Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

0 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

5 комментариев
Александр Носович Александр Носович Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...

3 комментария
24 декабря 2007, 20:10 • Политика

Демарш ливанской оппозиции

Кризис в Ливане обостряется

Демарш ливанской оппозиции
@ Reuters

Tекст: Елена Пацар

Ливанская оппозиция, выступая против изменения конституции, угрожает жестким ответом на демарш «нелегитимного кабинета, присвоившего себе функции президента». В ответ на решение правительства Ливана, согласно которому главнокомандующий ливанской армией генерал Мишель Сулейман все-таки сможет стать президентом, оппозиция страны задумала собственный демарш в виде создания антиправительственного альянса и организации уличных протестов.

В понедельник ливанское правительство одобрило изменения в конституцию страны. Правки, внесенные в основной закон, должны позволить главнокомандующему ливанской армией генералу Мишелю Сулейману стать президентом республики без заблаговременного – за два года до выборов – ухода в отставку. Законопроект уже направлен для рассмотрения в парламент.

Оппозиция не собиралась переписывать конституцию ради господина Сулеймана, а у коалиции не было необходимых двух третей голосов

Кроме того, кабинет воспользовался перешедшими к нему полномочиями президента и принял указ о созыве экстраординарных сессий парламента после 1 января 2008 года для принятия поправки и проведения выборов.

Ливанское правительство решилось на изменение конституции, несмотря на протест просирийской оппозиции. Теперь оппозиция угрожает жестким ответом на демарш «нелегитимного кабинета, присвоившего себе функции президента». В частности, стоит ждать новых уличных протестов.

Член руководства Свободного патриотического движения Джубран Басиль сообщил о том, что антиправительственный альянс пойдет на создание параллельного органа власти. Он обвинил правящие круги «в преднамеренной провокации с целью срыва всех инициатив, направленных на достижение национального согласия и выход из затяжного кризиса».

Спикер парламента Набих Берри также не признает легитимности кабинета Фуада ас-Синьоры, отвергает «решения, принятые незаконной властью». Берри заявил, что не собирается выносить законопроект на обсуждение палаты депутатов.

Со своей стороны, депутат от фракции «Хезболлах» Хасан Фадлалла подчеркнул, что «проблема заключается не в выдвижении генерала Сулеймана, а в упорном отказе правящих кругов встать на путь конструктивного сотрудничества с оппозицией».

Напомним, что с конца ноября парламент Ливана не может выбрать президента. Последняя попытка избрать нового главу государства провалилась в прошлый понедельник, когда оппозиционные депутаты проигнорировали заседание и кворум, достаточный для избрания нового лидера страны, собрать не удалось.

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, суть политического кризиса заключается в том, что компромиссным кандидатом в президенты Ливана считается начальник Генштаба ливанской армии генерал Мишель Сулейман.

Оппозиция была не намерена переписывать конституцию ради господина Сулеймана, а у парламентской коалиции не было необходимых двух третей голосов, чтобы самостоятельно провести нужные поправки.

Экс-президент Ливана Эмиль Лахуд, объявив о своем уходе с поста президента в ноябре, предвидел негативные изменения в стране. Чтобы не выносить баталии за пределы парламента, он ввел в стране комендантский час, передав полномочия военному командованию. У Лахуда фактически не было другого выхода, так как срок его полномочий заканчивался, а парламент был парализован действиями оппозиции.

Все это грозит обернуться гражданской войной. Во избежание такого развития событий в ситуацию вмешались международные посредники: главы МИД Франции, Италии и Лиги арабских государств. Но ощутимых результатов вмешательство не принесло.

Напомним, что в Ливане президентский пост традиционно занимает представитель христианской общины. Но сейчас в стане ливанских христиан раскол. Наиболее влиятельные христианские политики – Мишель Аун и Самир Джааджаа – принадлежат к противоположным лагерям. Так, Аун лоялен Сирии (хотя в свое время он прославился именно благодаря антисирийским высказываниям) и пользуется поддержкой движений «Амаль» и «Хезболлах».

Что до Джааджаа, он предан правящей прозападной коалиции, возглавляемой Саидом Харири.

Таким образом, на фоне Ауна и Джааджаа кандидатура Мишеля Сулеймана считается компромиссной. Есть и другие кандидаты, но никого из них не поддерживают сразу два лагеря.

Возможно, следующая попытка выбрать президента состоится 30 декабря. Однако спутниковый телеканал «Аль-Джазира» прогнозирует, что выборы перенесут на март, ближе к саммиту Лиги арабских государств, который состоится в 2008 году в Дамаске.

Истоком текущего кризиса можно считать убийство в феврале 2005 года бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. За несколько месяцев до смерти он стал ярым борцом против «сирийского лобби», чем снискал для себя огромную популярность.

Похороны Харири переросли в бескровную «революцию кедров», в результате которой правительство ушло в отставку. Тогда же Сирия под давлением международного сообщества вывела из Ливана свои войска.

Сторонники Харири победили на досрочных парламентских выборах и создали прозападное правительство во главе с финансистом семьи Харири Фуадом Синьорой. Но самым влиятельным политиком в этом союзе стал средний сын Харири Саид, возглавивший парламентскую коалицию.

Это принесло стране некую стабильность, но через год специальная комиссия, расследовавшая убийство Рафика Харири, обвинила во всем сирийские спецслужбы, что спровоцировало борьбу и между просирийскими и антисирийскими силами.

..............