Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
17 декабря 2007, 16:50 • Политика

Путин согласился остаться

Путин согласился остаться
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Отдел политики

Владимир Путин готов возглавить правительство после истечения срока его полномочий на должности главы государства. Однако это станет возможным лишь в том случае, если Дмитрий Медведев, являющийся официальным преемником президента, победит на мартовских выборах. Об этом сообщил сам Владимир Путин, открывая в понедельник очередной партийный съезд «Единой России».

Владимир Путин согласился стать премьером после президентских выборов. Такое заявление он сделал в понедельник, открывая съезд «Единой России».

«Если люди окажут доверие Дмитрию Медведеву (изберут его президентом России), я буду готов продолжить работу на посту председателя правительства», – цитирует слова Владимира Путина корреспондент газеты ВЗГЛЯД.

Глава государства также подчеркнул, что крайне важен тот факт, что партии нашли консенсус по кандидатуре Медведева.

«Считаю, что этот выбор наиболее оптимален, уверен, что он справится со своими обязанностями на этом посту», – подчеркнул российский лидер.

Президент отметил, что с Медведевым у него сложились «хорошие деловые и доверительные личные отношения», и охарактеризовал нынешнего первого вице-премьера как человека «исключительно честного и порядочного».

«Он работал на многих тяжелых участках, которые ранее казались неподъемными», – добавил Путин.

По словам российского лидера, Дмитрий Медведев из блестящего юриста превратился в «ответственного, волевого администратора с государственным мышлением». «В руки такого человека не стыдно и не страшно передать страну», – заключил действующий президент.

«Но надо признать, что нерешенных проблем больше, чем достижений. Необходимо засучить рукава и работать без чванства и амбиций, с полной отдачей», – резюмировал Владимир Путин.

Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, предложение о будущем трудоустройстве было сделано президенту на прошлой неделе. Вице-премьер Дмитрий Медведев, ставший официальным преемником Путина, официально попросил президента в случае своей победы на выборах возглавить Кабинет министров.

«Выражая готовность баллотироваться на должность президента России, обращаюсь к нему, действующему главе государства, с просьбой дать принципиальное согласие возглавить правительство России после избрания нового президента нашей страны», – заявил Медведев.

По его словам, для сохранения преемственности нынешнего курса мало избрать нового президента, придерживающегося выбранного Россией пути, но и не менее важно сохранить дееспособность команды, сформированной действующим президентом.

Однако на тот момент Владимир Путин предпочел промолчать, не дав никакого ответа на это предложение.

Комментарии экспертов

Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Это формат вполне политтехнологический. Это продолжение традиций «Единой России». Сейчас Путин и Медведев – фактически одна команда. Но мне кажется, что вариант с председателем правительства для Путина – это не окончательный вариант. Их может быть много, они могут быть самые разные. Но по логике вещей заниматься текущей премьерской работой – не совсем амплуа Путина. Он в большей степени силен в глобальных вещах, во внешней политике, что является прерогативой президента (ВЗГЛЯД).

Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях
Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях
Для меня согласие Путина стать премьером было неожиданным. Я думал, что это предложение он не примет. Считал, что он станет лидером партии, которая формирует правительство, выдвигает президента и доминирует в Думе. Но, видимо, Путин посчитал, что положение генсека – это не конкретная должность, а премьер – конкретная. Теперь о самом тандеме. Путин сегодня сказал одну очень важную фразу. Ее перекрыли аплодисментами, из-за чего она не была расслышана, хотя и была ключевой. Он сказал, что готов стать премьер-министром без перераспределения полномочий между президентом и премьером. Он подчеркнул, что в его понимании Медведев будет полноценным, самостоятельным президентом, а он – премьером. Как это на практике? Мне известны случаи, когда подчиненный становился начальником. И это не всегда было плохо. Так что поживем – увидим (ВЗГЛЯД).

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Связка Путин – Медведев, своеобразный «политический союз двух» – это абсолютно новая ситуация, и пока неясно, как система будет к этому привыкать. Всегда трудно выстраивать отношения в одной избирательной кампании, где две сильные фигуры. В данном случае сложности – имиджевые. Возможно, после президентских выборов будут восстановлены полномочия премьера, урезанные в ельцинский период, Путин не тот человек, полномочия которого могут быть урезаны. Но законодательство менять не нужно, надо освоиться в новом ландшафте (ИТАР-ТАСС).

Борис Макаренко, заместитель гендиректора независимого фонда «Центр политических технологий»
Борис Макаренко, заместитель гендиректора независимого фонда «Центр политических технологий»
Отношения между президентом Медведевым и премьером Путиным будут складываться, как между Людовиком XIX и кардиналом Ришелье. Кардинал будет принимать решения, а король подписывать. В перспективе также появятся мушкетеры короля и гвардейцы кардинала. Однако уже понятно, что у власти будет стоять тандем, что главное в этом тандеме не институциональные полномочия, которые действительно совершенно не нужно делить и перераспределять. Главное – это доверительные отношения между этими двумя политиками. В течение первых двух лет «старшим» в этой связке, несмотря на формальное подчинение, будет именно Путин. И только через пару лет станет ясно, к чему идет дело (РИА «Новости»).

Александр Шатилов, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры
Александр Шатилов, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры
У нас возникает дуалистическая форма правления, но, на мой взгляд, это не совсем еще сформулировано и довольно рискованно. Не исключено, что Путин, заявив, что он готов работать в одной команде с Медведевым, причем на должности рядового премьер-министра, просто пытается мобилизовать свой электорат и передать его Дмитрию Медведеву, играя на том, что население России хочет видеть Путина гарантом конституции и после марта 2008 года. Еще не факт, что он займет кресло премьер-министра после того, как пройдут президентские выборы. Это может быть ходом имиджевым и ходом электорального плана. С другой стороны, в случае реализации этой модели возникнут существенные риски – распыление административного ресурса и распыление влияния. Российская политическая культура предполагает единовластие, ориентацию на одного правителя, одного лидера. Дуализм приведет к тому, что и население, и элита окажутся дезориентированными и соответствующим образом не поймут, на кого они должны работать. Это начинает сказываться уже сейчас, начинается некое брожение среди элиты. Это главный риск, потому как в этом случае власть окажется распыленной и немного скомпрометированной (ВЗГЛЯД).

Юрий Лужков, мэр Москвы
Юрий Лужков, мэр Москвы
Тандем Медведев – Путин будет определять политику России не только на ближайшие четыре года, но и на более длительный период. Это нормальная пара, при всех условиях – наиболее оптимальная, верное решение для будущего России. Путин уже приобрел мощный опыт не только в России, но и в мире, я бы сегодня не назвал ни одного другого руководителя страны западного мира, который мог бы сравниться с ним по силе мышления. А Медведев занимался национальными проектами. Я знаю, что такое работа, пашня, он работал самоотверженно. Это будет прекрасный тандем плюс превалирующее большинство в Госдуме (ИТАР-ТАСС).

Наталья Орлова, главный экономист «Альфа-банка»
Наталья Орлова, главный экономист «Альфа-банка»
С точки зрения экономики ничего не меняется. Возможный тандем Медведев – Путин означает развитие процессов и реформ, начатых при нынешнем правительстве. Такой тандем также существенный сигнал, что экономическим проблемам будет уделяться большое внимание. Глобальная ситуация с энергоресурсами в мире может развиваться непредсказуемо, поэтому среди экономических приоритетов нового правительства будет улучшение энергоэффективности экономики, сохранение положительного торгового баланса. В целом государство стремится создать инновационную экономику, по ряду секторов добиться конкурентоспособности на мировом рынке. Однако, пока не будет решена проблема высокой зависимости от нефтяного сектора, о переходе на инновационную экономику говорить рано (ВЗГЛЯД).

Сергей Шишкарев, депутат Госдумы, член «Единой России»
Сергей Шишкарев, депутат Госдумы, член «Единой России»
Выдвижение Медведева я оцениваю как вполне логичный ход со стороны Путина. Он поддерживает кандидатуру человека, которого он хорошо знает и с которым у него сложились не только доверительные, но и деловые отношения. Что касается согласия Путина на премьерство, то после него Путин еще более вырос в моих глазах. Это крайне мужественный и достойный шаг. Уникальность этой ситуации заключается в том, что уходить героем, непобежденным, на пике своей популярности, наверное, тяжело. Сейчас Путин принимает новый вызов. Мы создали такую систему, при которой президента считают хорошим, а правительство плохим. Путин хочет взяться за эту черновую работу. Он фактически будет реализовывать «План Путина». Вообще это круто, я бы сказал, по-мужски (РИА «Выборы»).

Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
Если говорить образно, то в России есть одна команда, которая добилась значительного развития отечественной экономики. Если следовать понятиям командной игры, то Путин в данный момент ее капитан. В соответствии с правилами некоторое время он не сможет им быть и передает эстафету другому игроку. Но команда остается прежней. С позиции макроэкономического фона это, безусловно, позитивное решение, так как экономический курс будет продолжен, но с точки зрения фондового рынка это не новость, а давно ожидаемый шаг. Однако за 8 лет президентская команда достигла таких успехов, что в понимании субъектов фондового рынка Путин-премьер – это то же самое, что и Путин- президент. Этим решением снимается неопределенность насчет будущего страны. В целом же политические факторы, начиная от парламентских выборов, должны стать поводом для усиления суверенного рейтинга России в мировом сообществе (ВЗГЛЯД).

Владимир Шмелев, лидер «Новых правых»
Владимир Шмелев, лидер «Новых правых»
Заявление Путина о неперераспределении полномочий – это принципиальный момент. Сценарий, когда полномочия президента и премьера остаются прежними, может позитивно отразиться на демократическом развитии нашей страны, потому как тем самым мы начинаем отучаться от поклонения персоналию, а все больше приходим к тому, что в государстве основные должности – это прежде всего функции. Люди, которые входят в различные партии, они определенным образом выполняют эти функции в разных комбинациях, но не требуют изменений этих функций. При этом сегодняшнее заявление Путина – это очередной референдум по поддержке президента. Это также жест передачи популярности, передачи рейтинга своему преемнику. Это гарантия для бизнеса. Сохранение Путина в качестве главы правительства (даже если и на короткий период) могло бы гарантировать преемственность, в том числе и для бизнеса. Все это оптимистичный сценарий. А пессимистичный – это перераспределение полномочий, отставка Медведева после выборов и возвращение Путина. Этот сценарий любят мусолить аналитики и журналисты. Но я верю, что в таком нарушении букв нашей конституции не заинтересован ни российский народ, ни Путин, ни Медведев (ВЗГЛЯД).
..............