Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
9 ноября 2005, 20:58 • Политика

Райков пожурил Рыжкова

Райков пожурил Рыжкова за «историческое холуйство»

Райков пожурил Рыжкова
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Елена Зимина

В последнее время в Госдуме все больше обеспокоены поведением депутатов. Совсем недавно комиссия по этике осудила за неэтичное поведение сопредседателя фракции «Родина» Дмитрия Рогозина. В среду объектом аналогичных разбирательств оказался независимый депутат Владимир Рыжков. Правда, на этот раз депутаты решили не осуждать своего коллегу. Мягкое предупреждение прозвучало лишь из уст Геннадия Райкова. Глава комиссии посоветовал г-ну Рыжкову задумываться над тем, что говорить.

Поводом для разбора полетов стала недавняя публикация высказываний Владимира Рыжкова в газете «Новые Известия». В статье под названием «Историческое холуйство» депутат заявил, что «парламентаризм в России никак не приживается». «У нас никак не удается создать парламент, независимый от верховной власти и занимающий самостоятельную политическую позицию. Начинаем с революционных Дум и кончаем «холуйскими», – высказался тогда Рыжков.

«Матом я никого не крыл»

Больше всего коллег депутата Рыжкова возмутил эпитет "холуйский"

Именно эти слова и заставили единоросса Людмилу Пирожникову подготовить протокольное поручение, в котором она потребовала обязать депутата принести публичные извинения за допущенные в адрес здания на Охотном Ряду «оскорбления». И хотя Госдума до сих пор так и не выработала кодекса этики депутата, представители профильной комиссии не преминули сослаться на аналогичный кодекс в Великобритании. Оказывается, чопорные английские парламентарии строго-настрого запретили себе плохо отзываться о своем парламенте.

Больше всего коллег депутата Рыжкова возмутил эпитет «холуйский» в отношении здания на Охотном Ряду. Припомнили ему и прошлые выражения типа «котлет и гарнира» как характеристики взаимоотношений парламентского большинства и оппозиции. Подшив все имеющиеся материалы, комиссия по этике настроилась на строгое решение.

Геннадий Райков (фото ИТАР-ТАСС)
Геннадий Райков (фото ИТАР-ТАСС)

С видом нашкодившего ученика, с опущенной головой, депутат Рыжков молча выслушивал замечания своих коллег. Наконец ему предоставили слово. «Мое отношение к парламенту всем известно, – сразу же попытался оправдаться депутат. – Я отношусь к нему с глубоким уважением». Но в своем поступке г-н Рыжков не видит ничего предосудительного. «Я же не дрался, никого не оскорблял и не крыл матом», – мотивировал он свою позицию. Получается, что речь идет вовсе не о нарушении этических норм парламентария. Напротив, в интерпретации Рыжкова, народному избраннику просто стремятся «заткнуть рот».

Как на комсомольском собрании

В своей защите депутат попытался апеллировать к положениям конституции. И заявил, что любые ограничения свободы слова следует рассматривать как антиконституционные. «Парламент – это место политических дискуссий, без них он просто превратится в вегетарианскую ферму», – съязвил политик. Известно, что за острые словечки Уинстону Черчиллю некогда дали Нобелевскую премию. «Я, конечно же, на нее не претендую, но использованное мною слово «холуй» в отношении нынешней Думы вовсе не оскорбительное», – оборонялся Рыжков. Действительно, в толковом словаре Ожегова «холуй» трактуется как «слуга-лакей» и не несет в себе негативного оттенка.

Парламентарий пояснил, что его статья была исключительно научно-публицистическая: «В ней я рассуждал о природе российского парламентаризма и оперировал историческими обобщениями». «Холуйской» дореволюционную Думу называли в народе. По мнению депутата, нынешний парламент только повторяет судьбу своих предшественников – «от оппозиции к лояльности». «Я настаиваю на этом как ученый», – фактически открестился от своего статуса публичного деятеля Рыжков.

Ставка на раздвоение личности спасла депутата. Комиссия по этике решила не осуждать высказывания ученого-историка. «Юридически хитро и грамотно получилось», – прокомментировал защиту Рыжкова единоросс Валентин Чайка. «Ты аккуратный человек, – по-отечески обратился к обвиняемому Геннадий Райков. – За два года в Ваш адрес поступило не так много жалоб, но разбор все равно полезный. Мы все должны задумываться над тем, какие слова произносим».

Раскрасневшийся и радостный г-н Рыжков тут же покинул зал заседаний. В беседе с газетой ВЗГЛЯД он признался, что последний раз его так «разбирали» только на комсомольском собрании. Но не преминул похвастаться своей победой: «Создан важный прецедент, который означает только одно – никто не может осуждать депутата за его политические высказывания». Это, казалось, поняли и члены профильной комиссии. «Не будем шить своему коллеге дело», – призвал собравшихся депутат Александр Крутов (фракция «Родина»). А вот Сергей Иванов (фракция ЛДПР) посоветовал г-ну Рыжкову «быть честнее и не ругать свое место работы за глаза».