Корректировка реальности

@ из личного архива

4 августа 2014, 16:30 Мнение

Корректировка реальности

Cерьезные «войны» вокруг правок в Википедии важны не только тем, что затрачиваемые ресурсы не сравнимы с «выхлопом», но и тем, что для участников это принципиальный вопрос. Викиреальность нельзя пускать на полный самотек.

Антон Крылов Антон Крылов

журналист

Диванные войска – феномен, ставший возможным только с появлением интернета. Разумеется, во все времена и эпохи существовали «пикейные жилеты», описанные Ильей Ильфом и Евгением Петровым в «Золотом теленке».

Арабская весна» произошла не благодаря «Фейсбуку», а с использованием «Фейсбука». Интернет – это не идея, а средство, так же как и автомат Калашникова

Наверняка еще в доисторическую эпоху почтенные беззубые старцы тридцати лет от роду сидели на шкуре мамонта у костра в пещере и вполголоса переговаривались:

– Большой Грызь – голова, я бы ему палец в рот не положил!

– И Быстрый Скок – тоже голова. Он на эту удочку не пойдет!

До наступления эры интернета со сменой эпох ситуация практически не менялась – в каждом социуме была политически озабоченная группа, которая собиралась в кафе или на кухнях, или просто на улицах и площадях и обсуждала происходящее в мире.

После того, как разработанная по заказу министерства обороны США компьютерная сеть накрыла весь мир, «пикейные жилеты» не только получили возможность доносить до неограниченного числа пользователей свои крайне оригинальные мысли о том, что такой-то – голова, и от ротопальцеположения в его адрес они бы воздержались. Они наконец-то смогли войти в прямое соприкосновение с аналогичными жилетами из других стран мира.

Про особенности интернет-дискуссий написано немало – и учеными, и писателями, включая Виктора Пелевина. Но поведение человека при общении с идеологическим противником в интернете в целом мало отличается от аналогичной дискуссии на каких-нибудь круглых столах и семинарах, которые проводятся «вживую». Пожалуй, самое заметное отличие – это более легкий переход к матерной брани, вызванный заведомой невозможностью или как минимум отложенностью физического контакта.

Показательно, что случаи переноса интернет-ругани в офлайн, по крайней мере в российской блогосфере, крайне редки, и каждый из них становился поводом для длительного обсуждения.

Показательно, что журналист Олег Кашин*, попытка убийства которого, по одной из версий, была вызвана как раз записью в соцсети, до этого дважды был избит блогерами без тяжелых последствий.

Но такие инциденты – скорее исключение. Блогеры и пользователи социальных сетей, пишущие на международную тематику, несмотря на обилие получаемых от стороны противника угроз и оскорблений, пока что физического ущерба не получали.

Викиреальность

Базовое правило информационной войны и пропаганды – заставить противника говорить на твоем языке. Это первый шаг к контролю повестки дня и к эмоциональному восприятию реальности, которое у многих людей является более развитым, нежели информационное отношение.

Несмотря на титанические усилия украинской пропаганды по представлению ополченцев Донбасса как «террористов», успеха за границами контролируемой Киевом территории это пока не принесло. В России повстанцев террористами называют только жестко маргинальные либеральные блогеры, а подавляющее большинство западных изданий пишут rebels, то есть «повстанцы» – слово, которое в английском языке, как и в русском, не имеет негативных коннотаций. Справедливости ради следует отметить, что во время войн в Чечне сражавшихся против федеральных войск боевиков также называли rebels, что вызывало возмущение у официальной Москвы.

Люди, проводящие большое количество времени в интернете, приобретают хорошо известную специалистам профессиональную деформацию – интернет-реальность кажется им более полной и значимой, нежели реальность, данная нам в ощущениях. Из-за этого возникают серьезные «войны» вокруг правок в «Википедии» – затрачиваемые на это ресурсы не сравнимы с получаемым «выхлопом», но для участников это на самом деле принципиальный вопрос.

Несмотря на то, что среди серьезных СМИ использовать ссылки на «Википедию» считается дурным тоном, все равно этот общественный ресурс остается наиболее популярным в большинстве стран мира для получения быстрой информации о каком-либо предмете или явлении.

Хороший журналист, ознакомившись с «Википедией», обратится к другим, более серьезным альтернативным источникам информации. А вот вечно спешащий «новостник», не говоря уж о «пикейных жилетах», вполне может удовлетвориться вики-информацией. Видимо, за их души и ведется «война правок».

Внести правки в «Википедию» может абсолютно любой пользователь интернета. Часть особо спорных статей могут редактировать только «проверенные» редакторы, но и это ограничение можно обойти.

«Вики-воины», как они сами себя называют, создают специализированные сообщества, которые следят за вносимыми правками. В США, например, создано твиттер-сообщество @CongressEdits, которое занимается отслеживанием правок, вносимых с IP-адресов, принадлежащих, по данным сообщества, Конгрессу США. В России есть аналогичное сообщество @RuGovEdits.

Так, например, российский твиттер-монитор сообщает о том, что сотрудники российской ФСО внесли правки в немецкую «Википедию», заменив слово Separatisten (сепаратисты) на Rebellen (повстанцы).

А американское сообщество зафиксировало попытку правки статьи «Гимн России» с адреса, принадлежащего Конгрессу США. Неизвестный украинофил попытался заменить слова гимна на хулиганскую болельщицкую кричалку, за использование которой поплатился своим постом экс-министр иностранных дел Украины Андрей Дешица.

Показательно, что ранее этот же адрес неоднократно был «засвечен» при внесении хулиганских и просто лживых правок в англоязычную «Википедию», поэтому возможность редактирования для него была отключена. Но только на англоязычном ресурсе, остальные языки оказались доступны – чем немедленно и воспользовался «шутник» из Госдепа.

«Сенсации», публикуемые в вышеуказанных твиттер-сообществах, если о чем-то и свидетельствуют, так это о среднем интеллектуальном уровне сотрудников государственных органов в России и США и о количестве свободного времени, которое есть у них на работе.

Отследить правки, вносимые теми же сотрудниками государственных органов из дома или с личных мобильных телефонов, невозможно. Да и с рабочего компьютера можно при желании ввести в «Яндекс» или «Гугл» слово «анонимайзер», воспользоваться первой же предлагаемой ссылкой, после чего IP-адрес сменит не только место работы, но и страну.

Именно из-за легкой доступности анонимайзеров подавляющее большинство экспертов по интернет-коммуникациям выступают против разнообразных блокировок. Если они к чему-то и приводят – это только к так называемому эффекту Стрейзанд.

«Заблокированного» Алексея Навального в ленте «Фейсбука» у многих политизированных блогеров стало гораздо больше после того, как доступ к его сайту и странице был, по мнению правоохранительных органов, «ограничен». Ссылки на «Грани.ру» стали попадаться чаще, хотя вряд ли именно этого добивался Роскомнадзор.

Людей тянет ко всему запрещенному со времен Адама и Евы. Особенно когда для получения запретного плода не надо куда-то идти и проводить нудное собеседование с пресмыкающимся, а достаточно просто пару раз кликнуть по ссылке.

Действительность

Разумеется, нельзя забывать о том, что сервера «Фейсбука» и «Живого журнала» расположены в США.Но голыми запретами и ограничениями с интернет-реальностью ничего сделать нельзя. Даже «великий китайский фаервол» возможен не благодаря суровости запретов, а благодаря существующей альтернативе. Китайские социальные сети ничем не хуже аналогичных американских.

Собственно, в России тоже есть свои «ВКонтакте» и «Одноклассники», которые гораздо популярнее «Фейсбука» и «Живого журнала» вместе взятых. Есть «Яндекс», который во многом полезнее «Гугла». Администраторы русскоязычной «Википедии» строго соблюдают принципы непредвзятости информации и подчиняются требованиям российского законодательства не вопреки информативности ресурса.

Таким образом, нельзя сказать, что Россия проигрывает информационную войну или что России серьезным образом угрожает доминирование США на рынке интернет-решений. Отсутствие собственных самолетов угрожает куда сильнее.

Конечно, это не значит, что развитие викиреальности можно пускать на полный самотек – безусловно, контроль необходим, и занимаются им все страны мира, включая занимающие первые места в разнообразных «рейтингах демократичности».

Спецслужбы США отправляют за год тысячи запросов в интернет-гиганты, их российские коллеги интересуются активностью пользователей на порядок реже.

Но в любом случае влияние интернет-реальности на действительность в целом чаще преувеличивается, чем преуменьшается. Наверное, странно говорить об этом на страницах интернет-СМИ, но факт остается фактом. Влияние «пикейных жилетов» на реальную политику если и выросло со времен из выхода в интернет, то незначительно. Возможно, кто-то поехал воевать за Новороссию, начитавшись дискуссий, где «бандеровцы» глумились над памятью жертв одесской трагедии 2 мая.

Но в 1936 году без всяких блогов и форумов воевать за свободу Испании отправились тысячи добровольцев из СССР и других стран мира.

«Арабская весна» произошла не благодаря «Фейсбуку», а с использованием «Фейсбука». Интернет – это не идея, а средство, так же как и автомат Калашникова. Не было бы Калашникова – стреляли бы из чего-нибудь другого, но вообще стрелять не перестали бы.

И бороться надо не с интернетом, а с желанием стрелять.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............