инициатив, – это «раздутая журналистская сенсация, связанная с приближающимися выборами». Источник отметил, что в ситуации, когда нынешний тольяттинский мэр находится под стражей и следствием по сомнительному обвинению, профсоюзному лидеру Петру Золотареву, проигравшему на прошлых мэрских выборах, очень хочется наверстать упущенное.

«Действительно, затоваренность производства в настоящий момент превышает 100 тысяч автомобилей, действительно, положение рабочих далеко от идеала, хотя с 1 июля их заработная плата повышена на 4,6%, а в целом с начала года – на 9,8%... Однако намечаемая забастовка связана отнюдь не с интересами трудящихся, а с желанием руководства независимого профсоюза начать предвыборную агитацию», – подчеркнул наш источник.

Это утверждение косвенно подтверждается тем, что атмосфера в городе остается спокойной. Как говорили корреспонденту газеты ВЗГЛЯД жители Тольятти, никакого напряжения не ощущается. Даже в Автозаводском районе, все жители которого так или иначе связаны с ВАЗом, о предстоящей забастовке говорят мало – как о некотором неопределенном слухе. Не чувствуют какой-либо озабоченности в связи с возможной забастовкой и сами работники предприятия.

В областном центре беспокойства еще меньше, а власти Самарской области занимают выжидательную позицию. Редактор газеты «Самарское обозрение» Ирина Лукьянова сообщила газете ВЗГЛЯД: «Областное правительство в настоящее время не дает сколько-нибудь развернутых комментариев ситуации, предпочитая дистанцироваться от проблемы ВАЗовской забастовки, занимая скорее выжидательную позицию. Как, впрочем, и депутаты Губернской думы, представляющие Тольятти. Вероятнее всего, власти рассчитывают, что забастовку удастся предотвратить силами ВАЗовской милиции и других силовых ведомств, взявших ситуацию под контроль».

«Для Самары проблемы Тольятти не так остры, поскольку это самодостаточные и независимые друг от друга города. Другое дело – политические элиты, для них это тема очень значимая, но пока она – не в поле официальных комментариев», – подчеркнула Ирина Лукьянова.

Хотя значимость событий на ВАЗе региональной элите, несомненно, понятна. Самарский политолог и бизнес-консультант Андрей Перла полагает, что данная проблема имеет три измерения, каждое из которых нельзя сбрасываться со счета.

«Первая сторона проблемы связана с предвыборной демагогией. Соответственно, забастовка – это отличный повод для критики властей, «не уделяющих внимание нуждам трудового народа». При этом существует и вторая сторона – обоснованность некоторых требований самих забастовщиков. «Помимо затоваренности производства и низких зарплат, озабоченность рабочих вызывает ожидание массовых сокращений, поскольку, действительно, АвтоВАЗ – самое нерентабельное в мире автопроизводство в рамках соотношения количества выпускаемых автомобилей и числа сотрудников», – подчеркнул эксперт.

Кроме того, политолог видит и третью сторону проблемы: отношение ВАЗовцев к новому руководству завода – «Рособоронэкспорту» и его менеджерам. «Они недовольны новыми людьми в Тольятти, с которыми связаны некоторые неприятные социальные нововведения: в частности, начало процесса передачи на баланс города ВАЗовских больниц и т. д. И все это не могло не привести к складыванию предзабастовочной ситуации», – отметил Андрей Перла.

Что касается позиции федерального центра, ее сегодня выразил председатель Госдумы Борис Грызлов. Он призвал руководство ОАО к согласованию интересов работников и администрации АвтоВАЗа. «Выступление работников, даже части трудового коллектива, на любом предприятии – это сигнал, на который необходимо реагировать», – подчеркнул спикер, как сообщает ИТАР-ТАСС.

Действующее законодательство механизмы согласования предоставляет. «Опыт показывает, что трудовые споры разрешаются, если их участники исходят из реальности и не стремятся политизировать вопрос», – убежден Грызлов.