Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
18 октября 2007, 20:00 • Политика

Ху есть Ху

Политика Китая ведет к столкновению с Россией

Ху есть Ху
@ wikipedia.org

Tекст: Дмитрий Бавырин

На XVII съезде Компартии Китая часто звучали такие слова, как «демократия», «инновации» и «социальное выравнивание». При этом задающий тон в развитии страны генсек КПК Ху Цзиньтао жестко пресекает любые формы оппозиции себе и своей линии, а кроме того – все чаще прямо угрожает США, претендуя как минимум на абсолютное лидерство в регионе.

Съезд Компартии Китая является важнейшим событием в политической жизни страны, поскольку определяет всю концепцию развития на целых пять лет. За репортажами со съезда внимательно следят, по данным газеты «Жэминь Жибао», 75% китайцев (почти миллиард человек). И, тем не менее, мероприятие это по большому счету протокольное.

Не исключено, что «линия Ху» рано или поздно столкнет лбами ближайших партнеров по ШОС

Все время со дня официального начала съезда делегаты КПК из регионов под чутким руководством партсекретарей занимались одним – обсуждением доклада генсека и руководителя КНР товарища Ху Цзиньтао.

Излишне говорить, что доклад был целиком одобрен и все оставшееся время партийцы уделили сообщениям о собственных региональных успехах, акцент в которых делался на соответствие региональной политики комитетов единой «линии Ху». Более того, все внутренние проблемы в регионах, как оказалось, неизменно решаются исключительно по обозначенной генсеком методологии.

Единственная интрига, которая сохраняется до сих пор, – грядущие выборы в политбюро КПК. Эксперты с уверенностью говорят, что в него попадут партсекретарь Шанхая Си Цзиньпин и партсекретарь Ляонина Ли Кэцян – многолетние сторонники Ху Цзиньтао и его потенциальные преемники.

Оба они – ставленники генсека в регионах, жесткие сторонники генеральной линии и весьма успешные управленцы. Именно это говорит о том, что товарищ Ли и товарищ Си попадут сразу в восьмиместный постоянный комитет политбюро, минуя статус «обычного» члена (именно такой путь прошел в свое время и Ху Цзиньтао).

Сомнений в том, что их избрание (если Ху того захочет) пройдет без проблем, нет никаких. Очевидно и единодушное переизбрание самого Ху на место генерального секретаря КПК. Последние годы генсек старательно подавлял любую внутрипартийную оппозицию, используя стандартное обвинение в коррупции (кстати, борьба с коррупцией занимает одно из центральных мест и в докладе товарища Ху). Наибольшая удача – фактический разгром «шанхайской группы».

Жесткое давление оказано и на потенциальных недовольных – этнических тибетцев, состоящих в КПК. Компартия регулярно призывает их сделать окончательный выбор в пользу партийной линии и отказаться от любой поддержки «сепаратистских действий Далай-ламы».

За год парторганизации учинили несколько весьма громких судебных процессов над «диссидентами», но основное решение было принято с прицелом на будущее. Так, реинкарнация панчен-ламы (второго по рангу ламы после Далай) с некоторых пор считается таковой только с одобрения КПК.

Судя по всему, Компартия намерена в будущем решить все противоречия между «генеральной линией партии» и буддийскими традициями. У верующих, таким образом, появится альтернатива старательно маргинализируемому пропагандой «сепаратисту» Далай-ламе в лице «политически правильных» лам.

Словом, товарищ Ху сейчас работает на перспективу – чтобы с его уходом с поста генсека «генеральная линия» была продолжена. В «линии Ху», кстати, можно смело выделить три основных концепта, в случае успешной реализации которых лидерство Китая не только в регионе, но и на мировой арене будет неоспоримым.

Первый момент – это провозглашенная на съезде «научная концепция развития». Руководство Китая понимает, что сейчас страна развивается в целом однобоко. Темпы роста промышленности идут в ущерб экологии и качеству производимого продукта. А вот «научная концепция развития» подразумевает упор именно на инновации. Более того – учитывает экологическую проблематику страны.

Второй момент – борьба с социальным неравенством. Причем о раскулачивании сотни китайских миллиардеров речь не идет. КПК твердо намерена дружить с местным бизнесом, и с недавних пор предпринимателей охотно принимают в КПК. Речь именно о подтягивании к «процветанию» остальной части населения.

Заместитель директора госуправления КНР по развитию и реформам Чжу Чжисинь не случайно скрыл свое отношение к очередной публикации журнала Forbes, посвященной китайским миллиардерам, отделавшись прямой ссылкой на доклад товарища Ху («важным проявлением справедливости общества является разумная система распределения доходов»).

А вот слова Чжу Чжисинь о том, что «все больше граждан должны на себе почувствовать реальные результаты реформ», можно считать ключевыми. Поднебесная призывает своих жителей богатеть.

Кроме того, одним из делегатов съезда – замминистра здравоохранения Гао Цяном – уже объявлено, что Китай войдет в число стран, где внедрена система общенационального медобслуживания. Сейчас, при условии исключительно платной медицины, у сельского населения страны отсутствует даже элементарная медицинская страховка. Но, согласно концепции товарища Ху, к 2020 году основными видами медицинских услуг должно быть обеспечено все население КНР.

Причем плацдарм для этого у Китая имеется, и очень неплохой. Эпидемия атипичной пневмонии была остановлена в стране всего за два месяца, в то время как международные организации предсказывали, что для этого понадобится добрых два года. Но ущерб для международного имиджа страны (и ущерб для инвестиционной привлекательности) мог быть настолько серьезен, что пневмонию ценой невероятных средств и усилий фактически задушили в зародыше.

Третий, возможно, самый важный момент – демократизация, по крайней мере – ее иллюзия. Китай категорически не устраивает имидж тоталитарной страны, благо «демократические» позиции большинства западных стран на международной арене конвертируются лучше.

Об ослаблении генеральной линии КПК, конечно, не может быть и речи (это автоматически поставит под угрозу и «линию Ху»). Напротив, в рамках съезда уже прозвучало несколько показательных выступлений об «абсолютной поддержке линии партии» (например, со стороны китайских генералов).

Однако Китай намерен развивать и углублять практику привлечения на высокие государственные посты беспартийных. Причем – силами партии. Заместитель заведующего орготделом ЦК КПК Оуян Сунн объявил об этом во вторник.

Газета ВЗГЛЯД уже писала, что в докладе Ху Цзиньтао на открытии съезда особо подчеркивалась необходимость «усиления делового сотрудничества с демократическими партиями, оказания беспартийным деятелям поддержки в лучшем выполнении ими своих функций в деле участия в управлении государством посредством обсуждения государственных дел и осуществления демократического контроля».

Тут стоит заметить, что элементы многопартийности в Китае отсутствуют, хотя номинально, помимо КПК, существуют еще несколько партий. Но генсек явно настроен если не ввести фактическую многопартийность, то хотя бы утвердить некоторые ее элементы в рамках концепции «реформа и открытость». Благо «только в социализме спасение для Китая», но «только реформа и открытость обеспечивают развитие как Китаю, так и социализму и марксизму».

Но, как сказал товарищ Ху, «в вопросах строительства демократии Китай будет ориентироваться на собственный опыт и не будет следовать западным моделям».

Именно сейчас Китай все чаще высказывает собственные претензии к «западным моделям». В первую очередь, конечно, к США. В рамках регулярного брифинга МИД КНР, что состоялся в четверг, Вашингтон выслушал множество прямых «наездов», а для китайской дипломатии это крайне нетипично.

Так, награждение Далай-ламы Золотой медалью конгресса официальный представитель МИД Лю Цзяньчао назвал «грубым вмешательством во внутренние дела Китая», а «то, как Китай относится к Далай-ламе, является внутренним делом Китая, и другим странам не следует нас учить, как поступать»

Более того, министр иностранных дел КНР Ян Цзечи в четверг вызвал в МИД посла США в КНР и заявил ему резкий протест против действий американской стороны. Теперь Пекин однозначно требует от США «принять немедленные меры по исправлению своей ошибочной позиции».

А секретарь тибетского отделения Компартии Чжан Цинли на XVII съезде высказался еще жестче: «Мы просто в ярости; если Далай-лама может получить такую награду, то в мире нет ни справедливости, ни добрых людей».

Можно вспомнить еще и категорическую позицию КНР по Мьянме, идущую вразрез с мнением Запада, и участившиеся «советы» МИДа КНР Белому дому (например, по поводу урегулирования в Ираке). Китай сейчас всеми силами старается продемонстрировать миру, что готов брать на себя ответственность за ресурсосбережение, борьбу с бедностью и общую стабильность в регионе. В рамках «линии Ху» и в перспективе страна явно претендует на мировое лидерство в будущем. А в ближайшем будущем – на лидерство в регионе.

Но на региональное лидерство в центральной Азии претендует и Россия. Так что не исключено, что «линия Ху» рано или поздно столкнет лбами ближайших партнеров по ШОС.

..............