Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
30 октября 2007, 19:06 • Политика

Розыск «полицаев»

Необыкновенный фашизм

Розыск «полицаев»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Игорь Бурундуков

Во вторник в конференц-зале издательства «Европа» Фондом эффективной политики был организован круглый стол по теме «Латвия, Литва, Эстония, Украина, Хорватия, Австрия: попытки героизации нацизма». В качестве основного докладчика на семинар был приглашен директор иерусалимского филиала Центра Симона Визенталя, один из самых известных в мире охотников за нацистскими преступниками – доктор Эфраим Зурофф.

Открыть дискуссию было предложено Адольфу Шаевичу. Главный раввин России сразу подчеркнул необходимость понимания того, что «за попытками героизации нацистской преступности в некоторых государствах Восточной и Западной Европы стоит попытка пересмотреть историю с неблагоприятной для общества стороны, и это касается не только евреев».

Попытки героизации нацизма в ряде случаев являются для новых стран Европы «инструментом создания нации

«Возможно, мы не всегда правы, остро реагируя на подобные факты, но то, что происходит, не может не вызвать опасения у всех нормальных людей», – добавил г-н Шаевич, заверив присутствующих в том, что «евреи всегда будут помнить, кто именно спас им жизнь в годы Холокоста – Красная армия».

После этого главный раввин передал слово Эфраиму Зуроффу, который предпочел сконцентрироваться в своем докладе на проблеме возникновения «новой волны неонацизма», которую он связывает с потерей чувствительности властных элит к угрозе, исходящей от очагов нацистской идеологии.

Отдельно Зурофф остановился на том, что власти ряда государств (в первую очередь Прибалтики и Украины) демонстративно отказываются сотрудничать с Центром Симона Визенталя. В качестве примера он привел тот факт, что «коммунистических преступников» правоохранительные органы этих стран охотно ищут и судят, но аналогичные действия по отношению к преступникам нацистским не предпринимаются.

Это выражается даже в том, что «отсутствует покаяние как таковое». Центр неоднократно приглашал частных лиц из стран Балтии к сотрудничеству, обещая финансовое вознаграждение и абсолютную анонимность, но никаких плодов это не принесло.

Что касается Украины, то эта страна не проявляла никакого интереса к розыску собственных «полицаев»: часть из них уже вернулась на родину, часть проживает в США. «Отсутствие борьбы с нацизмом равносильно поддержке нацизма», – заключил Зуррофф.

Более того, во всей Восточной Европе зафиксировано только два случая преследования нацистских преступников по закону. Зурофф подчеркнул, что странам, население которых активно сотрудничало с гитлеровцами и участвовало в организации Холокоста, необходимо:

во-первых, признать свою вину; во-вторых, покаяться перед жертвами; в третьих, организовать преследование нацистских преступников; в-четвертых, рассекретить и архивировать документацию по этому вопросу; в-пятых, отказаться от какой-либо «реабилитации нацистов»; и, наконец, в-шестых, бороться с неонацизмом, в частности через государственную пропаганду, в том числе и в школах.

Однако ряд государств занимает строго противоположную позицию. Центру пришлось даже препятствовать реабилитации примерно 170 преступников. «Были и такие попытки, хотя эти преступления не имеют срока давности», – подчеркнул Зурофф.

Закончил доктор на том, что одной из причин его визита в Россию стало налаживание сотрудничества с целью совместного поиска нацистских преступников. С этой целью он уже встречался с председателем комитета по международным делам Совета Федерации Михаилом Маргеловым. Зурофф в целом не исключает, что отдельные нацистские преступники могут скрываться и на территории современной России.

«Через несколько лет наша деятельность по поиску конкретных лиц закончится – нацистских преступников в мире больше не останется. И тогда мы будем бороться с распространением идей нацизма. Мы не можем проиграть в этой борьбе», – подытожил Эфраим Зурофф.

По его словам, сейчас в Европе существуют три фронта новой волны антисемитизма. Это неонацисты (например, в Германии), ряд ультралевых движений и постепенно разрастающийся исламизм.

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский высказал предположение, что одной из причин героизации нацистов в Прибалтике и на Украине стал тот факт, что «СССР был зоной, свободной от дискуссии о Холокосте». Холокосту предпочитали более широкое понятие «геноцид».

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД)
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД)

При этом идеология антифашизма в Советском Союзе была акцентированной, но являлась одним из моментов государственной пропаганды. Это и позволило отколовшимся республикам поставить саму идею под сомнение. Таким образом, антикоммунизм местами дозрел до героизации нацистов.

В этом контексте прозвучала также мысль о том, что попытка подобной героизации в ряде случаев являются для новых стран Европы «инструментом создания нации». С одной стороны, «полицаи» действительно преступники. С другой – они боролись с коммунистами, к которым у Прибалтики и Украины немало претензий. Это можно объяснить, можно понять, но нельзя оправдывать.

Кроме того, современная Прибалтика построена фактически эмигрантами. Многие политики Литвы, Латвии и Эстонии до 1991 года проживали в США в Канаде и в большинстве случаев являются прямыми потомками беглых нацистов.

Ввиду всего этого необходимо продолжать давление на властный истеблишмент Прибалтики через международные организации. Впрочем, эти страны перманентно игнорируют обвинения в реабилитации нацистов не только со стороны ООН и ПАСЕ, но и со стороны НАТО.

Со своей стороны заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин выразил недоумение, что власти стран-победителей во Второй мировой войне своими политесами в адрес нацистских преступников фактически переводят свои государства в стан проигравших. «Ради голосов на выборах», – подчеркнул г-н Жарихин, имея в виду прежде всего Украину. «Они не понимают, что открывают ящик Пандоры?» – задался риторическим вопросом эксперт.

Пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов подхватил этот тезис и напомнил, что президент Украины Виктор Ющенко присвоил звание героя Украины Роману Шухевичу, главнокомандующему Украинской повстанческой армии* и гауптштурмфюреру СС.

Дальше – больше. Пропрезидентская партия «Наша Украина» требует полной реабилитации всех воинов ОУН*-УПА. «Неонацизм на Украине теперь – респектабельная идеология истеблишмента», – заключил г-н Фролов.

Включившийся в дискуссию лидер молодежного движения «Россия молодая» Максим Мищенко обратил внимание собравшихся также и на то, что неонацизм стал моден в среде российской молодежи.

Кстати, реплика Эфраима Зуроффа, в которой тот поставил в один ряд «нацистских» и «коммунистических» преступников, вызвала у участников круглого стола бурю негодования.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ